Идеологии нельзя уничтожить. В отличие от стран и людей, у них нет границ и они бессмертны потому, что в них отражены вечные чаяния человечества и необходимые жизненные ориентиры. Их невозможно одолеть ни безыдейной силой, ни завалить деньгами. Можно одержать верх, но только другой, более совершенной идеей. Жизнеспособность наций оценивается по их соответствию общепринятым идеалам и национальным проектам. На что способны идеи, по-настоящему, овладевшие помыслами активного сообщества? История богата примерами:
Крошечная Куба, идеи Хосе Марти и независимость от могущественной испанской метрополии. «Родина – это человечество!», а главная стратегическая цель борьбы – экономическая, политическая и культурная независимость народов Латинской Америки. Спустя век - Фидель Кастро, с идеей Хосе Марти, но уже обогащённой марксизмом-ленинизмом, вдохновляет маленькую страну на ещё больший подвиг. Десятилетиями выдерживают полную экономическую блокаду, вооруженные агрессии, саботаж, покушения от всесильных США. Чей берег – чуть более, чем в 100 милях от острова Свободы.
«Свобода, равенство, братство» - ставшая лозунгом успеха Великой французской революции, ещё в 18 веке бросила вызов всемогущим европейским монархиям.
Век спустя, похожая идея «равенства в правах, справедливое общество без эксплуатации чужого труда: мир народам, власть – их советам, земля и фабрики – тем, кто на них работает» стала победоносной для ВКП(б), и возглавляемых ею обездоленных, против несметно богатых и жестоких врагов.
Прямо или косвенно, но все идеологии и их «назареи», в конце феодальной фазы развития человечества зарождались в интеллектуальной среде масонских лож. В отсутствие средств эффективной связи, масонство легко стало, так называемой, «закрытой сетью» и интеллектуальной средой для организации антимонархических революционных движений в процессе меж фазового перехода.
Что, однако, никак не означало, что масоны, с их театрализованными ритуалами, таинствами и идеалистическими проектами, становились выгодополучателями от организованных ими социальных процессов. И ещё меньше, что их цель «доброты, равенства, мира и справедливости» на фундаменте знания и науки продолжает хотя бы теплиться где-либо на планете.
США были созданы по масонскому идеалу (верховенство Промысла Творца, закона, прогресс, космополитизм, экуменизм, неприкосновенность частной собственности, свобода самовыражения личности ) и проекту. Благодаря основанным на этой идеологии социальным реалиям, этой стране удалось привлечь и вобрать в себя лучшее со всего мира. В результате, технологически, организационно и финансово превратиться в самую передовую и могущественную державу на планете. Однако, даже в этой авторской лаборатории, в нравственном плане, судя по тому, что наблюдаем в ходе нынешней предвыборной кампании, ускоряется моральная декаденция и ничего масонского уже не осталось. Революции всегда "поедали" своих участников и организаторов. Выгодоприобретателями становились другие. Уже не масоны…и, конечно, не революционеры.
В этом же плане, показателен пример «Освободителя» народов латиноамериканского континента от колониального гнёта, богатого аристократа и масона, Симона Боливара. Чуть ли не приобщенный к лику святых в политической среде Латинской Америки, неоспоримый лидер проекта общеамериканской конфедерации начала 19 века, чьим именем названы тысячи мест и людей. На похороны «Освободителя» ему не нашлось чистой рубашки, которая, всё же была предоставлена...одним бедным крестьянином. А знаменитые масоны Гарибальди, Дж. Мадзини и все другие революционеры? Оставили после себя только благодарную память, у освобождённых от монархий и феодального гнёта потомков.
Аналогичный лозунг «равенства, братства (не путать с нынешним, блинным по созвучию)) и счастья» – будь он масонским или «чисто» большевистским – с общественной собственностью на средства производства, интернационализмом и возвышением труда над паразитизмом финансового капитала, вдохновлял строителей коммунизма СССР. Стал ключом к построению принципиально нового общества в человеческой истории.
Советскому народу, сплоченному коммунистическим идеалом, удалось выиграть две тотальные и дюжину локальных войн против самых могучих государств той эпохи; поднять два раза из руин огромную страну. И всё это - за одну треть века. В следующую треть, превратить СССР в ядерную и космическую державу с одними из самых высоких в мире уровней образования и здравоохранения и политического влияния.
Разница между идеологиями освобождения от загнивающих западных монархий и марксистско-ленинской, заключается в отсутствии у последней частной собственности и духовной составляющей. Центральная масонская идея Творца и Добра, была заменена воинственным атеизмом и моральным кодексом строителя коммунизма, что и предопределило её конечный результат.
Говоря о превосходстве идей над материальной силой, нельзя обойти пример Вьетнама со «свободой и независимостью – превыше всего», конфуцианской традицией и марксизмом-ленинизмом в комбинированной идеологии вождя Хо Ши Мина. Под его идейным руководством, эта отсталая и аграрная колония, в ходе многолетнего военной борьбы не только освободилась от колониальной Франции, но и, при активной поддержке солидарного с ней СССР, сокрушила мирового жандарма США с его передовой техникой, воюющим полумиллионным воинским контингентом и 6,7 млн. тон, сброшенных бомб.
Однако идеологии оставляют не только позитивное сальдо в истории. Гитлеру, с его мощной идеей национального социализма, действительно, удалось в рекордно небывалые сроки поднять с колен Германию и поставить на них Европу. Однако, по причине разделяющего влияния фашистского тезиса расовой чистоты, «превосходства», и ещё, идеологически более глупого понятия «кто не мы – тот наш враг или раб», его проект не смог осилить «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…», «…Одна на всех, мы за ценой не постоим», сталинской партийной идеологии и дисциплины, укрепляющих дух народного патриотизма. Иначе, не известно, сохранилось бы на картах название Россия и многие другие.
Силу идейности, как не парадоксально, иллюстрирует нынешний вызов обычной политической логике и здравому смыслу со стороны воинственных идеологических карликов. Запрещённое в России и везде Исламское государство, со своей кучкой буквальных головорезов, уже несколько лет непонятно как воюющее в нефтяных пустынях против «международного сообщества» и цивилизованного мира, расширяет при этом зоны своего влияния в мусульманском мире. Лишь поддержкой со стороны монархий Гольфа и спецслужб США этого не объяснить.
А удерживаемая, неизвестно каким чудом на экономическом плаву и внешних кредитах, идеологизированная куда больше чем при коммунистах, скачущая в эйфории Украина, как, в прочем, и некоторые другие бывшие периферийные «братья», с абсурдной, в традиционном понимании, политикой? Продолжает прыгать, угрожать, брызгать слюной, разрушать и грабить при молчаливом или соучастном одобрении населения. Подзадоривая своим тявканьем себя самих и российского медведя к непродуманной реакции. Мол, «мы знаем, что нашу национально прозападную идею независимости от тебя, тебе не перебить твоей экономикой, газом и оружием». Братья капиталисты, что происходит в мире?!
В живой идеологии обязательно присутствует определённая функциональная структура: базис (философский, исторический, мировоззренческий и духовный), цель, способ, обратная связь власти с чаяниями народа, задачи, культурная подпитка, примеры лидеров (элиты), распространение и преемственность, контроль исполнения, законодательное обеспечение. В массы поступают, выражающие всё это, ожидаемые и понятные для здорового большинства лозунги, девизы, уставы, законы, национальный гимн и другая атрибутика.
Экзистенциальные, идеологические пустоты в душе людей, несмотря на наличие религиозных возможностей для духовного умиротворения, как правило, быстро заполняются пороками, эгоизмом, феминизмом, гедонизмом, трансгуманизмом, сектантством, консумизмом и прочей бесовщиной. Религии не могут заменить идеологию: идеология сплачивает разнообразное, религии разделяют.
Заполнение внутренних пустот патриотическим пафосом и защитой суверенитета, на первый взгляд, сдерживает распад. Тем не менее, со временем, без дела и активной социальной роли, становится пустышкой, пустым звуком, ничего не значащим на поверку. Сама по себе патриотическая риторика, без идеологического контекста, не в состоянии поддержать на высоте дух нации в мирное время. Так же, как и политтехнология, которая всегда будет лишь ширпотребной заменой реальной политики.
Например, в США, патриотизм означает флаги на домовладениях, бейсбольная стадная традиция, поддержка в СМИ и поп-культуре установки, что США – самая свободная и могущественная страна, где каждый свободен покупать в кредит что угодно, жевать свой «Биг Мак», запивая колой и ничем не заморачивать себя. Всё, что надо знать, скажут по телику, в «твитах» или покажут в инстаграме. Что ничто, а всё же идеология. Отцы основатели-масоны, наверняка, ворочаются в своих гробницах.
Оркестр без партитуры и лейтмотива производит какофонию. Самый крутой компьютер без операционной программы – груда технического мусора. Государство без идеологической канвы – лишь бюрократическая структура. Невозможно создать предприятие без бизнес-плана, построить здание без планов и чертежей, вылечить пациента без комплексной стратегии лечения, сохранить суверенитет без идеологии.
Более того, безыдейность ведёт к одностороннему и уродливому развитию общества, его прогрессивной деградации в отсутствии моральных и нравственных ориентиров, как и параметров оценки политики, в целом. В результате – к потере жизнеспособности. Аналогично человеку без смысла жизни.
Потеря в обществе критериев добра и зла, запускает механизм «апоптоза» или самоуничтожения. Наподобие аутоиммунным состояниям, присутствующим в патогенезе большинства хронических заболеваний, когда организм "поедает" себя изнутри. Что является биологическим проявлением отсутствия духовных целей.
В мире, идея назревших изменений или самосохранения, когда овладевала массами, всегда наполняла их жизнь высоким смыслом, жертвенностью и несокрушимой силой. Поэтому, после Великой Победы, в западных кулуарах планировали: «Наша главная задача - не допустить в России больше Александров Матросовых».
Знал ли Ельцин, руша, загнивающий с головы СССР, какую идеологию искореняет, а какому зловонию на её месте открывает ворота? Истории, наверняка, известно не будет. Боюсь, что его революционный пыл и человеческие слабости не способствовали подобной прозорливости. К счастью для России, Бог озарил с приемником. Тот, кому и поныне удаётся удерживать эти ворота в преисподнюю. Идеология ему в помощь!
Выводы:
1.- Только идеи, овладевшие массами, т.е. идеологии, в противовес алчности, способны надёжно защищать и созидать. Лишь большая идея способна не только сплотить, но и вдохновить, наполняя общественную жизнь экзистенциальным смыслом и, перебивая в этом прибыль. Особенно, в русской традиции. Государства, основанные на идеологии прибыли, обречены на нравственное декадентство.
2.- Любая идеология сводится к вечным чаяниям или ценностям, общественного по своей сути, человека: мир, равенство, справедливость, достойный труд, солидарность со слабым и немощным, уважение к жизни и к личности, братство, честь, достоинство, доброта, свобода, независимость. К сожалению, довольно свободно трактуемые понятия в наше время
3.- Идеологии всегда использовались для передела - мира, власти и собственности. После которого, почему-то, всегда сохранялась пирамидальная, а не ожидаемая сетевая структура общественного устройства. Демократия не исключение. Это не означает, что без них можно обойтись во враждебном окружении.
4.- Безыдейность обществу не помогает, как и бездуховность, чревата властью денег, отсутствием общественных ориентиров, а значит, критериев ответственности, неравенством, вседозволенностью, социальным и междоусобным раздором, неустойчивостью, необходимостью тяжелого и непродуктивного контрольно-репрессивного аппарата, потерей свобод, деловой безынициативностью, морально-нравственным падением. Недаром, князь Владимир в угасающем свете солнечного культа своих предков и с ростом языческих междоусобиц, стал перед необходимостью выбора своей объединяющей государственной идеологии, роль которой тогда отводилась религиям.
5.- Идеологии играют роль не только лейтмотива развития, но и своеобразной смазки для координированной деятельности многочисленных шестерёнок государственной машины, упрощают её работу и повышают эффективность. Выходит крайне непродуктивно быть идеологической (мировоззренческой) колонией и суверенной державой одновременно.
Остаётся надеяться, что в научно-экспертном сообществе при властных структурах принимаются соответствующие шаги в плане идеологической готовности российского общества к сплочению перед серьёзными вызовами со стороны глобальной империи США.
В заключение, стоит не забывать уроки Ветхого Завета: кто обернётся назад, превратится в камень. Идеология, как и политика, это - искусство возможного, должна смотреть только вперёд. Не критиковать других, а начертать более привлекательную перспективу. Людям надоело смотреть на болото. Чем дальше увидим, тем надёжнее пойдёт процесс созидания.
Оценили 40 человек
48 кармы