Саммит в Швейцарии проваливается. Детали в телеграм Конта

«Гарри Поттер" фэнтези или фантастика?

1 5344


В чем разница между фэнтези и фантастикой?

Википедия на этот вопрос дает ясный ответ: "в отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, колдовства, мифических существ, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы."

Это объяснение довольно убедительно и также доказывает, что произведения подобные "Гарри Поттеру" Джоан Роулинг абсолютно точно относятся именно к жанру фэнтези, а отнюдь не к фантастике, куда его пытается причислить Д. Быков, аргументируя это тем, что цель фантастики — поменять что-то и в мире реальном, т.е. произведения фантастики меняют наш собственный мир, в то время как перед фэнтези такой задачи не стоит. Однако это довольно двойственное и не слишком обоснованное заявление, поэтому нам куда ближе энциклопедическое определение жанра. Исходя из него "Гарри Поттер" есть чистое произведение фэнтези, созданное по всем канонам жанра.

Критика Д. Быковым жанра фэнтези

И все-таки зададимся вопросом почему господин Быков буквально пытается притянуть за уши книгу о Гарри к жанру фантастики? Почему он прикладывает так много усилий, чтобы "Гарри Поттер" оказался на стороне фантастов, а не поклонников фэнтези, когда все говорит против этого?

Секрет прост. Д. Быков несколько свысока смотрит на жанр фэнтези и даже не на сам жанр, а осуждающе относится к реакции читателей на него. По его мнению произведения фэнтези способствуют развитию эскапистских тенденций среди читателей (избегание, уход от реальности в мир нереального). Он считает, что фэнтези провоцирует читателя к этому уходу и погружению в выдуманные миры, что отрицательно сказывается на дальнейшем взаимодействии индивида с окружающей его действительностью.

Это происходит из-за того, что читатель оказывается словно бы загипнотизированным ирреальностью, фантастичностью вымышленных миров и героев, населяющих его, что еще более способствует усилению конфликта между человеком и его отношением к реальному миру, на который теперь еще накладывается и внутренний конфликт, потому что какая-то часть человека принимает мир условный и фэнтезийный, и все больше и больше отдаляется от мира физического, в котором он живет.

С каждым разом, после того, как читатель закрывает книгу и говорит "прощай" его любимым героям, он испытывает не просто сожаление, а определенного рода стресс и сила этого стресса прямо пропорциональна силе привязанности и погруженности читателя в ирреальный мир, созданный его любимым писателем.

Стоит ли забывать себя в фэнтези?

Вопрос самоиндентификации или как не стать Гермионой Грейнджер

Кто-то из читателей может возразить, что это не так, но ярые поклонники жанра фэнтези отлично понимают о чем здесь идет речь. Это действительно так: чем детальней и интересней прописан фэнтезейный мир в книге, тем больше вероятность того, что читатель им проникнется и ему захочется стать частью этого мира, раствориться в нем. Причем этому эффекту подвержены не только молодые люди, но и взрослые, которые по каким-то причинам не всегда принимают действительность и ищут ухода от нее в произведениях искусства, среди которых в жанре фэнтези главную роль играют кино и литература.

Мы не можем не признать, что факт ухода от действительности и погружение в иллюзорный мир книг и киноискусства существует. Это невозможно не заметить или пытаться отрицать. Мы — свидетели этого феномена. Однако не стоит его переоценивать, вернее не стоит неделять его настолько отрицательными характеристиками, как некоторые пытаются это сделать.

Во-первых, читая художественную литературу любого жанра, погружение в атмосферу произведения неизбежно и степень этого погружения равна как силе авторского таланта (потому что это он создает героев и сюжет), так и способности читателя сопереживать происходящему в книге. Это было всегда и ничего нового в этом смысле писатели жанра фэнтези не привнесли.

Единственное, что можно было бы поставить в заслугу авторам фэнтези с точки зрения новаторства - это создание новых миров. Конечно, красивые и необычные миры провоцируют читателя на то, чтобы в них влюбиться и начать жить фантазиями и желанием воплотиться в одного из персонажей, чтобы пережить опыт той притягательной и столь же ирреальной действительности. Неслучайно одна из собеседниц программы, где выступал Д. Быков называет себя не иначе как Гермиона (именем героини цикла книг о "Гарри Поттере", хотя, я думаю, даже излишне объяснять читателям, кто такая Гермиона, настолько эти имена стали у всех на слуху, даже у тех, кто никогда не читал книг Дж. Роулинг, ни смотрел фильмов, снятых по ним).

Но господин Быков не делает никаких замечаний по этому поводу, а должен был бы, ведь человек, сидящий напротив него в студии не просто погрузился в мир Хогвардс, но и скажем прямо, поменял идентификацию. С точки зрения психологии такие превращения не самым лучшим образом влияют на психику человека и в этом случае можно было бы говорить о самом настоящем неприятии реальности и уходе в мир иллюзий, но есть один важный фактор, который не стоит недооценивать: контроль читателем собственного восприятия.

Человек, который читает книги сам в праве выбирать останется ли он в созданном писателем мире или он вернётся в свой и продолжит бесконфликтное с нем существование, возвращаясь в мир книги только тогда, когда он этого хочет, а именно, когда он читает эту книгу, не подменяя действительность фантастическим миром .

Читатель должен где-то глубоко в своем сознании провести ту границу, за которую он не перейдет. Он будет возвращаться к любимым героям и книге, понимая, что они живут в своем мире и там и останутся. Они как друзья из-за границы. Мы общаемся с ними, но не пытаемся переехать к ним или ожидать их переезда к нам. Каждый живет в своем мире, там, где ему положено быть. Это только поверхностным взглядом кажется, что тот мир лучше и красивей. Даже если это так, то он построен по своим законам, к которым мы не привычны. Гораздо лучше наблюдать за своими героями со стороны, нежели принимать участие в их игре. Да и не так,уж, это и безопасно переместиться в мир фэнтези. Он бывает куда более опасным, чем тот, где живем мы, и пусть он и наделяет своих обитателей магическими способностями, но они вряд ли того стоят, чтобы рисковать ради них жизнью, что правда, является неотъемлемой частью в среде обитания любимых нами героев фэнтези.

В завершении хочется сказать, что выбор так или иначе всегда остается за читателем: окунуться в мир фэнтези, чтобы все забыть или остаться сторонним наблюдателем, восхищяясь своими героями, но при этом не забывая о реальной жизни - в ней тоже есть много интересного и того, чем можно восхищаться и делать новые открытия.

Читать больше фэнтези и фантастики можно, перейдя по ссылке

Все права на статью принадлежат группе Атмосферное фэнтези 

Это конец

«The field is lost. Everything is lost. The black one has fallen from the sky and the towers in ruins lie» «Битва проиграна. Всё проиграно. Чёрный упал с небес и башни...

Неведомый "луч молнии" снес штатовский дрон
  • pretty
  • Вчера 13:36
  • В топе

Автор: АМАРАНТ"Что это было???" Дорогущий MQ-4C Triton потерял связь с оператором над Черным морем. Что это было?Northrop Grumman MQ-4C Triton — разведывательный дрон большой дальности и...

В Мадриде наши услышали крик: "Русских бьют!" Когда спасли - оказался молдаванин
  • Hook
  • Вчера 09:54
  • В топе

В Сети распространился и его обсуждают такой вот рассказ, оставленный в комментариях одним из пользователей. Сорвались и побежали. Трех молодых ребят и двух девчонок какие-то полунегры атаковал...