Преподаватель Щукинского театрального училища Владимир Поглазов совершил Поступок. Именно Поступок – с большой буквы. Если бы он не вышел на сцену и не прервал спектакль, в котором студенты школы-студии МХАТ матерились, коверкали русский язык, бросали в зал мусорными мешками, демонстрировали главного героя голым с прикрытым носком причинным местом, мы, скоре всего так и не узнали бы, что метастазы безобразия поразили еще один очаг отечественной культуры. Потому что, как выяснилось, этот спектакль под названием «Янко – круль олбанский» уже был показан в Пушкинском музее, не говоря уже о других площадках. Однако в Пушкинском музее не нашлось своего Поглазова ни среди зрителей, ни среди сотрудников. Поэтому о «новаторском» искусстве молодых мхатовцев мы тогда ничего не узнали.
Очевидно, если бы спектакль остановил рядовой зритель, а не преподаватель известного столичного вуза, этот протест можно было бы списать на непросвещенность и излишний консерватизм случайного человека. Но когда слова «Вы втаптываете театр в грязь!» произносит профессионал, крыть оказывается нечем. И вот уже министр культуры Владимир Мединский вынужден оправдываться и требовать объяснений от руководства вуза.
В реакции Министра культуры в данном случае заслуживает отдельного внимания его призыв к «театральным новаторам» «освежить свои понятия о нравственности». Старинная мудрость учит нас тому, что рыба гниет с головы. И уж если в ведомстве Мединского заговорили о нравственности, то и министру со товарищи тоже неплохо бы провести по этой части свой собственный аудит. И, знаете, есть с чего начать.
Вот на днях в усадьбе Лопухиных презентовали государственный музей Рерихов и выставку работ Николая Рериха под выразительным названием «Восхождение». На презентации выступающие, среди которых был замминистра культуры В.Аристархов, делали вид, что госмузей возник на пустом месте, создан он исключительно силами Министерства культуры и является знаком уважения к Святославу Рериху и даже исполнением его воли. Но все это – ложь. Святослав Николаевич Рерих закладывал в усадьбе Лопухиных общественный музей. Его создавали четверть века силами многих людей, на капитальную реставрацию усадьбы Лопухиных государство не затратило ни копейки – Минкультуры с помощью вооруженных людей ночью лишь забрало все, что было сделало без его участия. А потом перекрасило стены музея и повесило на здание новую вывеску. Так о какой нравственности мы говорим? Когда в культуре – а тем более в русской культуре - подлость и ложь почитали за нравственность?
В отношении наследия Рерихов в России совершено преступление – при этом одновременно нарушены и юридические, и моральные нормы. Наследие Рерихов есть целостность художественной и философской частей. Оно обращено к народам через Пакт Рериха – механизм охраны культуры. Его символизирует Знамя Мира, на утверждение которого Рерихи, без преувеличения, положили свои жизни. Но это знамя в усадьбе Лопухиных было спущено сотрудниками Министерства культуры сразу после вооруженного захвата здания. О философском наследии Рерихов – книгах Живой Этики на открытии государственного музея не упомянули ни разу. Выкрашенные в серый цвет стены новоявленного музея, на которых томились полотна наших великих соотечественников, представляли собой невероятно убогое зрелище.
Только ли мне показалось, что московский госмузей Рериха сегодня – это трофейный музей? Первый в России. Музею, который ныне действует в усадьбе Лопухиных, надо дать какое-то более подходящее имя, которое соответствовало бы его содержанию. Общественный музей Николая Рериха был захвачен в результате вооруженных действий. Госмузей работает на имуществе, до сих пор принадлежащем Международному Центру Рерихов, незаконно хранит находящиеся в собственности МЦР картины. Да, по своему статусу это трофейный музей. Даже когда под него задним числом подведут необходимую юридическую базу, он не перестанет быть тем, чем является уже по сегодня по сути своей – музеем с постыдной историей.
То, что произошло на презентации госмузея Рерихов на прошлой неделе, было мною описано еще в марте, вскоре после вооруженной акции ОМОН в Международном Центре Рерихов. Тогда в ней принял участие хранитель музея
Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов. Много потрудившийся для разгрома общественного музея Рериха в Москве, этот господин на презентации охотно рассказывал о своем американском музее – о том, как он создавался при участии Рерихов, о его замечательной истории. Российские коллеги о предыстории создания госмузея в усадьбе Лопухиных молчали. Понятно: новый государственный музей Рериха – это безродный музей, возникший на подлости и предательстве. Чем же тут похвалишься? Не признают российские суды нотариально заверенные, подписанные Святославом Рерихом документы о том, что все семейное наследие принадлежит Международному Центру Рерихов – но они известны, они многократно опубликованы. Для человека, имеющего понятие о нравственности, этого вполне достаточно, чтобы понять, кто у кого в данном случае украл.
Да, американский музей – это музей с историей. Российский госмузей Рериха – что голый актер с носком на причинном месте, явленный зрителю новой порослью театрального дела. Задумайтесь, Владимир Ростиславович, о нравственности. Если сможете. Общественный нью-йоркский музей сумел добился ликвидации общественного российского музея. Вы этому способствовали. Вы спустили в России Знамя охраны культуры.
Когда Знамя Мира спущено, культура остается без надлежащей защиты. Ее защитить сложно в первую очередь потому, что становится неясным само содержание культуры, ее смысл и предназначение. Мы видим, что власть не имеет понятийного ресурса, чтобы справится со скверной, которая напала на культуру и движет общество вниз с нарастающим ускорением.
Каждый день приносит сообщения о том, что понимание красоты и безобразия все более размывается. Вот только что «пошалила» Третьяковская галерея, которая с некоей неправительственной организацией провела флэш-моб с демонстрацией пародий на картины известных художников. Но если предложенные галереей(!) для пародирования(!) картины есть настоящие произведения искусства с их возвышающим и человека, и художника-творца посылом, то пародии на них явили нам обыкновенную пошлость. На заставке к этой статье – флэшмоб на тему гениальной картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня». Среди художников, картины которых рекомендовались (!) к пародированию, был, кстати, и Рерих. Вот тут и вспомнишь еще раз слова Святослава Николаевича Рериха о том, что музей Н.К.Рериха в Москве должен обязательно иметь общественный статус. Мудрый он был человек, Святослав Рерих, прозревал будущее.
...Год назад – Эрмитаж, МХАТ и Большой – давно, теперь Школа-студия МХАТ, Пушкинский музей и Третьяковская галерея. Осквернение крупнейших центров культуры продолжается. Что делать-то? Вот Владимир Путин только что предложил принять новый закон о культуре и сказал, что его разработкой стоило бы заняться самим деятелям культуры. Деятелей у нас много. Но культуры становится меньше. Ее носителями, как мы видим, могут быть простые люди, а «деятели» нередко имеют отношение к культуре только по названию своих должностей. Как сейчас в Министерстве культуры. А что? Оно деньги делит. Многие довольны.
Оценили 3 человека
3 кармы