Ангел западного окна – Густав Майринк

0 1400

В поисках инакомыслящих, осмелюсь предложить для ознакомления информацию о Густаве Майринке.

В свое время, я был под сильным впечатлением от его прозы.

Итак, Густав Майринк,


незаконнорожденный сын Марии Вильгельмины Адельхайд Майер и государственного министра Карла Фрайхерра фон Фарнвюлера, родился 19 января 1868 г. в Вене. 

Его мать была актрисой и поэтому много путешествовала с театром. Детство и юность Майринка прошли в постоянных разъездах. Он учился в гимназиях – поочередно в Мюнхене, Гамбурге и Праге. 

Литературоведы и биографы Майринка считают, что мать писателя относилась к сыну довольно холодно, и мальчик в детстве был лишен материнского тепла. Некоторые полагают, что именно поэтому писателю так удавались позднее вампирические и демонические женские персонажи и довольно плоскими выходили положительные фигуры. 

В 1888 г. Майринк окончил Торговую Академию в Праге. После этого он основал, с племянником поэта Кристиана Моргенштерна, торговый банк «Майер и Моргенштерн», который некоторое время функционировал довольно успешно.

Занимаясь банкирской деятельностью не очень усердно, Майринк вел в Праге великосветскую жизнь. Однажды он даже дрался на дуэли с каким-то офицером из-за неуместного и оскорбительного намека на незаконорожденность.

В 1892 г. Майринк женился на Едвиге Марии Цертль – но довольно быстро разочаровался в этом браке и не разводился до 1905 г. лишь из-за упорства супруги и некоторых юридических деталей.

В 90-е годы Майринк заинтересовался оккультизмом. В посмертно опубликованном автобиографическом рассказе «Лоцман» он сам так описывает обстоятельства, при которых впервые столкнулся с таинственными силами судьбы. В 1892 г., когда ему было 24 года, он переживал глубочайший духовный кризис, который постепенно привел его к идее самоубийства. Когда он уже стоял в своей комнате, готовясь навсегда уйти из мира живых, что-то зашуршало под дверью, и он увидел, как в щель ему просунули тонкую брошюрку под странным названием «Жизнь после смерти». Это произвело на него такое сильное впечатление, что он резко изменил свое намерение. Мистическое совпадение во многом повлияло на всю его дальнейшую судьбу.

После этого случая он углубился в изучение оккультных трактатов, участвовал в учреждении Пражского отделения теософского общества «У голубой звезды» и вошел в контакт с кружком «пражских мистиков, группировавшихся вокруг некоего Вебера Алоиза Майлендера.

В том же 1892 г. на Майринка в пражскую полицию поступило клеветническое обвинение в использовании спиритизма и колдовства в банкирской деятельности. Он был взят под стражу и находился в тюрьме два с половиной месяца. Несмотря на конечную доказанность его невиновности, этот инцидент негативно сказался на всех его делах, и он вынужден был оставить свое предприятие.

В 1900-х годах Майринк начинает писать сатирические рассказы для журнала «Симплициссимус». Уже в них виден значительный интерес автора к мистицизму и восточным религиям. В это время Майринк тесно контактирует с пражской группой неоромантиков А. Кубиным, Р. Тешнером, Р. Леппином и О. Винером. Из-под его пера выходят гротескные фантастические истории с элементами социальной сатиры и откровенного макабра. Позднее он объединил их в 3-томнике «Волшебный рог немецкого филистера».

В 1905 г. Майринк женится на Филомене Берндт. С новой женой они часто путешествуют по Европе. В Вене Майринк издает сатирический журнал «Der lieber Augustin», продолжая сотрудничать одновременно в пражском «Симпилициссимусе». В 1906 г. в Швейцарии у Майринка рождается дочь Фелицитас Сибилла, а в 1908 г. в Мюнхене – сын Харро Фортунат.

Во время путешествий Майринк встречается с различными представителями европейских оккультных школ и, в частности, с эзотерической группой итальянца Джулиано Креммерца, называемой «Цепью Мириам». Общение с Креммерцем и посвящение в оккультную герметико-тантрическую практику «Цепи Мириам» было для Майринка чрезвычайно важным событием, которое отразилось на всех последующих литературных произведениях, так или иначе связанных с идеями и техникой школы Креммерца, и особенно на романе «Голем».

В 1915 г. этот роман вышел в свет и тут же принес Майринку невероятный успех. Он выдержал несколько изданий, по нему ставились спектакли и снимались экспрессионистские фильмы. Сразу же вслед за «Големом» Майринк публикует второй роман – «Зеленый лик» и сборник рассказов «Летучие мыши». Хотя эти книги и не превышают по популярности успех «Голема», публика читает их охотно. Кроме того, Майринк занимается переводами Диккенса и оккультных трактатов. В 1917 г. он пишет роман «Вальпургиева ночь», интерес к которому заметно слабее, чем к предыдущим книгам.

Благодаря доходам от своих публикаций, Майринк получил возможность купить виллу на Штарнбергском озере, которую назвал «Дом у последнего фонаря». В ней он прожил всю оставшуюся жизнь.

В 1921 г. он публикует роман «Белый Доминиканец», а в 1927 последнюю книгу – «Ангел западного окна». Майринк издает также 5 томов учрежденной им же самим серии «Романы и книги о магии».

В 1927 г. Майринк принимает буддизм и полностью посвящает себя медитативной практике. Говорят, что он настолько владел йогой, что лечил с ее помощью все заболевания, не прибегая к услугам врачей. Отдельным аспектам практики «хатха-йога» посвящена его единственная теоретическая брошюра «На границе с потусторонним» (1923).

Летом 1932 г. его сын Харро Фортунат, в возрасте 24 лет, кончает с собой, не только повторяя трагическую попытку своего отца в юности, но и как бы подтверждая все его литературное творчество, в котором подобная ситуация мистической передачи одних и тех же архетипов по цепи поколений неоднократно проигрывается. В письме к другу Майринк говорит о том ужасе, который он пережил, столкнувшись в личной жизни с таким прямым отражением своих мистических идей о циклическом круговращении событий.

Через полгода после смерти сына, 4 декабря 1932 г., умер и сам Майринк. Его жена, которая пережила его на 30 лет, писала, что он чувствовал приближение конца и просил ее не волноваться и не суетиться. Он встретил смерть так же, как и герои его романов: с достоинством и твердой уверенностью, что это лишь переход бессмертного «Я» из одного состояния в другое.

Жизнь и смерть Майринка неотделимы от его творчества. Его герои для поклонников его искусства существуют почти как реальные лица. А судьба самого автора не менее загадочна и полна таинственных знаков и мистических происшествий, чем судьба персонажей его романов.

После «Вальпургиевой ночи» интерес к Майринку в литературных средах сошел на «нет» и выпуск «Белого доминиканца» и «Ангела западного окна» остался практически незамеченным. Волна популярности спала так же быстро, как поднялась. В 30-40-е – 50-е годы о Майринке практически никто не вспоминал, пока в начале 60-х годов не начался новый бум «черного романтизма».

Источник информации: fantlab.ru.

Мой канал для инакомыслящих: t.me/prosvetleniya

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...