Фейсбучный пустоцвет
Смотрю по Euronews грустный репортаж о том, как аккордеонист играет для прохожих со своего балкона, «стремясь разогнать тоску». Ведь из-за кризиса, говорят с экрана, «трудные времена настали для музыкантов и артистов по всей Европе». Тысячи концертов, жалуются, отменены.
А потом гляжу в белорусский Фейсбук: там ведь каждый третий — творческая личность. У каждого второго лежит в кармане уникальный (с обязательным добавлением неповторимый) талант. Просто он не оценен и не востребован — в «этой стране», при «этой власти», «этим народом». И практически каждый имеет выстраданное мнение. По любому поводу.
И вот я думаю: блестящие мои и креативные, а как так получилось, что до сих пор не написано ничего лучше прозы Быкова? Ведь уже более 30 лет прошло, второе поколение подрастает — отчего бы?
Где фильмы, равные «Они сражались за Родину» или хотя бы «В августе 44-го...»? Гаджетов всяких и новомодной техники — завались, от тизеров да трейлеров — проходу нет, а вот таких актеров, таких сценаристов с режиссерами — как, скажи ты, не растут они больше. Кончилось кино?
Без сомнения, они есть: есть белорусские артисты, художники, писатели, музыканты… хорошие, нужные, любимые… Вы их что же, не пускаете в свои фейсбуки или как? Ведь не сидят такие, состоявшиеся, там сутками, не изливаются что ни день. Работают они, что ли?
Иду по парку Победы и издали слышу, как с детского паровозика звучат песни из мультиков. Советские песни. Из моего детства. Долго звучат, всю пластинку, малышню завлекают. Знают, стало быть, как оно работает: не завлечешь — не поедешь — денег не будет.
Это о чем говорит? Что и близко не появилось ни одной детской песенки, сравнимой с «Чунга-Чангой» и «Крылатыми качелями», «Калыханкай» и «Маленьким секретом». Ни одной! А 30 лет — как с куста облетело. Вы, талантливые (если нет — креативные, если и этого нет — «интеллигентные»), себя утешать можете. Вы можете даже зрителям да читателям втирать про «актуальные дискурсы» и «интерпретацию скрытого». А детей-то не обманешь, они вот это — слушают, а другое — не хотят. Как так?
Я не к тому, что раньше трава была зеленее (хотя пробуйте все же ответить, отчего). А вот про что: не слишком ли велика у нас (да и в мире, но мы-то о своем) куча музыкантов и их продюсеров? Художников и галеристов, арт-директоров и дизайнеров? И прочих свободных и творческих личностей, вплоть до мерчендайзеров и тестировщиков водных горок?
«На период простоя власти Баварии предложили людям творческих профессий помощь в размере тысячи евро в месяц. По словам одного из них, этого недостаточно», — грустит Euronews. «Лейпциг — родной город Иоганна Себастьяна Баха и семьи Цвинер. Надя и ее муж исполняют музыку барокко на очень высоком уровне. Она рассказывает: «Мои коллеги в Великобритании имеют право на 80 процентов своей зарплаты, рассчитанной по итогам трех последних лет. Это хорошая схема, она эффективнее того, что имеем в Германии мы». Но вот ничего похожего на Дюрера и Баха ни Бавария, ни Лейпциг, ни остальной мир не видели и, что-то подсказывает, вряд ли увидят.
Не хочется вам спросить: на кой она нужна, дивизия креативных и творческих личностей, которая неуклонно разрастается в армию, неспособную прорвать даже серую пленочку культурной обыденности и рутины?
Мне, глядя в соцсети, как в зеркало белорусской (они себя искренне считают) «интеллигенции», хочется.
Тем больше хочется, чем активнее в соцсетях становятся творческие мастера маникюра и креативные фитнес-тренеры, умненькие event-менеджеры и визажисты и даже просто жены. Ой, что это я — не просто жены, а жены некоторых бизнесменов, это совсем-совсем иная ипостась. Просто жены озабочены щами для семьи.
Властелины Фейсбука нынче возбудились: дискутируют, подписываются и уже голосуют. Промеж себя. Забыв про излюбленную пирамиду Маслоу. Где внизу, в неизмеримо большем количестве, — электорат, серая масса, «молчаливое стадо», не устаю цитировать.
Именно они — то бишь народ — растят картошку и производят соль. Выкладывают на полки молочку и курятину. Везут в города колбасу и мясо, тушенку и сальтисон. Они же делают электрички и МАЗы, доставляют газ и электричество, лазят в унитазы и чистят подъезды. Вот сколько знаю людей, ни одного фейсбучника-блогера среди них не встречал.
Именно он, народ, как раз и обеспечивает возможность обобщенным стасику карпову и никесандрос оторваться от вдумчивого перечитывания «Плейбоя» за 1978 год. Сладко потянуться с устатку и запостить что-нибудь из серии «очередное шедевральное». Со своим уникальным, кто бы сомневался, мнением. С любовно выращенной кипучей злобой на собственную невостребованность и неоцененность. В «этой», разумеется, стране.
Послушайте, а вот зачем мы должны вслед за Западом идти в уже очевидный тупик человеческого развития? Поощрять отчетливо гниющие «творчества» с «креативом» пополам? Ну правда, на кой нам толпы людей «свободных профессий», люто ненавидящих себя за то, что и не нужны они по большому счету никому. И не представляют собой, если уже честно перед зеркалом, ничего?
Может, стоит обратить внимание государства: не занимающиеся, как раньше говорили, «общественно полезным трудом» (осмысленным, иначе говоря), они с жиру бесятся, дурью маются? И чем толще у них фейсбуки с телеграмами, тем сильнее? Деградирует ведь бесценный людской ресурс, на глазах теряем прирожденных сборщиков винограда и прочих подсобных рабочих. А вдруг они в глубине души всю жизнь хотели работать на земле?
Давайте подумаем. Над этим и еще вот над чем. Мне безумно интересно, до скольких жителей белорусского интернета дойдет простая, вытекающая из сказанного мысль: если основание пирамиды хоть на секунду допустит, что его обдурят, или за него скажут, или против его желаний и потребностей пойдут эти… уличные музыканты из эфемерной сети…
Не будет ни сети, ни интернета, ни Фейсбука, послезавтра не будет. А что же будет? Одно сплошное телевидение — классику надо знать.
Уж простите, накипело.
Оценили 17 человек
34 кармы