"Свет, принесённый Е.П. Блаватской, не может погаснуть, ибо он был зажжён от Великого Источника." Рерих Е.И.
«Я дала клятву помогать людям на пути к Истине, пока я живу»
«В отличие от догматиков, я не люблю навязывать никому... свои собственные представления, но если вы, по своей доброте и великодушию, позволите мне открыть перед вами моё сердце, то я открою его полностью – так же, как я была бы вынуждена сделать это перед Христом и Буддой, когда по мере своего развития, причём не на словах, а на деле, я повстречаюсь с ними обоими в лучшем мире.
В речах, поступках, да и в самой жизни обоих я всем своим духовным существом ощущаю один и тот же субстрат Божественной истины. (...)
Ни Христос, ни Будда, ни индусский Кришна никогда не проповедовали никакой догмы... за исключением одной величайшей истины: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Возлюби Господа твоего превыше самого себя».
«Про меня напридумывали достаточно всяческой лжи и клеветы; пора восстановить истину. Возможно, на ваш взгляд, я сумасшедшая, зато я искренне и страстно служу своему делу. (...) Поверьте мне, я посеяла семена, которые уже прорастают и вскоре дадут пышные всходы».
«Когда я умру и меня уже не будет, люди, возможно, воздадут должное моим бескорыстным стремлениям. Я дала клятву помогать людям на пути к Истине, пока я живу, – и я сдержу свою клятву. Пусть они поносят меня и оскорбляют меня. (...) Придёт тот день, когда будущие поколения научатся лучше понимать меня».
Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам
«Я делаю Его дело и исполняю Его волю»
«Меня наверняка спросят: «А ты кто такая, чтобы указывать нам на наши недостатки? Ты утверждаешь, что можешь общаться с Учителями, что Они чуть ли не каждодневно осыпают тебя своими милостями; но значит ли это, что ты сама – абсолютно святая, безупречная и самая достойная?»
На это я отвечаю: увы, нет. Природа моя – слаба и несовершенна, у меня много явных и тайных недостатков, и потому карма моя намного тяжелей, чем у любого другого теософа. Да, это так, и не могло быть иначе, коль скоро я уже много лет стою пригвождённая к позорному столбу в качестве мишени для моих врагов и некоторых друзей. И всё же я с радостью переношу это испытание. Почему? Да потому, что знаю – несмотря на все мои недостатки, Учитель неизменно защищает меня. И если это действительно так, то только потому, что на протяжении тридцати пяти и даже более лет... я ни разу не отвергла Его и не усомнилась в Нём даже в мыслях.
Как бы туго мне ни приходилось, с уст моих ни разу не слетело ни одного слова упрёка, никто не слышал от меня недовольного ропота, и ничто не могло заронить сомнение в мои мысли. (...)
Я уверена, что Учитель не допустит моей гибели, что он непременно появится в последний момент, как это всегда и бывало.
Трижды Он спасал меня от смерти: в последний раз – чуть ли не против моей воли, когда я вернулась в этот холодный и жестокий мир лишь из любви к Нему – научившему меня всему, что я знаю, и сделавшему меня той, кто я сейчас есть (описание выздоровления см. ниже – сост.).
Следовательно, я делаю Его дело и исполняю Его волю, что придаёт мне силы льва и позволяет выдерживать такие потрясения – физические и душевные, – которые наверняка убили бы любого теософа, сомневающегося в реальности существования столь могучей защиты.
Непоколебимая преданность Тому, кто воплощает избранный мною долг и веру в Мудрость... великого и таинственного Братства святых подвижников, является, таким образом, моим единственным достоинством и главной причиной моих успехов...»
Блаватская Е.П. Теософские Махатмы
Елена Петровна Блаватская – легендарная личность. Русская патриотка, отдавшая всю свою энергию изучению древних наук и религий, она стала основоположницей теософского учения.
Свойства её выходили из обычного уровня настолько, что были слишком чужды для огромного большинства. Даже ближайший её сотрудник и помощник, полковник Олькотт, признаётся в своём дневнике, что несмотря на многие годы совместной жизни, он до конца не мог ответить на часто задаваемый себе вопрос: кто была Елена Петровна? Но в некоторых определениях сходятся все, знавшие её.
Все утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе всё окружающее, что она была способна на невероятный труд и сверхчеловеческое терпение, когда дело шло о служении идее, об исполнении воли Учителя; и также единодушно все сходятся на том, что она обладала поразительной, не знавшей границ, искренностью. Искренность эта сказывается в каждом проявлении её пламенной души, никогда не останавливавшейся перед тем, что о ней подумают, как отнесутся к её словам и поступкам, она сказывается в резких выражениях её писем, она сквозит в каждой подробности её бурной, многострадальной жизни.
У неё было много последователей и ещё больше врагов, как среди христианских ортодоксов, так и среди атеистов. Первые ополчились на неё за то, что она упрекала их в неправильном толковании Библии и других священных книг. Вторые не могли ей простить мистицизма, называя её шарлатанкой и шантажисткой.
Приведём случай её последнего чудесного выздоровления.
«В Остенде на глазах графини Вахтмейстер произошло её третье чудесное выздоровление. Два доктора нашли её положение безнадёжным и только удивлялись, как она могла жить с такими сложными недугами. Ночью с ней началась агония; долго сидела около неё графиня Вахтмейстер, пока не забылась. "Когда я открыла глаза, первые утренние лучи прокрались в комнату и на меня напал страх, что я спала, а в это время Е.П. Блаватская могла умереть... Я с ужасом повернулась к её кровати, но вместо трупа увидела Е.П. Блаватскую, смотрящую на меня спокойно своими ясными серыми глазами. "Графиня, идите сюда", – сказала она. Я бросилась к ней. "Что случилось? Вы совсем не та, что были ночью!" Она ответила: "Да, Учитель был здесь; Он предложил мне на выбор или умереть и освободиться, если я того хочу, или жить ещё и кончить "Тайную Доктрину". Он сказал мне, как тяжелы будут мои страдания и какое трудное время предстоит мне в Англии – я ведь должна буду туда поехать. Но когда я подумала о тех людях, которым мне разрешено передать мои знания и о Теософском обществе, которому я уже отдала кровь своего сердца, я решилась пожертвовать собой"... Окончила она свою речь весёлой шуткой, а когда пришли доктор и ещё несколько лиц, и она встретила их на ногах и завела с ними шутливый разговор, удивление их не знало границ» («Воспоминания о Е.П. Блаватской графини Вахтмейстер»).
Елена Петровна прожила ещё пять лет, и с земной точки зрения тот напряжённый труд, который она несла до последнего часа, несмотря на жестокие физические страдания, нельзя назвать иначе, как подвигом. За эти пять лет многое было сделано: написаны два тома «Тайной Доктрины», которые были напечатаны при её жизни, а третий остался незавершённым; написаны «Ключ к теософии» и «Голос Безмолвия» и множество статей в журнале «Люцифер», который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон. Кроме этого литературного труда, который забирал у неё, по показаниям многочисленных свидетелей, по 12 часов в день, она по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и учёных. В это время английский отдел Теософского общества был уже вполне сформирован, и по четвергам собиралась первая Теософская Ложа, которая и до сих пор носит название «Ложи Блаватской»; на этих вечерних собраниях всегда присутствовала Елена Петровна, давая ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены ложи обращались к ней.
В мае 1891 года Елена Петровна скончалась в своём рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.
В заключении приведём выдержку из письма Е.И. Рерих
«Е.П. Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма.
Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие её настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своём полагали достичь Высот, пренебрегая её началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую. Конечно, все эти самообольщённые гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. Для пользы дела Махатмы переписывались с некоторыми из её сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества. В писаниях Е.П. Блаватской и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение. Е.П. Блаватская была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу...
Е.П. Блаватская была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её, и труд её остался незаконченным. Последний, заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!» (Рерих Е.И. Письма. 1929-1935 гг. 08.09.34).
Источники:
1. Елена Петровна Блаватская (Электрон. данн.) / Сердце. Агни Йога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agni-yoga.kg/article/elena_petrovna_blavatskaya#ЕЛЕНА%20ПЕТРОВНА%20БЛАВАТСКАЯ%20О%20СЕБЕ, свободный. – Загл. с экрана.
2. Елена Петровна Блаватская. Носительница Истины (Электрон. данн.) / Новый Мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nowimir.ru/DATA/030007.htm, – свободный. – Загл. с экрана.
Подробный рассказ о великом подвиге жизни Елены Петровны Блаватской найдёте в этом источнике - http://www.sirius-ru.net/liki/blavatskaia.htm
...Сердце подсказывает, что данная тема не нуждается в бессмысленных спорах и пустопорожних обсуждениях: ведь сколько людей - столько и мнений, и уровень сознания - это личное дело каждого и мне его знать совсем не обязательно, а комментарии тут не требуются и удаляются во избежании никому ненужного негатива, ибо правильно говорил святой старец схиигумен Иероним: "споры возмущают душу и благодать уходит"... Простите, если это не совпадает с Вашим мнением, благодарю за понимание, мира всем, добра и любви!
Оценили 6 человек
8 кармы