Отношение к реинкарнации, то есть идее перевоплощения душ, в обществе неоднозначно. И хотя в литературе приведено очень большое количество убедительных фактов и бесспорных доказательств реинкарнации, многие ещё продолжают в этом сомневаться или даже яростно отвергать, опираясь на широко распространённое представление о том, что христианская церковь отрицает реинкарнацию. Учитывая, что к христианам себя сегодня относят 2,1 миллиарда человек, в этот вопрос надо внести ясность.
Прежде всего, отмечу, что такое представление – очередное заблуждение.
Со времени своего зарождения и в течение первых трёх веков существования христианской религии все христиане свято верили в переселение душ.
Как складывается у людей вера? Она всегда формируется под воздействием либо авторитетных людей, либо под давлением власти. Власть, как известно, к первым христианам относилась враждебно – их мучили и жестоко преследовали. Поэтому влияние власти на формирование христианской идеологии на первом этапе отсутствовало. Давление только укрепляло людей в их вере и привлекало новых сторонников. Остается влияние авторитетных проповедников, а все они разделяли идею реинкарнации: Климент Александрийский (150-220), Юстиниан Мученик (100-165), святой Григорий Нисский (257-332), Арнобий (ок.290 г.), и многие другие христианские лидеры были её активными приверженцами.
Среди столпов раннего христианства убеждённым сторонником идеи реинкарнации был также Ориген Александрийский (185-254), которого святой Иероним (340-420) назвал «величайшим учителем церкви после святых апостолов», а святой Григорий, епископ Нисский, величал «князем христианского учения III века».
И вот этот «величайший учитель» и «князь» категорически утверждал, что душа человека регулярно перевоплощается в разные тела – в зависимости от характера прожитой земной жизни.
На что опирались отцы христианской церкви? Откуда они черпали свои представления о путешествиях души из одного тела в другое? Наверное, было бы странным, если бы у них был иной источник знаний, кроме самого Иисуса Христа, не правда ли? А что на этот счёт говорил Иисус? Сегодня это хорошо известно благодаря древним рукописям, сохранившимся в оригинальном виде до наших дней.
Важнейшей среди них, бесспорно, является сборник из четырёх книг под общим названием «Пистис София» (Вера-Мудрость). Его текст, насчитывающий 346 страниц, дошёл до нас в пергаментном кодексе, приобретённом лондонским врачом и собирателем манускриптов Э. Эскью в 1772 году у лондонского антиквара. Разные компетентные учёные, изучавшие «Пистис Софию», не пришли к общему мнению относительно её возраста, но обычно время её написания располагают между II и III веками нашей эры.
Книги написаны в жанре откровения-диалога Иисуса с учениками после его воскресения.
«Пистис София» является образцом для описания судьбы человеческих душ, в том числе и её перевоплощений. В ней, в частности, упоминается чаша забвения, которую дают испить душе, снова бросаемой в мир человечества.
После путешествия души по разным областям загробного мира «ведут её к Деве Света, которая судит хороших и плохих, с тем чтобы она судила её… И приходит Валухам, приемник Саваофа, Адамаса, который даёт чашу забвения душам, и он приносит чашу, наполненную водой забвения, даёт её душе, и она пьет её и забывает все местности и все места, в которые входила. И они бросают её в тело, которое проведёт своё время, постоянно тревожась в сердце своём».
В ответах Иисуса ученикам о судьбе душ совершенно ясно говорится о программе предстоящей земной жизни и её причинно-следственной связи с жизнью, прожитой ранее. Так, на вопрос Марии: «Господь мой! Человек, постоянно клевещущий, когда он выйдет из тела, куда он пойдёт, или что есть его кара?», Иисус отвечает: «… и они дают её телу, которое проведёт своё время, будучи теснимо. Таков суд клеветника».
Основным собеседником Иисуса выступает Мария Магдалина, но и остальные ученики не молчат:
«Пётр сказал: “Господь мой, пусть женщины прекратят спрашивать, дабы мы также могли спросить”.
Иисус сказал Марии и женщинам: “Дайте место вашим братьям-муж¬чи¬нам, чтобы они также спросили”.
Пётр ответил и сказал: “Господь мой! Грабитель и вор, чей грех постоянно таков, когда он выходит из тела, что есть его кара?”.
Петру Иисус отвечает, что такую душу «бросают в хромое, увечное и слепое тело. Такова кара грабителя…. И воистину я говорю вам: она (Дева Света – авт.) не отпустит эту душу из её обменов тела до тех пор, пока она не отдаст свой последний круг в соответствии с теми, которых она достойна».
Недаром в Древнем Египте считали, что душа человека проходит свой полный цикл воплощений за три тысячи лет – за меньший срок, по их мнению, приобрести качества, необходимые для вечной жизни в Тонком Мире невозможно. А раннее христианство, как известно, впитало многие религиозные идеи и традиции Древнего Египта, бывшего в те времена одним из мировых центров культуры и науки. Это влияние имело прогрессивный характер, поскольку египетские жрецы способствовали просвещению и распространению научных знаний среди населения, то есть делали именно то, к чему впоследствии призывал Иисус Христос. В «Пистис София» записан его призыв к ученикам: «...не переставайте искать днём и ночью и, не успокаивайтесь, пока не найдете очистительных тайн, которые очистят вас и сделают вас чистым светом, так что взойдете горе и наследуете свет царства моего».
Когда в ходе беседы с Иисусом ученики разобрались, наконец, со всеми грешниками, Иоанн поинтересовался: «Человек, который не согрешил, но постоянно творил благо, а твоих тайн не нашёл… когда он выйдет из тела, что будет ему?».
Оказывается, и такую душу ждёт новое воплощение, поскольку для выполнения программы жизни души мало творить благо и не грешить во время земной жизни – обязательно ещё нужно избавиться от невежества! И в этом состоит одна из важнейших заповедей Иисуса. Поэтому хорошую, но невежественную душу тоже ждёт новое воплощение, но ей дают выпить уже другую чашу, и вот с какой целью:
«И бросают её в тело, которое не сможет спать и не сможет забыть из-за чаши трезвости, которая была дана ей, но она будет постоянно побуждать её сердце искать тайны света до тех пор, пока она не найдёт их … и наследует Свет вечный».
Сказано чётко и ясно: даже если ты был человеком во всех отношениях хорошим, но при этом невежественным, отправляйся обратно с сохранённой памятью и ищи тайны света, пока не найдёшь. Только с таким багажом можно остаться в Мире Душ навечно.
Вот так, через рассмотрение отдельного узкого вопроса о реинкарнации, мы постепенно подбираемся к открытию фундаментальной Истины о смысле земной жизни. Уже теперь мы можем обоснованно утверждать, что основным смыслом воплощения души на Земле является её эволюция.
На реинкарнацию Иисус указывает прямо и в ответе на вопрос учеников о душе Илии-пророка. Иисус объясняет, что она «повязана в теле Иоанна Крестителя. Вот, поэтому вы усомнились однажды, когда я сказал вам: “Иоанн сказал: я не Христос”, - и вы сказали мне: “Написано в Писании: когда Христос придёт, Илия придет прежде и приготовит путь его”. Я же, когда вы сказали мне это, я сказал вам: “Именно, Илия пришел и приготовил всё, сообразно тому, как написано, и они сделали ему, как им хотелось”. И когда я узнал, что вы не поняли, что я сказал вам о душе Илии, которая повязана в Иоанне Крестителе, я ответил вам в слове открыто лицом к лицу: “Если хотите принять Иоанна Крестителя, - он есть Илия, о котором я сказал, что он придёт”».
В этом диалоге о перевоплощении Илии в Иоанна Крестителя Иисус почти буквально повторяет то, что записано в Евангелиях от Матфея (17:10-13) и от Марка (9:11-13).
Так что ничего удивительного в представлениях ранних христиан о реинкарнации нет. Они получили знание о перевоплощениях от самого Иисуса. А эти знания, в свою очередь, очень тесно перекликались с идеями широко известных дохристианских мыслителей Пифагора, Сократа, Платона, Цицерона, Эмпедокла и многих других философов. Все эти великие умы прекрасно понимали, что смысл жизни человека не может заключаться в «родиться-поесть-поспать-расплодиться-уйти в небытие», что земная жизнь – это всего лишь точка на Спирали Вечности и за один краткий миг (продолжительность земной жизни по отношению к Вечности) невозможно реализовать всю величественную Программу Жизни души.
Итак, в I - III веках в христианстве господствовала идея перевоплощения душ. Она устойчиво покоилась на прочном фундаменте, составленном из таких мощных блоков, как восточные философско-религиозные учения, западная философия, представленная греческой школой, и, конечно, учение Иисуса Христа, запечатлённое во многих священных текстах первых христиан.
Возникает резонный вопрос: почему же впоследствии эта одна из ключевых идей раннего христианства была поставлена под сомнение? Оказывается, она не понравилась императору Восточной римской империи (Византии) Юстиниану.
В годы его правления (527-565) христианская религия из гонимой уже превратилась в господствующую, поэтому император уделял ей серьёзное внимание. Однажды он решил, что идея реинкарнации не соответствует государственным интересам (это следует из его действий). Почему он так решил, история умалчивает, но можно предположить, что он хотел отнять у людей возможность исправления ошибок в будущих жизнях и сосредоточить их внимание исключительно на жизни текущей. Для этого, конечно, следовало объявить её единственной и окончательной.
Юстиниан был умным человеком - недаром ему присвоили титул «Великий». Он прекрасно понимал, что императорским указом такие вопросы не решаются и что для превращения своей идеи в официальную религиозную доктрину нужно провести её в жизнь решением высшего церковного органа. Но как это сделать, если за идеей реинкарнации стояли авторитетные фигуры отцов ранней церкви и, в первую очередь самого «величайшего учителя церкви после святых апостолов» и «князя христианского учения» Оригена? Но нерешаемых вопросов не существует и Юстиниан нашёл выход в … биографии Оригена.
Было известно, что Ориген в молодости, в пылу религиозного рвения, сам себя кастрировал, чтобы навсегда сохранить целомудрие. Современники высоко оценили этот поступок, а вот два века спустя членовредительство Оригена признали богопротивным. Далее следовала простая логика: если Ориген так плох и богопротивен, то … В общем, Пятый Вселенский Собор, созванный в 553 году, вынес Оригену анафему и признал идею реинкарнации неправильной.
Надо сказать, что даже в те жесткие времена далеко не все епископы с этим согласились. Сам Папа Римский Вигилий выступил против решений Вселенского Собора, за что приказом императора был отвержен от церкви и отправлен в изгнание.
Не буду подробно описывать все дальнейшие перипетии этого дела – вопрос выходит за рамки этой статьи. Тем, кто проявит к нему интерес, порекомендую фундаментальный труд Элизабет Клэр Профит под названием «Реинкарнация: утерянное звено в христианстве». Следует отметить, что интерес к теме перевоплощения настолько вырос за последние годы, что только в одном американском каталоге печатных изданий Subject Guide to Books un Print приведено более ста книг на эту тему. Примерно такое же количество книг о реинкарнации имеется и на русском языке.
Однако вернёмся к истории.
Сама идея реинкарнации благополучно выжила после объявленной анафемы. В XI-XIII веках её активно пропагандировали так называемые катары - религиозное христианское движение, распространившееся в Западной Европе.
Во время Эпохи Возрождения в Европе произошла новая вспышка интереса к идее перевоплощения душ. Этому немало способствовал выдающийся итальянский философ и поэт Средневековья Джордано Бруно, утверждавший: «Поскольку не найдено души отдельно от тела, и однако же она не есть тело, то она мо¬жет находиться в одном или в другом теле и переходить из тела в тело».
Почти три века спустя, 9 июня 1889 года, на той самой Campo dei Fiori (площади Цветов) в Риме, где Бруно был предан огню, благодарные потомки воздвигли ему памятник работы Этторе Феррари, одного из лучших скульпторов Италии. На постаменте сделали надпись: «Джордано Бруно – от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр». В этот торжественный день перед статуей Бруно преклонили свои знамёна шесть тысяч депутаций и союзов не только из Италии, но со всего мира. Сто музыкальных хоров и около тысячи знамён и штандартов разных университетов и обществ создавали атмосферу праздника торжества идей великого философа.
Властитель дум XVIII века великий просветитель Вольтер пропагандировал реинкарнацию. С ним были солидарны в этом вопросе Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Эдгар По, Жорж Санд, Чарльз Диккенс, Артур Конан-Дойль, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Сомерсет Моэм…
Полное принятие идеи перевоплощения душ демонстрировали отцы американской нации Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин. Во Франции Наполеон Бонапарт рассказывал своим генералам о том, что в своей предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань.
17 октября 1979 года известная американская исследовательница Сильвия Крэнстон выступила в Гарвардском университете с лекцией «Перевоплощение и Книга Жизни». В ней она рассказала о самой знаменитой американской эпитафии, которую написал Бенджамин Франклин, великий учёный и государственный деятель, чей портрет украшает стодолларовую купюру. Эту эпитафию на собственную смерть Франклин составил ещё в двадцатидвухлетнем возрасте, когда работал печатником:
«Тело Б.Франклина, печатника, подобно обложке старой книги, с вырванным содержанием и лишённое букв и позолоты, лежит здесь как пища червякам, но его работа не пропадёт, ибо тело, как он верил, появится вновь в новом и более элегантном издании, переработанном и исправленном автором».
На надгробном камне Франклина этой эпитафии нет, но его письмо, написанное уже в возрасте семидесяти девяти лет, свидетельствует о его верности первоначальной идее:
«Когда я вижу, что ничто не уничтожается и что не пропадает ни одна капля воды, я не могу полагать, что души умирают, или верить, что Бог будет просто наблюдать, как ежедневно исчезают миллионы умов, и возьмёт на себя постоянные хлопоты создавать новые. И если так случилось, что я существую в мире, я верю, что всегда буду существовать в той или иной форме и со всеми неудобствами, которым подвержена человеческая жизнь. Я не буду возражать против своего нового издания, надеясь, однако, что опечатки последнего издания могут быть исправлены».
Идея реинкарнации стала вновь активно распространяться в XX веке. Сильный толчок этому движению придало обнаружение в 1945 году целого собрания древних рукописей, пролежавших 1600 лет в тайнике в песках египетской пустыни. Эта коллекция, получившая по месту обнаружения название «библиотека Наг-Хаммади», содержит более тысячи страниц папируса, на которых записаны 45 различных религиозных и философских памятников раннего христианства. Среди них такие фундаментальные труды, как «Молитва Апостола Павла», «Евангелие Истины», «Евангелие от Филиппа», «Евангелие от Фомы», «Диалог Спасителя», «Премудрость Иисуса Христа», «Молитва Благодарения», «Толкование о душе», «О происхождении мира»…
Все эти христианские рукописи за прошедшие полвека были тщательно изучены учёными разных стран и стали достоянием общественности. Учёные пришли к выводу об огромном значении этих документов для современного христианства. Российский профессор Виктор Нечипуренко так пишет о Евангелии от Фомы:
«Многие специалисты, исследовавшие Евангелие от Фомы со времени его первой публикации, пришли к заключению, что его можно считать подлинным пятым Евангелием, по авторитетности равным Евангелию от Иоанна и синоптическим Евангелиям. Историческая и христианская ценность библиотеки, в особенности ценность Евангелия от Фомы, огромна».
Это Евангелие объявляет обретение божественной премудрости истинным смыслом человеческого существования. А главная премудрость в том, что все мы – едины с Творцом.
Призывами к просвещению пронизано также всё Евангелие от Филиппа. Приведу лишь одну цитату из него:
«Незнание есть мать дурного для нас, незнание служит смерти. Те, кто происходят от незнания, и не существовали, и не существуют, и не будут существовать. Те же, кто пребывает в истине, исполнятся совершенства, когда вся истина откроется».
Оценили 37 человек
49 кармы