Многочисленные факты разрушения культурных учреждений, памятников, творческих коллективов, ущерб, наносимый культурному наследию на фоне глухоты власти к голосу неравнодушной общественности побуждают искать способы противодействия деструктивным процессам. Приходит понимание того, что в одиночку эффективно противостоять чиновничьему произволу невозможно, и чтобы отстоять культуру, необходимо объединяться. Существенный шаг в этом деле предпринял Международный Центр Рерихов, подвергающийся на протяжении последних четырех лет жестким гонениям.
Будучи авторитетной международной организацией и сплотив вокруг себя немало групп и сообществ, работающих в области культуры, МЦР смог привлечь внимание общества к вопиющим фактам беззакония и грабежа, осуществленных руководством Министерства культуры в отношении общественного музея имени Н.К.Рериха. Чего стоит один только вооруженный захват усадьбы Лопухиных с помощью ОМОНа!
Однако культура нечасто умирает под дулами автоматов. В основном это происходит для общества почти незаметно. Вот где-то музею не продлили договор аренды и выставили его на улицу, где-то отказали в финансировании заслуженному музыкальному коллективу, где-то оболгали достойного человека, положившего свою жизнь на подвижнический труд. Все эти отдельные факты, вроде бы частности нашей жизни, фокусируясь, отражают процесс нравственной деградации, запущенный в масштабах страны влиятельными людьми, движимыми страстью бесконечного обогащения и презрением к будущему державы.
Что остается делать? Конечно, сначала выплеснуть свое горе, что и произошло на Международном съезде общественности «Разрушение общественного Музея имени Рериха в свете проблем сохранения культуры России в ХХ1 веке». Речь на этом форуме шла не только о наследии Рерихов, попавшему в холодные руки Музея Востока и его филиала, созданного за счет разграбленного государством общественного музея.
Говорили о преднамеренном и долговременном уничтожении академического русского народного оркестра «Баян», о закрытии известного далеко за пределами России Музея матрешки и плачевном состоянии народных промыслов, о фактической дискриминации искусств, родившихся из народного творчества, об угрозах, нависших над образовательными учреждениями системы Министерства культуры. В выступлениях специалистов, людей, создававших то, что впоследствии подверглось разрушению со стороны обличенной властью бюрократии, сквозила надежда на то, что съезд станет началом объединения общественности, неравнодушной к судьбам отечественной культуры.
Очевидно, что за этим, первым шагом должен последовать следующий. Каким он будет? Это в значительной степени зависит от того, что именно станет стержнем такого объединения. Объединение общественности, заинтересованной в сохранении культурного достояния, должно, по логике, происходить через крупный проект, осуществить который возможно лишь совместными усилиями. Причем этот проект должен быть равно значим для всех его участников. Размышляя об этом, мне пришла в голову простая, в общем, идея.
А не приступить ли рериховским сообществам в содружестве с другими, не входящими к этот круг общественными организациями и отдельными активными гражданами, к созданию перечня объектов материальной и нематериальной культуры, а также культурных учреждений, творческих коллективов, которые в постсоветский период были утрачены или находятся в настоящее время в опасности? Если заниматься описанием лишь уничтоженного, разграбленного и закрытого, то такой перечень можно было бы назвать книгой памяти. Но наша цель – не участвовать в похоронах культуры, а повернуть разрушительный процесс вспять и найти человеческие ресурсы для восстановления утраченного. Поэтому более подходящим названием для объединительного процесса мне видится другое название – а именно создание Красной книги культуры. В нее может войти описание того, что уже было уничтожено, как например, Музей матрешки, и того, что находится в опасности, как, например, коллекция полотен Рерихов в закромах Государственного Музея Востока.
Красная книга культуры могла бы стать сборником кратких и емких статей о тех потерях, которые понесла отечественная культура в результате ожесточенной атаки разрушительных сил. Причем люди, олицетворяющие эти силы, должны быть названы поименно. Известно, кто закрывал Музей матрешки, известно, кто грабил общественный музей Международного Центра Рерихов. Помимо имен непосредственных исполнителей надо указать, в чье правление были совершены все эти варварские акты – фамилии министров культуры, руководителей правительства и президентов. Пусть все это останется для истории, для того, чтобы стать лучшей характеристикой служения культуре высших должностных лиц страны. Тем более, как нам известно, разрушение практически любого культурного учреждения или коллектива влечет поток обращений в структуры власти всех уровней, поэтому упоминание персоналий в Красной книге культуры будет более чем уместно.
Мы знаем, что деструктивные процессы в культуре идут на разных уровнях – и на федеральном, и на местном. Соответственно, собираться информация о них должна и в столице, и в провинции. Для этого в каждом субъекте федерации,в каждом крупном городе найдется общее дело для людей неравнодушных к состоянию культуры, к жизни творческих коллективов, к сохранности музейных коллекций, к поддержке и защите подвижников культуры от злонамеренного произвола. Можно не сомневаться, что интерес к Красной книге культуры проявят все люди, причастные к созданию и деятельности тех объектов культуры, которые подверглись разрушению.
В целом это очень большая работа, которая под силу только через объединение всех заинтересованных организаций, сообществ, групп и отдельных граждан. Итогом этой работы станет информация, позволяющая определить наиболее уязвимые и подвергающиеся наибольшей угрозе сферы культуры. Занесение в Красную книгу культуры все новых и новых объектов станет хорошим поводом для пресс-конференций и других форматов работы со средствами массовой информации, для международной деятельности
Не будем забывать, что наука и образование являются важнейшими частями культуры. Поэтому каждая утрата в этих сферах также должна найти в нашей Красной книге свое отражение. Если мы пойдем по этому пути, неизбежным будет тесное взаимодействие с неформальными сообществами, действующими в этих сопредельных сферах культурного пространства.
Создание Красной книги культуры даст нам еще один эффект. Оно позволит отделить организации и группы, являющиеся по сути общественными, независимыми от власти объединениями, от так сказать, генномодифицированной общественности со встроенными в нее генами Министерства культуры и других провластных структур. В качестве примера такой псевдообщественной структуры следует, конечно, в первую очередь назвать Национальный рериховский комитет. Но не только его.
Вспомним недавнюю историю с общественной организацией Союз музеев России под руководством Б.Пиотровского. Когда громили общественный музей имени Н.К.Рериха и его сотрудники обратились за помощью к Союзу музеев России, Пиотровский не пошевелил и пальцем, чтобы заступиться, хотя степень незаконных действий в отношении МЦР просто зашкаливала. Мы воочию увидели, что в деле защиты культуры Союз музеев России – мертвая организация. Можно было бы продолжить тему о том, как Пиотровский совмещает свою общественную деятельность с руководством крупнейшим государственным музеем, однако сейчас речь все-таки не об этом.
В настоящее время, на мой взгляд, мы должны быть озабочены сложением сил – созидательных, умных, активных. Выявить и объединить их может только совместная работа. Кому, как не рериховцам, имеющим бесценную теоретическую базу через наследие Рерихов, стать источником и организатором общероссийского движения за сохранение культуры и противодействие разрушительному процессу в этой наиважнейшей сфере. Никто не сравнится с Рерихами по степени понимания значения культуры, никто не имеет такого успешного опыта, как они, ни у кого нет того всемирного признания, которого они заслужили своим беспримерным жизненным подвигом.Рерихи объединяли мир через культуру. Наша работа в этом же направлении есть наивысшая степень почитания их труда.
Оценили 5 человек
5 кармы