ГЛАВА 1. Постановка проблемы и краткий обзор методологии исследования воинских искусств

0 579
Данная научно-методическая работа репрезентует методику, методология которой направлена на то, чтобы каждый человек, применяя ее, может найти ответы на жизненно важные вопросы, которые люди задают себе в разных областях жизни и деятельности — «зачем?» и «почему?».
Люди часто задают такие вопросы: «зачем кто-то именно так поступил?», «почему у них что-то не получается?» и т.д. Когда у самого человека спрашивают «зачем он так поступил?» или «почему так получилось?» — ему, как правило, очень сложно ответить на эти вопросы.

Эта методика применима в разных областях жизни человека, направлениях исследования в научном мире, связанных с экстремальными ситуациями, чем обосновано исследование, прежде всего, воинских искусств. В результате разносторонних исследований, проведенных на базе «НИИ исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия» (далее НИИ), с помощью как традиционных методов научного анализа, так и экспедиционной деятельности, применение результатов исследования неоднократно доказало свою функциональность и эффективность. В данной книге методология, как единство методов, направленных на изучение целостности воинских систем, основана на широкой источниковой базе воинских искусств, которые соотносятся с кейсами экстремальных ситуаций, как примерами из других областей знания и жизнедеятельности.

Цель создания методики—получить практически проверенный научно-методический инструмент для исследования определенных неведомых категорий, явлений, систем и т.д., отражающих закономерности развития целостности воинской деятельности и ее институциализации в воинской системе.

С помощью данной методики можно получить ответы на спорные вопросы и разные неопределенности в жизни, в истории, в мире науки. Данная методика не была изобретена лично ученым, к-та. псих, наук Олегом Викторовичем Мальцевым, разработана на основе исследования и экспериментальной проверки принципов фундаментальных трудов по фехтованию позднего средневековья и Нового времени, таких как:

- «Философия оружия и мастерство владения им» Иеронимо Санчеса де Каранзы 1569 г. [1]; 

- «Книга о величии меча» Дона Луиса Пачеко де Нарваэза 1605 г. [2], а также на основе сопоставительного исследования с венецианскими и норманнскими трактатами.

«Философия оружия и мастерство владения им» написана Командором Ордена Иисуса Христа, рыцарем, признанным святым при жизни, Иеронимо Санчесом де Каранза, который считается «отцом основателем» испанской Дестрезы. Это первый трактат по испанскому фехтованию из всех книг, дошедших до наших дней. Трактат включает в себя 4 диалога. Первый диалог нам говорит о том, что такое философия оружия. Во втором диалоге представлены все особенности, чем отличается Дестреза от других видов фехтования. Третий диалог описывает саму Дестрезу и то, на каких принципах, основах и науках, она базируется и четвертый диалог говорит о том, как строится система в целом, о ее происхождении и связи с духовным миром.




«Книга о величии меча» Дона Луиса Пачеко де Нарваэза 1605 г. Данный трактат написан лучшим учеником Иеронимо Санчесом де Каранза, великим маэстро фехтования своего времени, доном Луисом Пачеко де Нарваэзом. В книге идет речь о Дестрезе (испанское фехтование), как о научной дисциплине, позволяющей побеждать. В книге описываются принципы, которые можно использовать как к воинской системе испанской школы фехтования, так и в любой сфере жизни. Также описаны разные виды оружия, демонстрации его применения, тактика и стратегия ведения поединка.

Необходимо отметить, что закономерности систематизации структуры и методики воинской системы обладает высокой степенью подобия с методикой академика Григория Семеновича Попова, который проводил исследования в данном направлении в СССР в 1930-е годы [3]. Попов — гений советской научной эпохи 30 гг., как ученый, всю свою жизнь посвятил исследованию памяти, ее механизмов на предмет изучения методик и подходов, которые позволяют прояснить эти  вопросы, связанные с постановкой навыка. Именно Г. С. Попов ввел в научный оборот такой термин, как «ключевой навык эпохи» — самый главный навык, который обеспечивает возможность существования и жизнедеятельности личности в определенный исторический период [15].

Приведенные трактаты переведены на русский язык под патронажем «НИИ исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований использования оружия». Введение переводов этих трактатов и репрезентация их научному сообществу является важным направлением НИИ, которое расширяет источниковое поле для исследователей воинских систем и служит делу развития научного исследования нашего предмета.


Комплексный ответ на вопросы, которые начинаются со слова «почему?» вызывает необходимость уточнения процесса поиска информации и принятия решения человека. Речь идет о механизме того, как обычно человек ищет ответ на подобного рода вопросы, когда речь идет о решении проблемы в любой сфере его жизнедеятельности. Как правило, он начинает кого-то спрашивать, будь то родители, знакомые, авторитеты, начальники и т.д. Также человек может читать книги или использовать Интернет для поиска ответов на волнующий вопрос. В современном мире с ростом информационных технологий в Интернет можно найти любые ответы на поставленный вопрос, часто с сомнительным качеством, без «проводника» и верификации этих ответов. В большинстве случаев человек обращает внимание на информационные блоки, в которых объясняется — «потому что!», без проверки адекватности ответа. При этом получив какое-то количество ответов, возникает еще ряд дополнительных вопросов: «что дальше делать с этой информацией?», «как понять, что это действительно так, а не мнение определенного автора?». В этой ситуации человек оказывается в тупике или что еще хуже на веру берет и практикует фейки.

Необходимость решения этой проблемы стала основной причиной проведения исследования, в результате которого была разработана методика решения подобных вопросов. Основным критерием разработки стала идея о том, что методика должна помогать человеку принимать необходимые решения в жизни. Во время проведения исследования нашим НИИ было поставлено три научных эксперимента, которые были проведены в проектах «Ни шагу назад» [4], «Игра с острием» [5] и «Яркая вспышка» [6]. Эти проекты осуществлялись в области воинских искусств. Целью проекта «Ни шагу назад» было определение предметного поля понятия воинской системы. В проекте «Игра с острием» рассматривалось то, какие воинские системы, на сегодняшний день могут защитить человека от нападения с ножом, а проект «Яркая вспышка» был направлен на разработку методики работы с огнестрельным оружием.

Основной задачей данных экспериментов было выяснение того, что люди подразумевают под основными понятиями мира боевых искусств и явлениями ими обозначенными. В проектах принимало участие более 100 человек со всего мира. Это были мастера, гранд-мастера, основатели собственных авторских систем и последователи древних школ боевых искусств. Среди всех участником проектов, мы могли бы отметить таких зарубежных мастеров как:

— Брэм Фрэнк (гранд-мастер филиппинского боя на ножах, США);
— Джузеппе Бонакорси (один из последних учителей двух самых старинных сицилийских традиционных систем);
— Джон Мартини (исследователь традиционного ножевого боя юга Италии);
— Джеймс В. Дэмили (ассистент Брюса Ли по созданию системы ножевого боя);
— Лойд де Джон (инструктор и исследователь Tripwire системы);
— Рон Валики (инструктор Филиппинских боевых искусств и Джиткундо);
— Рафаэль Ирмино (грандмастер, Сицилия);
— Кармело Тангона (школа сицилийского бастона и фехтования на ножах);
— Лучано Триминго (Школа Капо, Италия);
— Питер Фридман (грандмастер Арнис, метод Ketsugo jujutsu);
— Антонио Мерендони (профессор, маэстро);
— Ристер Д. (сифу, гуро, автор, мастер филиппинских боевых искусств);
— Диана Ли Иносанто (гуро филиппинских боевых искусств, каскадер).
А также российских и украинских мастеров, таких как:
— Рябко М.В. (создатель и основатель системы единоборства древней Руси «Система»);
— Пасечник Н. А. (тренер по рукопашному бою и САМБО, мастер спорта СССР, почетный Динамовец Украины) и многие другие.

Суть проектов заключалась в том, что в большинстве случаев, мастерам задавались одни и те же вопросы, касающиеся системы, которую данный мастер преподает и философии, которую он исповедует. Мы просили каждого мастера подробно рассказать о его системе и о том, как она понимается. В итоге, выяснилось, что большинство людей не понимают, что такое система, и не могут объяснить, что это такое. Как правило, мастер показывал движение или связку движений и называл это системой. Однако, при первом же вопросе «почему вы так делаете?» — четкого ответа не было. Поведенческие стереотипы доминировали над осознанием того, что мастер делает, а значит система была не завершенной, как целостность, в единстве осознания и психосоматики, теории и практики. Все та же старая проблема различия гениальных бойцов, с уникальными навыками, и великих мастеров, способных научить других этим навыкам. Мы начинали работать над этими проектами, выбирая в первую очередь мастеров с юга Италии и Америки. Среди них были люди, которые преподают воинские системы по 20–30 лет и, даже они не могли четко ответить на большую часть вопросов.

В рамках проведения научного эксперимента с мастерами воинских искусств, на основе экспедиционной деятельности, а также результатов исследований был снят целый ряд документальных фильмов и передач: цикл аналитически-практических передач «Меч сквозь время», описывающих самые эффективные и малоизвестные воинские системы; документальный фильм «Норманнский кинжал», описывающий историю, тактику работы и логические модели работы с кинжалом; документальный фильм «Санта-Мария. Маэстро Джузеппе Бонакорси» об одной из самых старинных традиционных сицилийских воинских систем; передача с профессором Мерендони «Карта итальянского оружия»; документальный фильм «Братья Этны» с маэстро Кармело Тангона о школе сицилийского бастона и фехтования на ножах; документальный фильм о встрече автора этой книги с мастерами воинских искусств Катании (Сицилия).

Затем был проведен еще один научный эксперимент. Это было исследование одной из самых известных, на сегодняшний день, воинских систем, а именно Филиппинского Кали. Мы перед собой ставили задачу снять научно-документальный фильм, основанный на знаниях теории и практики самых значимых в наши дни мастеров филиппинских боевых искусств. Однако, мы так и не смогли выполнить эту задачу, потому что до сегодняшнего дня нам никто так не ответил на вопрос: «что же такое Кали?». Различий во мнениях оказалось слишком много, и определить общее как родовое в видовом, свести их в единую систему было практически невозможно.

Объясним это по аналогии, на примере. Если рассмотреть такую науку, как математика. По поводу этой науки, безусловно, также могут существовать разные мнения, однако, существуют общепринятые правила, методика обучения, структура науки, законы, теоремы, аксиомы и т.д. [7]. Все ученые-математики мира понимают это общее, универсальное, то, что представляет собой эта наука, даже в различиях интерпретации. А все мастера воинских систем делают акцент в понимании на различиях, не находя общее. Таким образом, данная проблематика также послужила причиной проведения исследований и создания методологии.

Более того, если у кого-то возникнет вопрос о том, достигло ли воинское искусство уровня науки, то ответ, на наш взгляд, положительный. Доказательством этого ответа можно найти как в ранних европейских первоисточниках, так и в обосновании грандмастерами философии воинских искусств, которая, как известно, выполняла и выполняет роль метанауки и часто была источником для рождения наук. В этих классических трактатах по фехтованию авторы неоднократно указывают, что это целая наука. Об этом писали в своих трудах такие мастера, как: Дон Луис Пачеко де Нарваэз «Книга о величии меча» 1605 года. Иеронимо Санчес де Каранза «Философия оружия» 1569 года, о которых мы уже упоминали. А также, Антонио Маттей «Невозможное возможно» 1669 года [5], Никола Теракуза и Вентура «Истинное Неаполитанское фехтование» 1725 года [8] и Бласко Флорио «Наука фехтования» 1844 года [9]. Более того, все эти трактаты переведены на русский язык, под патронажем нашего НИИ и каждый исследователь может сам в этом убедиться.

Приведем только несколько цитат из основных трактатов по фехтованию, написанных в разные промежутки времени, в разных странах и на разных языках:

«В данном трактате вы найдете сходство между науками, отношением Дестрезы с ними, и к каким из них ее нужно подчинить». Иеронимо Санчес де Каранза «Философия оружия» 1569 г. (Испания)

«В книге я описал механические и геометрические основы, на которых базируются классы и физиологические действия — чему я посвятил отдельное предписание под названием «Базовые принципы фехтования». Бласко Флорио «Наука фехтования» 1844 г. (Италия)

«..данный раздел родственен искусству, поскольку содержит демонстрации — простые и понятные, такие же, как и в Философии и в Геометрии. Речь зайдет о геометрических фигурах, окружностях, углах и линиях, описываемых Евклидом». Дон Луис Пачеко де Нарваэз «Книга о величии меча» 1605 г. (Испания)

Таким образом, можно сделать вывод, что еще в 1844 году (Бласко Флорио «Наука фехтования»), воинское искусство достаточно аргументировано обосновывалось как наука, а в XXI веке — после кризиса индустриальных массовых войн, возвращение к представлению о воинском искусстве вернуло большинство практиков к фрагментарности, преобладанию различий в представлениях полностью зависимых от личных убеждений и предпочтений того или иного мастера. Более того, было изучено множество современных источников по разным боевым искусствам, и во всех случаях результат был один и тот же — это были отдельные мнения конкретных людей, основанные на личном опыте и практике.


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОИНСКИХ СИСТЕМ

В результате проведенных исследований на базе НИИ была разработана следующая методика исследования воинских систем (рис. 7)

Рисунок 7 — Методика исследования воинских систем

В следующих главах данной научно-методической книги более  подробно рассмотрена данная методика и ее применение. Сделаем предварительные замечания: во-первых, субстанцию мы понимаем в значении того, что отражает сущность и обладает характеристиками повторяемости, необходимости, существенности, закономерности, объективности, и внутренней связи; во-вторых, мы отстаиваем философский методологический принцип познания как продвижения знания от сущности первого порядка ко второму и т.д., поскольку все явления рассматриваются в развитии и в единстве с их сущностью. В самом верху схемы расположена некая научная субстанция, поведенческие практики, показавшие в разных ситуациях эффективность.

Далее, эта субстанция делится на разные науки, которые, в свою очередь, порождают 2 системы: субстанцию 1 и субстанцию 2. Если рассматривать методику, с точки зрения воинских искусств, то мы могли бы сказать, что одна субстанция формирует необходимый блок информации и знаний о разных видах оружия, а вторая—о применении оружия, то есть, о самом выполнении движений. Для того, чтобы досконально понять построение движений, нужны такие науки, как: анатомия, физиология, психология и нейрофизиология и др. Советский психофизиолог Николай Бернштейн по этому поводу написал целый ряд работ, среди которых: «О построении движений», «О ловкости и ее развитии», «Биомеханика и физиология движений» [10; 11; 12], эти работы заложили основы анализа как психосоматики, так и закономерностей кинестетики.

Чтобы понять, как работать с оружием, необходимо знать его геометрические свойства, преимущества, механизм изготовления, возможность его приобретения и т.д. Также здесь имеет значение понимание, в какой момент времени и как нужно выбирать оружие? Почему колющее, а не режущее? и т.д. В данном случае за основу берется целая наука об оружии и целый сплав наук о движениях. Затем человек должен научиться выбирать оружие или комплекс вооружения для решения тех или иных задач, так как одно и то же оружие может не подойти для решения разных задач. Например, на корабле необходимо одно оружие, а на суше другое. На улице будет удобнее работать одним оружием, а в помещении другим и т.д. Таким способом человек учится определенной логике, выводит для себя соответствующие модели, которые потом могут перекладываться на другие сферы, чтобы безошибочно принимать решения.

Вторая система обеспечивает и объясняет применение самого оружия, то есть, как его использовать? Так у человека возникает собственная конкретная система применения оружия. Затем система применения порождает особенное, методику тренировки с этим оружием для того, чтобы научиться им пользоваться. Из методики тренировки, в свою очередь, будет выведено общее — структура и процесс взаимодействия, определяющее уровни и скорость обучения, то есть, кто-то будет быстрее обучаться, а кто-то медленнее. Определенные уровни и скорость их освоения формирует практика применения оружия.

Например, испанское фехтование (Дестреза): изначально сформированная система была проверена на практике—прошла через войны, тем самым была очищена от менее эффективных элементов. Таким образом, на вооружении остались только самые эффективные технические элементы, объединенные в целостность, которые позволяли одержать победу в бою. В результате этого сформировался Неаполитанский стиль испанского фехтования*, как одна из самых сильных воинских систем в мире [5; 13; 14].

Таким способом в данной научно-методической книге описан один из возможных способов применения методики. Глядя на эту методику, можно увидеть, что большая часть мастеров воинского искусства находятся на этапе «практики» (этот вопрос также рассматривался в ходе проведения экспериментов). Однако, в ходе эксперимента выяснилось, что большая часть мастеров о последующих, вышестоящих уровнях, даже не имеет понятия.

В подавляющем большинстве случаев каждый человек, который сегодня начинает заниматься воинским искусством, попадает на определенный уровень «практики», поведенческих стереотипов, на котором он и остается. Затем, дальнейшее освоение воинской системы подразумевает движение наверх (по методике), до изначальной субстанции в последствии повышения уровня подготовки. Однако, сами ступени продвижения вверх, как правило, не осознаны.

В рамках этого исследования, был проведен еще один эксперимент, в котором участвовали лучшие мастера по Филиппинскому Кали из Америки. Эксперимент длился год и его целью было выстроить снизу-вверх всю методику воинского искусства (от практики до научной субстанции). В итоге, мастера так и не смогли достроить и обосновать эту методику, в результате чего был прерван научный эксперимент.

Исходя из этого, можно сказать, что большая часть того, что на сегодняшний день представлено на рынке боевых искусств— это лишь повторение одних мастеров за другими без наличия научной методики обучения. Мы можем так утверждать, потому что на уровне практики люди делятся своим мнением и опытом, а при отсутствии научной методики подготовки, передают информацию только о частных случаях, «в связках» и поведенческих стереотипах. В итоге, одни мастера повторяют и копируют ошибки других мастеров и, даже не задумываются о существовании вышестоящих уровней.

Например, какую ошибку может допустить человек. Когда ему в руки попадется книга по биомеханике, в первую очередь он попытается ее сразу применить к уровню практики, что повлечет к пропуску всех предшествующих уровней до этого. В итоге получается наука без научной субстанции, которая находится в разрыве от уровня практики на несколько уровней. Таким образом, когда кто-то говорит о некой методике, то, как правило, речь идет о методике, которая существует сама по себе, отдельно от всей системы, отдельно от практики и науки; существует не как общая система.

На сегодняшний день в этом заключается одна из основных проблем в области методик обучения. Ученые на уровне науки говорят одно, а практики на уровне «практики» — другое, разделяя общую методологию на составные части, без целостности. В итоге, во время обучения, получается линейное копирование и создание цепочки на уровне практики с последующей передачей ее последователям. Сегодня, в большинстве тренировочных залов по боевым искусствам, можно услышать: «повторяй за мной», «ищи свои движения», «думай сам» и т.д. Это еще раз подтверждает отсутствие каких-либо методик подготовки, обучения, тренировки, дальнейшего применения. 

Следует также отметить, что большая часть людей ходит на работу не только из-за того, что им нужны деньги, а потому что все вокруг просто ходят на работу. Люди иногда, даже, женятся, повторяя друг за другом актуализированную поведенческую практику, не потому, что хотят создать семью, а потому что боятся быть хуже других, не таким, как все. Таким образом, люди повторяют друг за другом, и сами не знают, почему они это делают, обычно оправдывают себя тем, что так принято или нужно.

Более того, в нашей методике отражен философский, метанаучный принцип, который можно применить не только в сфере воинского искусства, но и в любой другой сфере жизни, будь то бизнес, зарабатывание денег или необходимость научиться водить машину. Как показывает практика, основная проблема заключается в отсутствии методики, которая осознанно определяет способы, методы, подходы для достижения цели, в том числе и на уровне неосознанных поведенческих стереотипов. 

В представленной выше системе алгоритм методики останется неизменным. Разница состоит только в том, что сам алгоритм вертикальный, а не горизонтальный (стандартная, рабочая процедура), как это большая часть людей привыкла воспринимать. Вся система состоит из 8 этажей, в каждой из которых необходимо досконально разбираться. Зная систему, любой человек сможет понять, что именно необходимо, например, для того чтобы создать бизнес и т.д.

Это и есть постановка проблемы, которой посвящена данная глава. Проблема в том, чтобы научиться, а не отвечать на вопросы «почему?».

Многие люди не имеют представления о том, что они делают. А само представление как раз и заключается в понимании данной системы. Когда речь идет об обучении, например, воинским искусствам, то у человека есть возможность уйти, когда он пожелает. Когда ему будет что-то не нравится, и он не сможет найти ответы, всегда может прекратить этим заниматься. Однако, будет совершенно другая ситуация, когда речь будет идти о государстве, высшем образовании, собственной жизни и т.д. В данном случае допущенные ошибки могут закончится фатально. Человек будет вынужден жить и работать в условиях, в которых ему не понятна вся система, и без ответов на вопрос «почему?».

Следовательно, существует потребность в методологии, которая бы позволяла разрешить вышерассмотренную проблематику не только в области воинских искусств, но и в других отраслях, так как во многих сферах жизнедеятельности человека также присутствуют определенные неразрешимые вопросы, проблемы, коллизии, требующие принятия решений.

Разработанная методика направлена на осознание целостности воинских систем, что создает условия для того, чтобы человек разобрался в этом вопросе, решил его для себя, например, в области воинских искусств, так как в данной научно-методологической книге в центре рассмотрения эта сфера. Под этим подразумевается — сформировать исчерпывающий блок информации и знаний о любой воинской системе (или другом явлении, предмете), в единстве единичного (конкретного), особенного и общего, то есть не только осознать принцип  построения движений на практике, как показывает ее «мастер», но:

— понять все, что этому предшествует: происхождение, особенности построения движений, которые не будут заученными элементами, а построены на логических моделях, это позволит их применить в любой ситуации, в том числе и на уровне логики и мышления человека;

— особенности выбора оружия или любого другого инструмента, необходимого для работы в той или иной сфере; создать методику тренировки, которая позволит быстро и эффективно освоить необходимый навык; изучить воинскую систему, как целостность, как комплексное явление; не тратить годы на приобретение практики в случайном выборе поведенческих стереотипов, так как с верным подходом, например, можно изучить исчерпывающий набор ситуаций, случаев, которые могут возникнуть в жизни и пройти их заранее; осознать научную субстанцию, которая формирует фундамент для понимания, освоения навыка, использования системы или методики в жизни.

Список литературы

1. Иеронимо Санчес де Каранза. Философия оружия и мастерство владения им. Третий диалог,— Днепр: Сердянск Т.К., 2018 (1569).— 96 с.
2. Дон Луис Пачеко де Нарваэз. Книга о величии меча.— Днепр: Сердянск Т.К., 2017(1605).— 377 с.
3. Massimo Introvigne Applied Sciences Association I I World Religions and Spirituality.— 2018.
4. Ни шагу назад URL: http://qps.ru/jAwfO (дата обращения: 8. 06. 2018).
5. Игра с острием URL: http://qps.ru/qOxZV (дата обращения: 8. 06. 2018).
6. Яркая вспышка URL: http://qps.ru/DFdcf (дата обращения: 8. 06. 2018).
7. Любкова Н.И., Максимов Ю.Д., Хватов Ю.А. Высшая математика. Учебное пособие.— Том 1. ООО «Проспекту 2014.
8. Франческо Антонио Маттей. Неаполитанское фехтование с господствующим названием Невозможное возможно.— Днепр: Середняк Т.К., 2017 (1669).— 54 с.
9. Никола Теракуза и Вентура Истинное Неаполитанское фехтование.— Днепр: Середняк Т.К., 2017 (1725).— 49 с.
10. Бласко Флорио. Наука фехтования.— Днепр: Середняк Т.К., 2017(1844).— 143 с.
11. Бернштейн Н.А. О построении движений.— Москва: Наука, 1990.
12. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.— Москва: Физкультура и спорт, 1991.— 288 с.
13. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений.—  Москва — Воронеж: Институт практической психологии, 1997.— 608 с.
14. Львович И. Я., Олексин Ю.П., Преображенский А.П. И др. Научное окружение современного человека: образование и воспитание, философия, культура и искусство, юриспруденция, история, архитектура и строительство.— Одесса: Куприенко СВ, 2018.— С. 135–141.
15. Мальцев О.В. Громоотвод, как удар молнии.— Днепр: Середняк Т.К., 2018.— 262 с.

Читать книгу "Вековой обман" полностью.

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...