Александр Тиховод
Популярная тема в интернет-сообществах, – «Кого можно считать украинцем?». Или точнее – какой процент украинской крови дает человеку право соответствующей самоидентификации.
У знаменитостей тут на руках все козыри. В порядке вещей, если корреспондент на полном серьезе задает вопрос, - «Кем ощущаете себя – русским или украинцем?», например, кинорежиссеру и актеру Федору Бондарчуку – сыну выходца из Херсонской области, прославленного кинематографиста Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой родом из Тулы. Хотя в биографии Федора Сергеевича нет ничего, что указывало бы на тесную связь с землей предков по отцовской линии. Солженицын в «бомбовом» эссе «Как нам обустроить Россию», воскликнув, - «Нет у нас сил на империю!», все же делает оговорку, что, будучи едва ли не наполовину украинцем (по матери – кубанской казачке), он обращается к этому народу и заодно к белорусам не извне, а как свой. К «украинцам» причисляют американо-канадских хоккеистов – Терри Савчука, Уэйна Гретцки и многих других выступавших в НХЛ обладателей славянских фамилий, при том, что эти лица культурно и ментально так же далеки от прародины, раскинувшейся «вiд Сяну до Дону», как от кометы Галлея в фазе ее возвращения к солнцу. Голливудская актриса Милла Йовович тоже записана в "свои" - по факту рождения в Киеве, пусть ее отец - серб, а мать - русская. В список ста великих украинцев попали многие "сторонние" деятели или родившиеся на территории нынешней незалежной (такие, как основоположник советской космонавтики Сергей Королев) или проживавшие там длительный период (в том числе хирург Николай Амосов, чьи родители – вологодские крестьяне, и даже великий князь Ярослав Мудрый). Если проигнорировать спекулятивный и конъюнктурный характер этой «вербовки» с целью повысить национальную самооценку собственно украинцев, то легко впасть в иллюзию – мол, в среде последних этническое происхождение не играет особой роли, если вообще имеет значение.
Думается, и «откалиброванный» профессор-свидомит едва ли выдаст четкую формулировку в том смысле, какие морфологические черты (их своеобычность – маркер многих этносов) в облике считаются типично украинскими.
«Чорни брови, кари очи» - скорее, штамп, ведь и в Галичине, и в Подолье, и на Слобожанщине множество типажей внешности коренных жителей, да и можно ли население этих областей с полным на то основанием называть «коренным» тоже вопрос. Во Львове наряду со стрекочущими на западенском наречии темноволосыми и смугловатыми индивидами, которые могут оказаться и этническими армянами, проживающими здесь диаспорой с незапамятных времен, на каждом углу видишь истинных представителей белой расы – «массу женщин польской красоты», как выразился в книжке «Футболь» Александр Ткаченко. Миграционные потоки на земле Украины, интенсивность которых снизилась только к началу 60-х годов, вольные и насильственные кровосмешения – процессы, которые, казалось бы, должны были сформировать общность, толерантную и к соседям и к любому пришлому, лишенную болезненно обостренного местечкового самолюбия. И тем более удивительным (но только на первый взгляд) представляется то состояние, в котором сегодня пребывает Украина, ставшая экстремистским государством.
…Журналист из Бердянска Сергей Старушко позировал на церемонии гражданской казни создателя украинской государственности, чью статую сняли с пьедестала, отнюдь не соблюдая юридических норм, обязательных для европейской цивилизации, к которой украинцы априорно себя причисляют. К слову, если примерить к нашей ментальности практику таких вот селфи с подтекстом радикализма, то не думаю, что пигмей, снявшийся на фоне поверженной глыбы мировой истории, вызвал бы доброе к себе отношение мыслящих людей с умеренными убеждениями. На Украине такой перфоманс, разумеется, если он несет антироссийский смысл (поистине удивительный факт, что противник "единой и неделимой" Ульянов-Ленин стал имперским символом) - доказательство лояльности, даже если тот, кто демонстрирует свою гражданскую позицию подобным образом, откровенно жалок и ничтожен.
В «друзьях» этого журналиста на «Фейсбуке» - весь городской бомонд. Хоть расстрельный список на основании френд-листа составляй. Тут и вечный главред газеты «Пiвденна Зоря» Виктор Михайличенко, равно умело прогибавшийся и под коммунистическую, и под жовто-блакитную власть, и бывший шеф-редактор «Делового Бердянска», а ныне пресс-секретарь бердянского морского порта Сергей Белоусов - уроженец Донбасса, ненавистник «рашистов», и начальник самообороны города Виталий Белтадзе (украинцы и грузины – братья?). Список был бы длинным – в подтверждение того, что и на Юго-Востоке Украины киевской хунте симпатизирует не горстка агентов влияния. Нет-нет, поддержка здесь массовая, всенародная - ее выказывают и председатель клуба любителей оздоровительного бега, и домохозяйка, получающая нищенскую пенсию. Полагаете, будто эти люди недовольны одним путинским режимом? Мне же доводилось убеждаться – демонизация Путина для среднего украинца маскировка неприязни к россиянам. Зарегистрировался я в группе «Для тех, кто любит Бердянск» с единственной целью – сказать комплименты городу, образ которого навсегда остался в моей памяти. Слово за слово, и добрые намерения пошли прахом (дело было после крымских событий). «Мэстные» принялись хором изгонять меня из компании, руководствуясь нехитрой логикой, - «Если из России, то, значит, колорад и ватник». Настоящая секта! Вот о чем нельзя забывать гостям Бердянска, прежде чем садиться вместе с его жителями за один стол и сообща с ними вкушать хлеб.
* * *
Не чувствую ненависти к западным украинцам, марширующим в униформе, и во время факельных шествий выкрикивающим, - «Москалив на ножи, на ножи!», как бы ни были обидны эти эскапады. При Советском Союзе, преданном анафеме официальной украинской властью, те жители бывшей австро-венгерской провинции Галиция и Лодомерия, что назывались русинами, и котировались на уровне негров в южных Штатах США до Гражданской войны, получили все права. Сам же этот некогда беднейший регион монархической Австрии и буржуазно-помещичьей Польши стал экономически развитым. Здесь были созданы автомобильная, радиоэлектронная промышленность, другие наукоемкие производства. Наверное, не подсчитать, сколько затрачено для восстановления разрушенного войной хозяйства Украины. Не счесть и россиян, посвятивших жизнь тому, чтобы эта республика превратилась в индустриальный форпост.
Что же касается западенцев, то на основании выявленных следственными органами связей с ОУН-УПА можно было тотально их депортировать, как это сделали поляки в 1947-м (операция «Висла»), избавившись от потенциального очага смуты. Советская власть объявила амнистию, распространив ее и на тех, кто замарал руки кровью по локти, сражаясь за «лесных братьев», кто расправлялся с военнослужащими советской армии, партийными работниками, и даже с мирными поселенцами, заподозренными в нелояльности к националистам.
И такая вот «благодарность» в ответ! Разумеется, единственной силой, удерживавшей Западную Украину в составе СССР, был госаппарат, а битву за души в этом регионе советская идеология безнадежно проиграла: во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске на демонстрациях 9-го мая и 7-го ноября, изображая радость на лицах, народ нес красные знамена, но дома люди хранили увитые рушниками портреты Бандеры и католические молитвенники. Впрочем, внутренне изменить западенцев было изначально невыполнимо: ставить им в вину неискоренимые антикоммунизм и русофобию – все равно, что сетовать на ураганы, землетрясения, извержения вулкана, другие природные явления разрушительного характера. Пример доказывает, что среда обитания гораздо меньше влияет на формирование личности, чем генетика, заложенная веками, когда европейские повелители нисколько не церемонились со здешними селянками, если вздумалось развлечься. Этот аспект присущ в первую очередь реликтовым народам, а в том, что к их числу принадлежат западенцы, ведущие родословную от кукутень-трипольской цивилизации, ареал которой, впрочем, намного шире пределов Галиции и Буковины, сомнений нет. Заметим, правда: еще в девятнадцатом веке и вплоть до момента геноцида, учиненного австрийскими властями в Первую мировую, тяга к России была сильной на этих землях, но вызволять Червоную Русь – Галицию, наши императоры вовсе не спешили. У Александра Первого, скажем, была Idee fixe – сделаться владыкой Польши, зато провинции, где жили русины, самодержец не попытался выторговать на Венском конгрессе у Габсбургов. А в 1914-м, когда русские войска, наконец, вступили во Львов, спасать тамошних потомков древних русичей было поздно, ибо к тому времени названый город необратимо стал осиным гнездом.
Совсем иные чувства вызывают антироссийские декларации в устах жителей Юго-Востока Украины, где мова слышна только в селах и эта разговорная речь, пожалуй, ничем не отличается от бытующей в округе Воронежа, Ростова-на-Дону, Курска или даже в Самойловском и Балашовском районе Саратовской области, где тоже есть украинские поселения. Если же о «кацапах» в третьем лице и в уничижительном значении берется рассуждать гражданин незалежной с фамилией Яковлев, Соколов или Федотов, хочется смеяться, и в то же время рука невольно тянется к палке, арматуре, камню, чтобы забить паршивца.
Официально русских на Украине - четверть. Показатель заниженный, но если ему верить, то непосвященные в тему все равно зададут вопрос – почему этой численности оказалось недостаточно, чтобы еще в 1991-м на идее украинской государственности (в современных границах) поставить жирный крест?
Смогла же группа албанцев в Косово нагнуть Югославию вместе с ее армией – правда, при поддержке НАТО. Однако помнится высказывание, - «Были бы русские как албанцы, свидомиты на Майдане лежали бы в аккуратных рядках с отрубленными головами». На Украине же этнические русские и в оранжистской прессе работают, и в добровольческих карательных батальонах воют против Донецкой и Луганской народных республик, в значительном числе составляя надежную опору украинского родоплеменного местничества. Такое поведение, как ни горько это признавать, типично для наших соплеменников, проживающих вне собственной этнической территории.
В Дагестане я насмотрелся на всяких Саш и Вань, лезущих из кожи вон, чтобы доказать, что они в большей мере патриоты республики, чем сами дагестанцы. Эти субъекты отвратительны – ползают на брюхе перед нацменами и заглядывают им в рот. Не удивительно, что русских так легко изгнали из Махачкалы, Каспийска, Кизляра, когда запахло жареным.
* * *
Изучая национальный состав согласно последней всесоюзной переписи 1989 года, видишь характерную для советской демографической статистики особенность. В Ростовской, Воронежской областях и в Краснодарском крае, отнесенных украинскими националистами к конгломерату своих исторических земель, титульной нацией (с долей под 90 процентов от общей численности жителей) объявлены русские. В сопредельных же областях УССР – Харьковской, Луганской, Донецкой, напротив, украинцы лидируют с подавляющим преимуществом. Доверившись этим выкладкам, можно решить, что восточный рубеж этнической Украины проходит строго там, где в начале 90-х возвели погранзаставы – например, вблизи железнодорожных станций Тополи и Красная Могила. Но статистика далека от реальности, и, чтобы в этом убедиться, достаточно побывать в населенных пунктах Российской Федерации - Лиски, Миллерово или Обливская, где в изобилии услышите характерные украинские речевые обороты, наподобие, - «Тю! Та ты шо?».
И у большевиков при выборе административного деления будущего СССР имелся повод присоединить к Украине вместе с Новороссией и эти территории. Они были бы органичной ее частью, а с обретением Украиной «нечаянной» независимости, не сомневайтесь - и в перечисленных местах стали бы тиражироваться байки о виковичном панувании москалей, создаваться ячейки «Руха» и отряды самообороны. Но окажись в пределах России волей основателей Советского Союза Бердянск, Мелитополь и Каховка, то, как заявил агитатор, горлан-главарь либерально-демократической партии, сейчас там никакого Майдана, никаких Тимошенко и Кличко не было бы близко.
Есть немало примеров, когда этническая общность, составляющая ирриденту, словно шарик ртути тянется к воссоединению с единокровным народом, живущим по другую сторону границы. Так, Гитлер разыграл «судетскую карту», и аннексия Техаса Соединенными Штатами легко удалась с помощью англоязычных колонистов, разгромивших войска Мексики до подхода американской регулярной армии. От людей, считающихся украинцами, нельзя ждать подобных подвигов.
Как ни бросаются жовто-блакитные эмиссары фразами о том, что танки с тризубом на броне войдут в Краснодар, чтобы освободить «братьев» от российского ига, на Кубани эти посулы вызывают саркастические усмешки, а то и полное отвращение. Дифференцировать украинцев и русских в Краснодарском крае сложно. Однако в незалежной номинальные русские, повторюсь, нередко находятся в психологической зависимости от национально идейных автохтонов.
* * *
Свидомиты не пощадили даже Алексея Навального, – несостоявшегося мэра Москвы, политика с репутацией оппозиционера по отношению к президенту Путину, - стоило тому заявить во время ток-шоу на киевском телеканале «Iнтер» о необходимости восстанавливать связи между нашими странами, как под недовольный ропот массовки он был обозван, - «имперский шовинист».
Все бы ничего, но выступавший, неосторожно заметив, - «Фактически мы один и тот же народ», - стал говорить о своем украинском происхождении, что, естественно, вызвало негативную реакцию аудитории. Создалось впечатление - иностранный для Украины политик прямо-таки набивается в родственники к лицам, чувствующим себя обособленными от русских.
Затронув мистические тайники души, вероятно, из-за элементарной неосведомленности в природе племенного самосознания, что простительно московскому космополиту, Навальный навлек на себя гнев, хотя поначалу ему внимали с подчеркнутой почтительностью. Собственно, любая попытка наладить российско-украинский диалог, совершаемая публично, встречает один и тот же камень преткновения – едва речь заходит об интеграции в какой бы то ни было форме с РФ, как оппоненты, носящие значки Верховной Рады, и иже с ними, садятся на изъезженного конька государственной суверенности.
Под термином «Украинство» чаще всего подразумевается национальный проект. Формально таким же проектом была УССР, попавшая в число соучредителей Организации Объединенных Наций. Хотя в той республике исповедовалась коммунистическая идеология в качестве основы конституционного строя, в недрах общества «украинство», наряду с ростками национализма в Прибалтике, Закавказье или Средней Азии, жило и крепло, невольно поощряемое внутренней политикой Советского Союза. Как же объяснить феномен этого явления, учитывая, что коренное население страны морфологически разнотипное?
Вывод здесь, пожалуй, один - главным скрепом этнической идентификации украинцев служит идея, точнее религия - притом своеобычная, подразумевающая не одну принадлежность к традиционной конфессии. О том, на какой основе базируется такая вера можно спорить бесконечно, но то, что ее корни восходят в глубину веков, сомнению не подлежит.
«Почвенным» жителям Украины иначе не удалось бы сохранить самобытность психологии, которую под известным углом зрения нарекают - "хохлацкая «впертiсть» и «склонность к предательству». Видя убежденное и яростное сопротивление, демонстрируемое и политиками и простыми обывателями из незалежной, когда Россия протягивает руку помощи «заблудшим братьям», удивляясь способности отрицать вещи, очевидные для непредвзятого наблюдателя – в первую очередь, упадок украинских регионов вследствие разрыва партнерства, сложившегося при СССР, легко впасть в ступор. Мысля общечеловеческими критериями, понять причинно-следственную связь такого поведения оппонентов действительно нельзя.
Саратов, 2016-2017 гг.
Оценили 8 человек
18 кармы