В деле о музее Николая Рериха есть нью-йоркский след

4 12598

     Под прикрытием вооруженного ОМОНа в общественный музей имени Николая Рериха в Москве  вместе со следователями и высокопоставленными сотрудниками Министерства культуры проник один тихий человек, имя которого, однако, утаить не удалось. Оно всплыло на  пресс-конференции в Международном центре Рерихов, прошедшей буквально на следующий день после показательной порки МЦР, которая закончилась изъятием из музейных фондов около 200 картин и рисунков Николая и Святослава Рерихов.

Этим тихим человеком оказался не кто иной, как хранитель фондов Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов. Во время обыска опешившим от такой встречи сотрудникам московского общественного музея американского гостя представили как эксперта. Видимо, у двух других экспертов – помощника министра культуры К.Рыбака и замдиректора Государственного музея Востока Т.Мкртычева профессиональных знаний по рериховской тематике оказалось настолько недостаточно, что они не смогли обойтись без «дружественной» помощи США. Правда, может быть, Попов пришел не с ними, а с ОМОНом за компанию?

Про компанию мы еще скажем ниже, там есть о чем сказать, компания подобралась очень специфическая, а сейчас надо пояснить кое-что о самом музее Николая Рериха в Нью- Йорке. В 30-х годах художник создал в США несколько общественных культурных учреждений. Главным результатом его деятельности стало подписание первого в истории международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного сейчас как Пакт Рериха и ставшего основой всего международного права в области охраны культуры. Однако для  Николая Рериха подвижническая миссия за океаном обернулась большой драмой. Во многом она напоминает те события, которые происходят вокруг Международного центра Рерихов в Москве сегодня, где по руководством Министерства культуры идет уничтожение организации, созданной непосредственно Святославом Николаевичем Рерихом. В Америке же люди из ближайшего окружения Николая Рериха, поначалу поддержавшие его, в конце концов просто ограбили художника, отобрали у него картины и исключили из им же созданных организаций. Так же, как и сейчас, тогда прикрывались законом, но по существу творили беззаконие. По этой причине, кстати, Святослав Николаевич Рерих и отказался, несмотря на все уговоры, передать наследие семьи в Америку.

Картины Рериха в Америке распродавались, и через какое-то время после американской драмы в Нью-Йорке возник другой музей художника. Его директор Даниил Энтин в 1996 году был приглашен в Международный центр Рерихов на конференцию «Духовный образ России».В МЦР налаживали международное сотрудничество и предложили коллеге из США выступить с докладом.

Доклад Энтина, правда, оказался настолько специфическим, что на следующий день доверенное лицо Святослава Рериха, первый вице-президент МЦР Л.В.Шапошникова вынуждена была выступить с резким  комментарием. Слово, которое чаще всего произносит Шапошникова в этой, по сути, отповеди - лукавство. Будучи самым крупным специалистом по рериховскому наследию, она изобличила Энтина не только в передергивании идей и высказываний Рерихов, но и в откровенной лжи.

Что очень важно, главной темой конференции была тема о России, ее духовности, о тех образах, которые ассоциируются у каждого любящего свою Родину человека с Россией. Вот по этой, главной теме, и произошло принципиальное размежевание между позицией Международного центра Рерихов в Москве и Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Это чрезвычайно важный момент!

В своем выступлении Энтин представил Рерихов как людей без Родины. Людей, которым было безразлично, гражданами какой страны они являются. А коснувшись духовного образа России, он сказал буквально следующее: «Может быть, вы объясните мне, что такое русская духовность, и поможете мне понять, чем она отличается от других, почему она лучше (хотя с этим, я кажется, никогда не соглашусь) и почему ее миссия в мире особенно велика».

Этот намек, в котором  просматривалось что-то откровенно антирусское, был сделан с  намерением прощупать, насколько возможно использовать МЦР в своей лукавой деятельности явно не на пользу России. Л.В.Шапошникова, уловив суть сказанного, тут же недвусмысленно дала понять, что в Международном центре Рерихов подобного рода риторика недопустима.

«Энтин сообщает о том, что у Рерихов не было гражданства, - сказала она. - Он пытается их представить гражданами мира в самом худшем варианте, говоря о том, что у них не было подданства. У нас в музее в витринах лежат их паспорта – русские. Он говорил вчера о том, что Рерихи имели мужество отказаться от подданства. Я хочу сказать, что Рерихи имели мужество сохранить русское подданство в тех невероятно трудных условиях, которые создавались в 20-30- годах и позднее.

Рерих говорил: любите Родину. Запомните это. Она конкретная, а не абстрактная и не падает с неба. Мы живем в конкретном плотном мире. Мы идем, как говорится, конкретными путями. Никто из нас не должен проявлять неуважения к другому народу. Но учтите, если вы не уважаете себя, свой народ, вы обязательно проявите неуважение к другому. Уважая себя, вы будете уважать другой народ. Гордясь своей страной, вы будете гордиться достижениями других стран. Это цепная реакция. Вас призвали вчера к другому. Я еще раз хочу повторить слова Николая Константиновича: любите Родину».

После этой конференции общественный музей имени Николая Рериха в Москве и музей художника в Нью-Йорке перестали быть дружественными организациями.

Дмитрий Попов, являющийся сейчас хранителем Нью-Йоркского музея имени Николая Рериха, и засветившийся при обыске общественного музея в Москве - человек Д.Энтину очень близкий. Некогда Дмитрий Попов работал в Государственном музее Востока – в том самом, где пропали несколько рериховских полотен и куда увезли изъятые следствием из общественного музея картины. Однако личность Д.Попова примечательна не только этим. У него есть своя история.

В начале 2000-х годов вокруг наследия Рерихов разразился международный скандал. Он был связан с незаконной публикацией российским издательством «Сфера» дневников Елены Ивановны Рерих. Для того, чтобы пресечь  нарушение закона, Международный центр Рерихов добился конфискации тиража. Против виновных фигурантов этого дела были предприняты предусмотренные законом процедуры, а МЦР в результате этой борьбы нажил себе весьма влиятельных врагов.

Но иначе было нельзя. Дело с незаконной публикацией дневников было насколько подлым и циничным, что вице-президент Л.В.Шапошникова опубликовала по итогам всей этой истории статью под весьма красноречивым заголовком «Предатели».

Она писала: «оригиналы этих дневников были переданы в 1990 г. Святославом Николаевичем Рерихом в Международный Центр Рерихов вместе с остальным наследием Е.И. и Н.К. Рерихов. Тогда же он и дал инструкции, как поступить с дневниками. .. Инструкции С.Н. Рериха в МЦР строго выполнялись.....

Дневники Елены Ивановны, присвоенные Луисом и Нетти Хоршами во время их предательства, приведшего к гибели первого Музея Николая Рериха в Нью-Йорке2, были не оригиналами, а авторскими копиями. После 1935 года Е.И. Рерих уже не посылала регулярно в Нью-йоркский музей копий своих дневников».

В Америке копии дневников были оставлены лишь на хранение, без права на публикацию. И в Америке сохранили дневники – примерно также, как сохранили полотна Рерихов в Государственном музее Востока: копию дневников без всякого на то законного основания Энтин отдал Попову для полной публикации в России». Дальше Л.В.Шапошникова пишет о Попове – по пунктам:

«1. ...Попов не проконсультировался со мной, как с доверенным лицом С.Н. Рериха и директором Музея имени Н.К. Рериха, в архиве которого находятся оригиналы дневников Е.И. Рерих, только потому, что «Л.В. Шапошникова очень занята и к ней не пробиться».

2. Попов счел, что «та часть общества, которая за последние 10 лет ознакомилась с учением Живой Этики и другими источниками, готова к восприятию дневников Е.И. Рерих».

3. Срок публикации дневников Попов и его коллеги определили сами, «благо, что есть свои специалисты».

И заключает: «здесь, что ни слово, то ложь. Думаю, что пора подвести окончательный итог. И главный из них состоит в том, что мы имеем дело с чудовищным предательством двух человек — господина Энтина и господина Попова. Первый, инициировав это предательство, обеспечил его материально и тактически. Второй реализовал его, со всеми вытекающими из этого последствиями».

Про Попова в ее статье сказано кое-что еще, но, думаю, что и этого достаточно. Что ж, руководство Министерства культуры, так пекущееся о законности, выбрало себе очень достойного «эксперта».

И при этом оно примеряет патриотические одежды, говорит о защите государственных интересов. Но у подлецов – интересы всегда подлые, а не государственные. По шумок обыска из общественного музея имени Николая Рериха утащили флаг Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Они собираются его поднять - где? В государственном музее Востока или в Нью-Йорке?

Святослав Николаевич Рерих и Людмила Васильевна Шапошникова создавали Международный центр Рерихов для России, во благо России, зная, что благо России обернется благом всего мира. Сейчас Министерство культуры разрушает их дело во вред России.

На той памятной конференции, когда Международный центр Рерихов и Музей Рериха в Нью-Йорке стали по разные стороны, среди присутствовавших на конференции людей у Энтина нашлись защитники. Как только МЦР потерял спонсора и стало ясно, что на него обрушится вся мощь государственной машины – проверки, обыски, суды, диффамация в СМИ, попытки уголовного преследования – эти защитники срочно перебежали на другую сторону и стали ядром созданного и любимого Минкультом т.н.Национального рериховского комитета. Этот комитет поносит Международный центр Рериха на всех перекрестках и крепко дружит с Музеем в Нью-Йорке. Там и поездки в гости, выступления на конференциях. И, знаете ли, нет недостатка в средствах.

В Национальном рериховском комитете ждут, когда общественный музей выгонят из усадьбы Лопухиных и в новом государственном музее они получат должности, зарплаты и неплохой бюджет.

.Когда же наступило столь очевидное размежевание, когда от МЦР -  некогда весьма состоятельной и благополучной общественной организации отшелушились прилипалы, я вдруг вспомнила старый анекдот про корабль. Как он начал тонуть и как взмолились его пассажиры о спасении к Всевышнему. «Спаси нас, Господи!» И разверзлись небеса, и сказал Господь: «не зря я вас, эээ... женщин с низкой социальной ответственностью, столько лет на одном корабле собирал».Видно, предстоит Всевышнему очередная жатва. Компания собирается знатная.

Но, поскольку в вышеупомянутом анекдоте мне пришлось прибегнуть к термину, возникшему совсем недавно благодаря нашему президенту, не могу не сказать еще пару слов.

Скоординированная работа многих ведомств, включая СМИ, силовиков, Минкультуры, контролирующие органы разных видов, наводит на мысль о том, что вся эта работа по уничтожению Международного центра Рерихов хорошо координируется и что из какого-то высокого кабинета была дана отмашка на проведение всего комплекса репрессивных действий.

В Международном центре Рерихов отказываются верить в то, что эта отмашка дана президентом России. Отказываются потому, что знают: Путин спас российскую государственность на рубеже 2000-х годов. Ну не может человек, радеющий за Россию, быть с этим кублом предателей, воров и ненавистников страны. Хочу верить в то, что они правы.




Пресс-конференцию в Международном центре Рерихов можно посмотреть по этому адресу https://www.youtube.com/watch?v=Ya3zcVH6evY


    .

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

Ну, а зачем вы до войны-то довели?

- Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...

Обсудить
  • Череда коррупционных скандалов, снятие с должностей высших чинов силовых органов. На этом фоне минкульт Мединского ничем не привлекает к себе внимание рейдерством и реставраторством. Как все - так и он. Не будь Центра-Музея им. Н.К. Рериха с его криками "Воруют картины Рерихов!" - какая была бы тишь и благодать в богато обставленных министерских кабинетах.
  • Учение Храма Т.1."...Первый закон оккультизма – это защита Учителя. Ученику, который может стоять молча и равнодушно, не делая усилий защитить своего Наставника, не следует далеко искать причину, почему дверь «Чертога Знания» оказалась закрытой. Тот же самый закон, который не позволяет Учителю оккультизма защищать самого себя, требует, чтобы ученик встал у преддверия знания, который и есть Учитель, и охранял Его от всех вторгающихся. Закон этот есть закон самозащиты. Ученик обязан подниматься или падать вместе с Учителем, и первая великая реальность, которая озаряет его пробуждающееся сознание, есть признание его связи и единства с Учителем. И однажды признав это, он уже не может отказаться от Него: и его долг, и радость, и сама жизнь отныне неразрывно связаны с Учителем. Но – увы! – значительная часть учеников Тайноведения в западном мире не только равнодушно слушают и с жадностью читают все грязные нападки на своих Учителей, но и трусливо отворачиваются, прячась в безопасных и укромных местах, когда стрелы насмешек и оскорблений вылетают из колчана нападающего. Они боятся, чтобы грязь, в которую падают эти стрелы, не попала на их одежды, которые они считают безупречно чистыми. Такие ученики явно не способны осознать ту истину, что искренняя, мужественная, преданная защита – братское усилие «всем миром» – как раз и выведет их собственный корабль жизни вместе со всеми товарищами на борту за пределы досягаемости этих стрел, за пределы грязи той бухты, в которую их занесло, – далеко в открытое море, с вымпелами и знаменами, развевающимися над их кораблем от носа и до кормы. Ибо даже самый ничтожный и жалкий из всех людей уважает и любит отважного храбреца, верного товарища и друга. «Победитель достоин награды» как на равнинах, так и на самой вершине жизни и любых начинаний."
  • под шум мировой разрухи.... все смешалось люди,кони
  • Все верно. Силы и духовной мощи защитникам Общественного музея. Победа будет за МЦР и никакие покровители не помогут!