Часто писал отзывы на ту или иную книгу. Однажды даже довелось отозваться о синих пластиковых бочках. Но про кино как-то не сложилось. Так что не обессудьте.Дело в том, что для написания рецензии нужно понимание, определенные знания и немалый опыт. Отзыв же – только впечатления. Но «букаф» будет много.
28 ПАНФИЛОВЦЕВ. НАЧАЛО
Отечественный зритель «в годах» уже привык, что российское кино о войне, да и вообще о любой исторической теме, касающейся нашей многострадальной Родины – это отборное, густо замешенное дерьмо.
Год от года, от фильма к фильму на наши головы «творцы» вываливают его с завидным постоянством и к каждой удобной дате. Годовщина начала войны – нате, годовщина Сталинградской битвы – жрите . Годовщина Победы – подавитесь.Зритель же помоложе искренне не понимает о чем идет речь. Ему все понятно – вот Сталин -маньяк, вон русские алкаши, там культурыне немцы в красивой форме. Вот наши в говне и грязи, вот тут НКВД всех расстреляло. А разве может быть иначе? Это ж кровавая гэбня.
Может. И должно быть. Первым фильмом, прорвавшим историческую блокаду вокруг самого сокровенного события нашей истории стала для меня «Брестская крепость». Фильм от наших «создателей» спасли белорусы, спасибо им за это. И вот в 2013 году попалась на глаза заметка, что команда энтузиастов хочет снять фильм про подвиг 28 панфиловцев, тизер прилагался. Я его посмотрел. Уже там была хорошая музыка и интересные ракурсы. А главное – наш воин хоть и мельком, хоть и сзади, но показан героем. С волей, характером, силой и духом. Удивительно. Особенно на фоне «Утомленных солнцем-2». Команда тогда собирала средства, чтобы снять пару минут фильма и идти с ними в поисках спонсоров.
Тогда я и отправил свой скромный вклад в общее дело. Что было дальше – все знают. Сборы превзошли все ожидания. Средства были оперативно собраны. Работа началась.В это время я не завидую команде, работавшей над фильмом. Успех подобных сборов – это не только успех, это настоящая игра ва-банк. Именно здесь решается твоя судьба, как режиссера, продюсера и сценариста.
Вот к примеру Н.С. Михалков. 7 лет (рубил бабло) снимал кино за гос. счет. Снял такую мерзость, что одни воспоминания о ней вызывают приступы тошноты. Результат – полный провал. И что дальше? Понес ответственность? Кабы не хрен. Деньги дали, деньги освоили. Сидит дальше с напыщенным видом, учит жизни.
Здесь же команде Шальопы предстояло сдавать экзамен. Провалишься и не справишься – это крест на всей карьере. Шли года, шли съемки, мы ждали, волновались, помогали чем могли – даже один репост и тот был тем кирпичиком из которого строилось здание успеха. И вот 24 ноября 2016 года фильм родился.
28 ПАНФИЛОВЦЕВ. ПОДВИГ
Подвиг 28 панфиловцев – это тоже кирпичик. Именно из тысяч таких подвигов ковалась Победа. Цену и значение этой Победы мы даже спустя 75 лет не осознали. 26 миллионов погибших - это просто чудовищная цифра. Такого не знала за всю мировую историю ни одна страна и ни один народ. Если всех погибших положить в одну линию, то она обогнет весь Земной шар. Попробуйте это представить. И одним из эпизодов этой Величайшей битвы и стали 28 панфиловцев. И фильм именно об этом. О жизни, о Родине. В том числе и о смерти, хоть авторы и отрицают.
СЦЕНАРИЙ И СЮЖЕТ.
Фильм о подвиге получился именно таким, каким и обещали создатели. Он абсолютно, даже излишне аполитичен. Его сценарий не похож на пьеску для студенческого театрального фестиваля. Здесь нет спекулятивных театральных приемов, нет надрывных воплей с выпученными глазами, нет пафосных речей со взглядом на рассвет, нет любовных линий. Нет пошлости, нет моральной грязи. Он предельно прост и ясен, как жизнь и смерть. Здесь есть люди, и есть Земля которую надо защитить во что бы то ни стало.
Весь фильм - это один бой и подготовка к нему. Совершенно внезапно зритель узнает что война – это тяжелая работа. Это тренировка, учеба, оборудование позиций, а сам бой – лишь финальный этап. Нормальные люди. Да, впервые в эпоху демократической России воины Красной армии - это нормальные люди. Живые, с юмором, самые обычные парни и мужики, собранные со всей России и не только. У них ясная речь и светлые лица.
КАДРЫ И РАБОТА ОПЕРАТОРА
Низкий тебе поклон оператор. Таких ракурсов, такой съемки в нашем кино еще не было. Каждый кадр фильма поставлен и выверен на твердую пятерку и являет собой готовый постер. Жми стоп-кадр и отправляй на принтер. При всей красоте и гармоничности картинка ни в коей мере не выглядит постановочной, что вызывает настоящий восторг. Апофеозом операторской работы для меня стал финал сражения, когда бойцы пристегивали штыки, а над окопами показались головы немцев. Вот тут было страшно. Мурашки бегали по коже.
ЗВУК
Опять-таки впервые. Каждый звук яркий и сочный. Если выстрел, то это выстрел, если взрыв – то взрыв. Реализм потрясающий. Благодаря звуку и оператору танки стали танками, то есть машиной, которая идет на тебя с одной только целью – убить. Леденящий душу лязг гусениц, рев моторов, грохот выстрела, шелест осыпающейся земли вперемешку с пугающей тишиной – действительно страшно. Когда впервые в темноте ночи танки запустили моторы, то моя супруга даже вздрогнула со страха. А одиночный выстрел из винтовки по вражескому самолету-разведчику? Вы слышали где-нибудь столь правдоподобный звук, который действительно прозвучал в кинозале как выстрел? А полет самого разведчика над полем? Звук его мотора и тишина промозглого ноябрьского поля, серое небо и 2 бойца, понимающие что где-то там за деревьями на них идет смерть. Даже эта незамысловатая ситуация вызывает неподдельные эмоции.
ТЕХНИКА И БОЙ
Достоверность на грани кинодокументалистики. Форма, инструмент, оружие, патроны, снаряды, гранаты, снарядные ящики, погоны, лопаты – все полностью соответствуют той эпохе. Если вы посмотрели фильм и увидели, что там де петлица не так приколота – то Вы долбанный задрот и мне Вас жаль. Достоверность не только в реквизите, но и в событиях.
Никто до этого не показывал, как надо оборудовать липовые позиции, как правильно выставить орудие, как выбрать позицию для пулемета, каким должен быть окоп. А главное – зачем все это делать. Лейтенант в лице Шальопы мне напомнил А.В. Суворова, который делился опытом и знанием с солдатом, был для них авторитетом и вторым отцом. Зрителя позабавит ребячество бойцов с макетом танка, но каждый понимает, что все это для дела, что эта «игра» может спасти жизнь. Будучи курсантом, я ненавидел рыть окоп. Хоть и делали это всего пару раз. Здесь же ты понимаешь, что в минуты боя его глубина – это твоя жизнь. Вообще фильм должен стать обязательным к просмотру для всех курсантов всех военных ВУЗов.
Смысл фильма и послевкусие
Из оригинальных мыслей мне запомнилось то, что за Родину надо не умирать, а жить. Жить любой ценой. Что толку Родине в твоей смерти? Кто ее защитит, если тебя убьют?Фильм этот наглядно показывает благодаря кому и чему мы все живем. Он показывает, что наши деды – это и есть мифические титаны, что их дух, воля и сила спасли не только Родину, но и весь мир. Нам не нужны придуманные герои и высосанные из пальца истории. Мы действительно великий народ, совершивший великий подвиг. Что земля, по которой мы ходим, пропитана за столетия кровью предков. Низкий поклон всем павшим.
Обращение к творческому коллективу.
Я намеренно не хочу выделять никого из команды, создавшей этот фильм. Вы, как и 28 панфиловцев – все герои, каждый по-своему. Ваша работа позволила подумать, поразмыслить, побывать в мерзлом окопе, заглянуть в лицо смерти и почувствовать счастье жизни.
Поэтому от меня лично и от лица всех зрителей спасибо Вам. Слышали бы Вы сколько аплодисментов сейчас раздается в кинотеатрах после каждого сеанса. Искренне верю, что Ваш творческий коллектив сделал только первый шаг и мы еще не единожды будем с замиранием сердца смотреть на большие экраны. Наша страна богата на историю и подвиги. Сколько их еще не увековечено – не знает никто. Так что в добрый путь.
Чего в фильме нет
Грязи, лжи, абсурда и фальши.
Идти ли? Нет. Не идти, а бежать, прихватив всех друзей и родственников. Ответа критикам не будет. Глупости про «недостаток драмы», «отсутствие любовной линии», «немцы тоже люди и где-то по мужественному Гансу грустит одинокая фрау» оставьте себе.
Оценили 109 человек
122 кармы