И это не преувеличение. За одну неделю произошли три события, из которых можно сделать именно такой вывод. Назову их. Это публикация двух статей – Евы Меркачевой «Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха» и Елены Кузнецовой «Разрушение музея Рериха: игра по-крупному», а также пожар в столичном Пушкинском музее.
Сначала о публикациях (ссылки в конце текста). Написанные разными авторами и опубликованные в разных изданиях, они тем не менее очень хорошо дополняют друг друга и значительно расширяют наши представления о событиях, происходящих вокруг наследия семьи Рерихов и усадьбы Лопухиных. Одновременно они рассеивают надежды тех, кто рассчитывал на угасание интереса общественности и прессы к этой теме. С захвата усадьбы прошло уже полгода, но острая фаза борьбы за Международный Центр Рерихов и его общественный музей продолжается. В эту борьбу вовлекаются все новые и новые участники, и победа одной из сторон уже не выглядит столь явной, как это могло бы показаться в конце весны нынешнего года.
Прочитав обе статьи практически одновременно, у меня сложилось впечатление, что еще во времена СССР существовала весьма серьезная сила, препятствующая деятельности Рерихов и стремящаяся разрушить ее плоды. Это убедительно подтверждает история коллекций, привезенных в Москву Юрием Рерихом. Трудно отделаться от мысли, что именно эта сила уже в постсоветское время с тем же остервенением старается против Рерихов в современной России. Статья Елены Кузнецовой наконец-то выводит борьбу вокруг наследия Рерихов за рамки противостояния МЦР и Минкультуры и показывает, что Мединский и его подчиненные – всего лишь видимые руки влиятельных кукловодов, находящихся в такой весовой категории, которая позволяет показывать свою силу даже высшей власти.
Не буду удивлена, если когда-нибудь это черное кубло волею обстоятельств выйдет из закулисья и предстанет в виде какого-нибудь закрытого элитного клуба. Или ложи. Или секты. То, что оно так глубоко проросло в чиновничестве, вовсе не свидетельствует о том, что общественники Международного Центра Рерихов сражаются за наследие с государством. Настоящая беда в том, что под видом государственных интересов защищается то, что этим интересам прямо противоречит. Будучи искусными манипуляторами, они смогли развести по разные стороны работающую на благо России общественность, в том числе международную, и президента с его высочайшим рейтингом доверия граждан. Это, безусловно, драма. На мой взгляд, задача общественности заключается в том, чтобы эта драма не переросла в трагедию.
Вот теперь стоит вспомнить еще об одном недавнем событии – пожаре в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Весьма примечательно, что горело то музейное здание, где находятся частные коллекции, подаренные государству собирателями художественных ценностей. В результате пожара пострадал мозг и центр музея – отдел учета с его инвентарными книгами, документами о хранении и коллекциях. Как признают сотрудники музея, если «случилось самое страшное и документы погибли – последствия для музея будут ужасающими». Разумеется, следствие будет пытаться установить причину пожара, но сам факт этого события побудил меня спроецировать аналогичную ситуацию на находящуюся рядом усадьбу Лопухиных.
Кто сегодня отвечает за находящееся там художественное и историческое достояние?
Захвативший усадьбу Музей Востока? Как он умеет хранить наследие Рерихов, нам хорошо известно по тому, как там «сохранили» картины, переданные С.Н.Рерихoм музею на временное хранение. Там их так «сохранили», что как огня
боятся ревизии с участием общественности и наотрез отказываются сверять списки, сделанные С.Н.Рерихом при передаче картин, с наличием этих картин в фондах музея. Там составили свои списки, и по ним у Музея Востока все в полном порядке. После ночного захвата МЦР Музеем Востока собственник фондов - Международный Центр Рерихов не был допущен к описи всего того, что находилось на тот момент в усадьбе Лопухиных. Музей Востока опять составлял списки самостоятельно, и как он их составлял, можно только догадываться. Ведь, мы знаем, документы о собственности на картины у Международного Центра Рерихов были полностью изъяты.
Представляя, кто под прикрытием государственных интересов сражается с Международным Центром Рерихов, не остается никаких сомнений в том, что захваченную усадьбу Лопухиных, а особенно находящиеся там художественные и архивные ценности не захотят возвращать общественной организации под любым предлогом.
Когда-нибудь следствие по делу «Мастер-банка» должно быть завершено. Тогда по закону правоохранительным органам придется отдавать МЦР отнятое. Прав собственности на находящиеся в усадьбе Лопухиных произведения искусства у Минкультуры тоже нет. Противники МЦР заглотили большой кусок, но сейчас над ним висит реальная угроза несварения. Обычно результатом такого неудобного положения являются некие радикальные действия. Сейчас предпринимаются энергичные усилия, чтобы уничтожить МЦР как юридическое лицо, это несомненно. Но не факт, что они увенчаются успехом. И что тогда?
Как мы знаем, итогом разворовывания квартиры Юрия Рериха стало ее громкое криминальное ограбление. Оно достигло своей цели и прикрыло тихое многолетнее расхищение произведений искусства, вполне устраивающее участвующих в нем и покровительствующих ему.. Общеизвестно, что пожар или кража – это примитивная, но вполне работающая схема заметания следов. Подобная технология вполне может быть применена и к усадьбе Лопухиных, когда для этого сложатся соответствующие обстоятельства.
Не допустить этой трагедии способно то дежурство возле усадьбы, которое защитники МЦР ведут после ее захвата, с конца апреля. Днем и ночью они фиксируют все, что происходит у ворот в Малом Знаменском переулке Москвы. Кто зашел, кто въехал, кто и с какой сумкой вышел – эта работа оказывается в нынешних условиях чрезвычайно важной. Святослав Николаевич Рерих доверил наследие семьи общественности. Сейчас, когда над этим наследием нависла реальная угроза, общественности и надлежит его спасать.
Вот обещанные ссылки
Ева Меркачева «Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха»
http://www.mk.ru/culture/2017/11/08/krazha-na-milliard-dollarov-kak-razvorovali-nasledstvo-genialnogo-khudozhnika-rerikha.html
Елена Кузнецова «Разрушение музея Рериха: игра по-крупному»
https://cont.ws/@lionlight/762897
Оценили 4 человека
4 кармы