В начале XX века (1920–1930 гг.), в Европе достаточно популярным стало боевое искусство Джиу-джитсу*.
*Джиу-джитсу — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. В точном переводе это означает благородное искусство заставить противника применить свои силы против самого же себя. Это искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.
В России Джиу-джитсу стало широко известным направлением воинской практики со времен русско-японской войны 1904–1905 гг. Анализируя тенденции Европы в области боевых искусств, заметим, что примерно в это же время (1906 г.) в имперской Германии открывается самая первая школа джиу-джитсу, основателем которой выступил Эрих Ран.
Как ни парадоксально на первый взгляд, причины и предпосылки к появлению джиу-джитсу в России более понятны и очевидны, чем его развития в Европе. Европейские страны, в отличии от территорий современной России, географически расположены много западнее, по факту, на другом конце континента. Однако, в начале XX века это японское боевое искусство распространяется в России и в Европе; затем (что примечательно) наступает некий период активности в публикации научно-методической литературы.
Среди книг по джиу-джитсу того времени, особую роль сыграли такие книги, как:
• «Джиу-джитсу» К. Ашикага 1909 г.;
• «Джиу-джитсу. Источник японской силы. Практическое руководство новейших приемов яп. силы и защиты при внезапных нападениях» Г.И. Ханкока 1910 г.;
• «Руководство самозащиты без оружия по системе ДжиуДжитсу» В.А. Спиридонова 1927 г.;
• «Курс джиу-джитсу и физической культуры» Дж. О’Бриен 1912 г. и прочие.
Однако, проведя анализ выше обозначенных трудов, определённо стоит акцентировать внимание на том, что джиу-джитсу рассматривается, как явление и как конкретный свод знаний и навыков. В них описано явление на достаточно примитивном уровне и далеко не во всех ситуациях рассматриваемого противоборства рекомендуются всегда эффективные выборы, принципы, сценарии и прочее (например, демонстрируются элементы, выводящие из равновесия не противника, а самого атакующего или показаны действия, занимающие обе руки и т.д.)
Но несмотря на неоднозначность предлагаемых категорий и некачественность публикуемых материалов, в Европе данный вид боевого искусства начал активно развиваться и популяризироваться. При этом сильнейшие школы фехтования постепенно перестали пользоваться таким спросом, как в XVI–XVIII вв.
Оценили 3 человека
6 кармы