А если они еще находятся на госслужбе да на высоких должностях, то это – просто беда: ни обойти, ни отмахнуться. Совсем недавно они чуть не угробили половину отечественного кинематографа, когда вознамерились запретить кинофильмы, где мелькает изображение фашистской свастики. Под эту «инициативу» подпали бы «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны» и еще десятки картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны. А все почему? Потому что борьба с Международным Центром Рерихов приобрела для Министерства культуры поистине маниакальный характер. Задавшись целью извести МЦР любым способом, чиновники хотели подвести основанную Святославом Рерихом международную организацию под статью об экстремизме. Для этого вспомнили снятый МЦР фильм «Зов космической эволюции». В нем были использованы фрагменты из известнейшего документального фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в котором мелькали кадры с изображением гитлеровской символики. Руководство Минкультуры посчитало это достаточным для того, чтобы начать дело, имевшее конечной целью ликвидацию этой активной и по-настоящему независимой общественной организации.
Но в тяжбе, связанном с кинематографом, выяснилось, что маниакальность, поразившая Минкультуры, оказалась неопасной для судей, рассматривавших фильм «Зов космической эволюции» на предмет экстремизма. Отечественный кинематограф был спасен, а фильм Международного Центра Рерихов восстановлен в праве на прокат.
Однако в судебной (и не только в судебной) системе иммунитет против маниакальных устремлений Минкультуры, как оказалось, имеют далеко не все. Около месяца назад Арбитражный суд московского округа обязал Международный Центр Рерихов в течение месяца снести стену в грунте высотой 14 метров на территории исторической столичной усадьбы Лопухиных. Инициатором этого судебного дела выступило опять-таки Министерство культуры.
Что такое снос подземного сооружения высотой в четырехэтажный дом в самом центре Москвы? Да еще в месячный срок? Ну это примерно как построить Байкало-Амурскую магистраль за неделю. В пяти шагах от Кремля в месте плотной и очень ценной исторической застройки проделать такие сложные, дорогостоящие и трудоемкие работы за столь короткий срок в принципе невозможно. А говорить о целесообразности этих действий тем более не имеет смысла. Целесообразности нет никакой, наоборот – есть прямой вред. По заключению специалистов, при сносе стены пострадать может даже главное здание Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. И не только оно. Но в нашем случае, когда речь идет о маниакальных устремлениях, аргументы такого типа полностью игнорируются.
То, что Международный Центр Рерихов в свое время согласовал это строительство по существующим требованиям, судом вообще не было принято во внимание. Минкультуры потребовал стену убрать – суд это требование узаконил. И точка.
О том, что суды разных уровней полностью подконтрольны исполнительной власти, уже писано многими, и писано немало. У фильма «Зов космической эволюции» могла бы быть очень печальная судьба, если бы связанное с ним судебное дело не затрагивало целый пласт отечественного кинематографа. Его запрет вызвал бы такую волну возмущения, которая вынесла бы министра культуры из кабинета вместе с креслом. Ну а какая-то стена в грунте – кому до нее есть дело? Чем меньше общественного внимания – тем больше возможностей для произвола.
Ну а где, собственно, собака зарыта, или что так возбуждает Министерство культуры против Международного Центра Рерихов? А все просто. В конце апреля прошлого года под покровом ночи Минкультуры в сопровождении силовиков неясной принадлежности грабануло усадьбу Лопухиных в центре Москвы и полностью захватило все принадлежащие Международному Центру Рерихов ценности – сотни картин Николая и Святослава Рерихов, ценнейшие архивы и артефакты.
Захватить-то они захватили, но документов-то нет. То есть нет законных прав на обладание всеми этими сокровищами. Поэтому Минкультуры грабеж надо узаконить во чтобы то ни стало. Это можно сделать задним числом через конфискацию награбленного. Для этого нужны поводы и решения судов. Что, стену на месяц не снесли? Все, вы проштрафились, теперь ваши картины - наши.
Минкультуры прет напролом, и бациллы его маниакальности поражают одну государственную структуру за другой. Стоит какому-то здравомыслящему или просто порядочному находящемуся на госслужбе человеку принять решение по спорам вокруг МЦР на основе права и просто здравого смысла, как это решение тут же отменяется и заменяется другим, противоположным. Ну что тут скажешь?
Впрочем, сказать есть что. С конца апреля 2017 года, т.е. ночного грабежа МЦР, меня не покидает ощущение того, что руководство Минкультуры совершило в тот момент фатальную ошибку. Если бы оно методично душило Международный Центр Рерихов и в конце концов отобрало все принадлежащее ему наследие Рерихов в присутствии судебных исполнителей, днем и с подробной описью, составленной в присутствии руководства МЦР, в будущем общественности было бы очень сложно бороться за возврат наследия согласно завещанию Святослава Николаевича Рериха. Сейчас же, когда налицо вопиющий произвол, а по сути неприкрытый бандитизм, у этого дела есть весьма оптимистичная историческая перспектива.
Нынешние суды по искам против Международного Центра Рерихов – это что-то вроде печально известных в нашей истории судов-троек. У инквизиции, кстати, тоже были суды. Но в исторической перспективе решения подобных судов ничтожны. Именно такая судьба ожидает решения нынешних судов по делам МЦР. И, думается, не только МЦР. Возможно, нынешняя судебная система будет описана в учебниках истории будущего как олигархическая судебная диктатура. У Министерства культуры там, несомненно, будет своя страница, а может быть, даже целый раздел.
.
Оценил 1 человек
1 кармы