Следственное дело в отношении бывшего главы бывшего «Мастер-банка» Бориса Ильича Булочника лично мне чем-то напоминает известную кинематографическую историю Юрия Деточника из рязановского «Берегись автомобиля». Помните, как скромный служащий угонял машины, купленные на ворованные деньги, продавал их и переводил деньги детским садам, оставляя себе несколько рублей на покрытие командировочных расходов? Не правда ли, герой этой ленты, хоть и действовал противозаконно, был весьма симпатичным персонажем?
На днях, когда нужно было объяснять, почему в общественный музей имени Николая Рериха вломился вооруженный ОМОН, из роскошных уст официального представителя МВД мы узнали, что причиной изъятия около 200 картин и рисунков Николая и Святослава Рерихов является следственное дело «Мастер-банка». Его владелец Борис Булочник в течение многих лет покупал на международных аукционах рериховские полотна и дарил их музею. И хотя сейчас, до решения суда, нет никаких оснований утверждать, что были украдены деньги, что на них были куплены именно эти картины и что у государства имеются правовые основания для конфискации полотен, предположим самый худший вариант. Предположим, что эти картины куплены на похищенные средства.
Судя по тому, что картины Рерихов из общественного музея увезли прямиком в Государственный музей Востока, который вожделенно ждет ликвидации общественного музея уже много лет, картины эти возвращены прежнему владельцу добровольно не будут, за них предстоит тяжелая борьбы в судах. Государство, скорее всего, будет утверждать, что ценности, приобретенные на ворованные средства, должны быть конфискованы. И возникает вопрос: правда ли, что с памятных событий 7 и 8 марта в Малом Знаменском переулке начинается долгожданная народом акция власти по конфискации всего того, что было нажито в стране неправедным путем? Если это действительно так, то история с общественным музеем имени Николая Рериха обещает быть для России судьбоносной.
Правда, главный фигурант дела «Мастер-банка» человек для нынешнего стиля жизни какой-то нетипичный. На деньги вкладчиков он не построил себе замок, не купил личный самолет или яхту, а помог создать прекрасный музей, в который теперь ездит глава ЮНЕСКО и который выдвинули на Нобелевскую премию, вернул на родину столько картин русских художников, что ими можно обставить целую галерею, и подарил – не продал, а подарил – музею. Вы где такое сегодня видели?
Святослав Николаевич Рерих получил усадьбу Лопухиных в совершенно разрушенном состоянии. Из крыши росли березки. От фасада до перекрытий все было разбито так, что, казалось, это вообще невозможно восстановить. Сейчас пишут о том, что решение доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой принять помощь Булочника было ошибкой. Но давайте помнить, что на дворе стояли 90-годы. Лихие 90-е годы. Страна летела в тартарары, под демократическую риторику она управлялась большой бандитской шайкой. В это время нынешние олигархи грызли некогда общую собственность, Россия переживала воровское пиршество, и никому не было дела до культуры. Было дело до музейных закромов – это, конечно, поэтому в Государственном музее Востока так отчаянно не хотят сверять наличие рериховских полотен в музее со списком, под которым стоит подпись Святослава Рериха. Но музеи, библиотеки и театры новые российские богачи, мы знаем, не строили.
На этом фоне деятельность «Мастер-банка» была исключительной. Люди, которые знали Бориса Ильича, вспоминают о нем как о человеке очень скромном. Казалось бы, сейчас самое время официальному представителю МВД сказать не только о купленных банкиром картинах, но и о его приобретениях для себя лично. Но нет, мы ничего такого не слышим.
Борис Ильич Булочник, будучи банкиром, принадлежал к предпринимательскому сообществу. У этого сообщества есть свои неписаные правила и нормы поведения. Они предполагают, конечно, некий элемент благотворительности, а еще лучше, спонсорства с его нематериальным откатом в виде пиара, но все должно быть в меру. Главные траты в этом сообществе принято делать на себя. Немного для поддержания имиджа можно подать. Но не наоборот.
Глава «Мастер-банка» это правило нарушал открыто и долго Его безоглядное меценатство выставляло крупный российский бизнес в идиотском положении. Булочник не входил в топ главных банкиров страны, но он, безусловно, является топовым покровителем культуры. Это несоответствие надо было как-то исправлять. И его исправили.
Борис Ильич Булочник, независимо от того, что решит по его делу суд, останется в истории российской культуры. Дело «Мастер-банка» канет в лету. Купленные им картины Рерихов останутся в России. Блистательная усадьба Лопухиных будет навсегда связана с именем Булочника. Так действует объективный закон истории, в которой культуре отведено привилигированное положение.
На пресс-конференции, которая прошла в Международном центре Рерихов после вооруженной акции силовиков, вице-президент этой общественной организации А.В.Стеценко рассказал о том, что уже после того, как у «Мастер-банка» была отозвана лицензия, и помощь мецената прекратилась, некоторые российские олигархи предлагали общественному музею финансовую поддержку. Но не за так. Музей они хотели получить в собственность. От таких предложений руководство МЦР отказалось. Деточкин опять оказался в одиночестве.
Как видим, в сегодняшней России есть место государственным и частным музеям. Но нет места музеям общественным. По закону оно есть. Но по факту – нет. Дело тут, конечно, не в Булочнике, дары которого составляют хотя и яркую, но все же небольшую часть музейных фондов. Следствие по делу «Мастер-банка» стало очень удобной ширмой для Министерства культуры в его стремлении ликвидировать музей как явление, целиком. В уничтожении детища Святослава Николаевича Рериха оказались заинтересованы очень разные силы, и у каждой из них есть в этом деле свой мотив.
ОМОН в музее – это, конечно, звучит сильно. Решение пригнать в учреждение культуры с бабушками-смотрителями бравых людей с автоматами - абсолютно идиотское. Общественный музей теперь нельзя уничтожить тихо. Процесс будет публичным, он порождает тему за темой, одна актуальнее другой. Ну когда бы мы могли написать про нового Деточкина нашего времени и про его одиночество!
Представьте себе, как расцвела бы наша страна, если бы крупный бизнес тратил не на себя и на культуру, а наоборот – на культуру и только потом на себя? Тратил бы на образование, науку, медицину? Тогда ему бы простили приватизацию. Потому что главная идея России, которая лежит в основе русской культуры – это идея справедливости.
Даже если на суде будет установлено, что Булочник виноват, что он взял чужие деньги, и его осудят – его и простят. За музей, за картины подаренные – простят. А других – тех, кого не осудят в суде – не простят никогда. И мы знаем, почему и за что. И они знают.
...Спасибо, ОМОН, за то, что ты пришел в музей.
Пресс-конференцию в Международном центре Рерихов можно посмотреть по этому адресу https://www.youtube.com/watch?v=Ya3zcVH6evY
-
Оценили 0 человек
0 кармы