«...Не существует единственного для всех будущего.Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них…» (с)
Вместо предисловия:
«...Если рассматривать старые карты, арабские или русские, с первого взгляда в них ничего нельзя понять. Причина этого так проста, что останавливаться на ней не считали нужным. На древних картах юг помещался наверху, а север внизу, запад справа, а восток слева. Меняет ли это что-нибудь? Ни в коей мере. Возьмите такую карту в руки, определите части света, повернитесь спиной к северу - и вот карта уже сориентирована. Но солнце встает справа и садится слева, и поначалу это кажется нам нестерпимым - так укрепилось в нашем сознаний представление о севере, который находится прямо перед нами, где-то наверху. Во времена, о которых мы сейчас ведем речь, все было по-иному. Исследованный, описанный и частью нанесенный на карту мир оставался далеко на юге, в районе Средиземного моря и Ближнего Востока. Торговый человек, направлявшийся из тех краев на Север, в первобытные леса на берегах Волги и Камы или еще дальше, в тундру, открывал неведомый мир. Сама природа убеждала его в том, что он приближается к концу света, опасному и леденящему кровь. Конечно, он не хотел ошибиться. И могло ли быть в этой ситуации что-нибудь естественнее: чтобы сориентироваться, он поворачивался лицом к уже пройденному отрезку пути, к знакомой части света, двигался на север спиной, в то время как его испуганный взгляд был прикован к югу. Я говорю сейчас не о картографии, а о двух выводах картологии. Первый вывод - психологического характера: на север двигались, обратившись к нему спиной…»
Л. Мери «Мост в белое безмолвие»
I.
Я надеюсь, что вы, уважаемый читатель, как и я сам – контрамот, - в противоположном-же случае вам совершенно бессмысленно тратить время на мою писанину. Выбор мой в пользу движения в прошлое основан на том, что Всё в истории человечества уже было... нет, будущего я не боюсь, я его знаю, как свои пять пальцев (о будущем расскажу чуть ниже).
Мы живем в посткатастрофическом мире, экзистенциальная тревога у большинства из нас настолько высока, что мы обкладываем свою духовную пустоту смартфонами, айнанэтехнологиями и прочими побрякушками: вопрос на засыпку – приходилось-ли вам возвращаться домой из-за забытого телефона? Как часто? А лет двадцать назад у вас была такая проблема? Ах, вам казалось, что вы чайник (утюг, газовую плиту, телевизор) забыли выключить?
Может быть, конечно, я преувеличиваю, но за последние 10-15 лет не встречал ни одного объекта из мира техники, вызывающего у меня эстетическое чувство. Да, сделано добротно, высокотехнологично, но прекрасно-ли? Кино, театр, музыка, литература и живопись? Но и в этой области все переведено на коммерческие рельсы, а поэтому снимается, пишется и ставится лишь-то, что принесет деньги. Меркантильность и практицизм одолели человека, - « Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости». (с)
Для уточнения сообщаю, что моя контрамоция практически не имеет точек разрыва (и это неплохо, иначе я надоел-бы людям с извечным вопросом: «Я с вами не беседовал вчера?»), а проявляется она в том, что мне нравится читать «старьё», слушать «старьё» и смотреть «старьё», коротко говоря – жить прошлым. С каждым днем я ухожу все дальше и дальше, пячусь спиной в будущее, как те первооткрыватели, тщательно «зарисовывая» пройденное. До сих пор у меня вызывает сардонический хохот одна история, рассказанная знакомым, – на уроке музыки, в целях просвещения, школьникам был предъявлен известный портрет Джона Леннона (там, где он в круглых очках), на что дети с гулким шумом отреагировали – «Гарри Поттер!». Занавес... Зачем мне будущее, в котором нет «Битлз»?
II.
«...Киты не могут спасти китов», — пишет Б.Стругацкий. Иначе говоря, история человечества невозможна без постоянного и целенаправленного вмешательства извне. Принято считать, что единственной целью такого вмешательства может быть ускорение — форсированная эволюция социума и технологии. Но не менее увлекательно ставить палки в колеса: тормоз необходим всему, что чересчур быстро движется...»
Бузиновский С. «Тайна Воланда»
Время ускорилось и все мирские события протекают с огромной скоростью. В связи с этим один мой друг как-то сказал: «В наш быстротечный век не стоит разбрасываться говном, потому как неизвестно, с какой скоростью и в какой прогрессии оно прилетит обратно». Увы, «КОНТ» так и не стал платформой для выражения себя философов, художников, писателей. Что ни статья, то какая-нибудь политическая пропаганда: левая, правая, анархическая, монархическая. Други во-литературе-журналистике, вы от себя не устали ещё? Вы что, на полных щах думаете, что если читатели не займутся политикой, то она займется ими? Напомнить, как ответил Шнуров Познеру на эту «суровую угрозу»?
«Мир, в котором человек не знает ничего нужнее, полезнее и СЛАЩЕ творческого труда. Мир, где свобода каждого есть условие свободы всех остальных и ограничена только свободой остальных. Мир, где никто не делает другому ничего такого, чего не хотел бы, чтобы сделали ему. Мир, где воспитание человеческого детеныша перестало быть редкостным искусством и сделалось наукой... Разумеется, ничего светлее, справедливее и привлекательнее такого мира пока еще не придумано. Беда здесь в том, что само слово «коммунизм» безнадежно дискредитировано. Черт знает, какие глупости (и мерзости) подразумеваются сегодня под термином «коммунистическое будущее». Жестокая, тупая диктатура. Скрученная в бараний рог культура. Пивопровод «Жигули-Москва». Мир на халяву... Красивую и сильную идею залили кровью и облепили дерьмом. Воистину – «...идея, брошенная в массы, словно девка, брошенная в полк»...
...Я думаю, тут вся беда в том, что средний и особенно – далекий от научной работы человек ощущает себя обманутым. Помните, как у Ильфа: «Все кричали: радио, радио! Будет радио и все станут счастливы. И вот: радио есть, а счастья – нет...» Наука обещала силу и богатство. И она, надо признаться, выполнила свое обещание: человечество стало сильнее и богаче. Но какое среднему человеку дело до человечества? И кроме того, выяснилось: чем человечество сильнее, тем больше оно нуждается в безопасности, а чем богаче, тем более не хватает ему справедливости.» (с)
Вся беда современного человека заключается в том, что он стал слишком серьезен и совсем забыл, что такое смех. И в первую очередь, смех над собой... Если-же и присутствует смех в мировом медиа-пространстве, то это лишь эрзац, дешевая подделка – ржака. Человек превратился в слепого старца Хорхе, выкликающего лишь угрозы о ближущимся Апокалипсисе, и, до того ненавидящего искренний смех, что готов сожрать собственноручно отравленную Книгу о Смехе!
А, чуть не забыл рассказать вам о будущем. Однажды присутствовал при постановке студенческого этюда «Посещение бабы Ванги»: участвуют двое – посетитель и баба Ванга. Диалог:
- Баба Ванга, что со мной будет?!
- Сдохнешь!
Занавес...
"Вселенная выполнила недопустимую операцию и будет закрыта" (с)
III.
«...Идея сходит в ад физического мира через человека творческого. Он «слышит» сигнал и преобразует поступившую информацию во что-то другое — в художественный текст, на холст или в чертеж, — внося необходимые погрешности посильно, в меру таланта. Народные массы — «усилитель». Они подхватывают все новое и самоотверженно воплощают, искажая идею окончательно — строят ракету или рушат прогнившее государство. Засылаем, к примеру, в «мыслеприемник» по имени Ф.Ницше трижды романтическую грезу о свободном человеке. А что на выходе? Костры из книг, «ФАУ-2» и гора детской обуви перед газовой камерой…»
Бузиновский С. «Тайна Воланда»
Вы спросите, - а как-же родные, близкие, друзья? Как они реагируют на мое контрамотство? Вспомните историю, описанную Стругацкими, там где Каммерер пытается отследить Льва Абалкина и ему никак это не удавалось. Вот такая-же фигня и со мной, - я вроде только-что был здесь, и вдруг я уже в 1969 – Синатра "I did it my way", вроде заходил на кухню за чаем, и вдруг я уже в 1931 – и перед глазами - «Огни большого города». Робко благоговея и не дыша, я заглядывал через плечо на работу Рокотова, Левицкого и Боровиковского, в тот момент, когда их кисти творили чудо... Кстати, у меня на вечер назначена личная встреча с Уильямом Шекспиром!
Послесловие
Посвящается Фотончику, попугаю и контрамоту
«...Наша беда в том, ключник, что мы как фотон – дуальны. Мы и частица, и волна… язычок пламени-сознания, что пляшет на тяжёлых нефтяных волнах времени. И ни от одной составляющей мы отказаться не в силах – как фотон не может остановиться или потерять одну из своих составляющих. И в этом наша трагедия, наш замкнутый круг. Мы не хотим умирать, но мы не можем остановиться – остановка будет лишь иной формой смерти...
– О, как легко и просто было бы жить, зная, что ты смертен! Как волнительно быть всего лишь элементарной частицей, несущейся сквозь вечную тьму! И как элементарно быть вечной волной, неизменной не только в пространстве – во времени! Но любая крайность губительна, Мартин. Отвергая вечность, мы теряем смысл существования. Но, отвергая изменчивость, мы теряем смысл самой вечности…»
С. Лукьяненко «Спектр»
Оценили 7 человек
17 кармы