Нынешняя война для Дамаска далеко не первая и, зная историю, можно уверенно сказать, скорее всего, не последняя. Его штурмовали и захватывали бессчетное число раз - египтяне и набатейцы, ассирийцы и вавилоняне, персы и греки, римляне и византийцы, арабы и мамлюки, крестоносцы и монголы, узбеки и турки. Но как только дым рассеивался Дамаск возвращался к своему привычному размеренному состоянию жемчужины востока и одного из древнейших городов мира.
Каждый новый день недалеко от старой Цитадели Дамаска начинается со стука молотков. Их гулкие удары разносятся по ближайшим улицам и сливаются в один громогласный оркестр. Молотки стучат без перерыва. Стоит одним замолчать, как их громкий, ритмичный перезвон подхватывают другие. Это медный квартал старого города. С древнейших времен здесь работают жестянщики. Многие из них провели тут всю свою жизнь, а некоторые так и умирают с молотками в руках за привычной работой.
До войны свои медные базары были в каждом относительно большом городе Сирии. Так что стук молотков для сирийцев был так же привычен, как и шум проезжавших мимо машин. Любой сириец точно знал, куда нужно пойти, чтобы купить недорогую тарелку или блюдо, причем такое, которое прослужит не один десяток лет. Во многих сирийских семьях особенно в провинции хранились подобные вещи, которые были куплены еще до второй или даже первой мировых войн. Медных дел мастера уверены, без работы они уж точно не останутся. Это война также закончится и по всей стране снова застучат молотки.
Жестянщик Ахмет рассказывал, что молоток первый раз взял в руки лет в шесть. Так и не выпускает его до сих пор. Делает подносы и котлы, тарелки и все, что угодно. Шума он даже не замечает, настолько к нему привык, что и не слышит уже, ведь он здесь все время, сколько себя помнит. Ахмет мастер на все руки, но больше всего ему нравится делать большие медные котлы. Стоимость готового изделия главным образом зависит не от количества вложенного в него труда, а от того, сколько оно весит. Все-таки цветной металл. Так что маленькие тарелочки или кружечки продавать не выгодно. Времени на их производство тратится не меньше, если не больше, а вот деньги получаешь совсем не те. Удивительно, но простые сирийцы до сих пор предпочитают использовать кухонную утварь своего, традиционного изготовления.
Мухаммед был владельцем небольшой мастерской, которая выполняла крупные заказы. Например, большие чеканные вывески для магазинов или ресторанов, полумесяцы для мечетей. Особой удачей для него стал заказ на партию напольных пепельниц для гостиницы. Не всегда выпадает такая удача. Мухаммед рассказал, что в начале 21 века в Сирии опять вернулась мода на медные раковины. Обычные керамические или стальные людям уже поднадоели. И вот теперь у него опять с удовольствием покупали медные. Люди считают, что в них умываться приятнее. Когда я общался с Мухаммедом ему было сорок два года, жена дети, свое дело. Он говорил, что большинство людей в Сирии так вот и жили. Небогато, но на жизнь вполне хватало. И что самое главное, в Сирии не было нищих. Потому что нищим здесь быть было стыдно. Работали все. Обычным делом было когда госслужащие, получавшие небольшую зарплату, или клерки по вечерам в свободное время подрабатывали в ресторанах, магазинчиках или такси. Работать здесь никогда не было стыдно, а вот милостыню просить… не в нравах это сирийцев.
На самом деле, сук, - это не просто колоритный восточный базар. Воспринимать сук как обыкновенный рынок нельзя. Для любого сирийца сук всегда был целым миром, центром притяжения и местом встречи, - с друзьями и знакомыми. Хотя, конечно, главное практическое предназначение сука, безусловно, торговля. Кажется, что подобные базары были всегда. На главном базаре Дамаска бойкая торговля шла еще во времена римлян, а может быть и раньше. Когда шелк внезапно вошел в моду в Римской империи, караваны с драгоценной воздушной материей отправились из китайской столицы Сианя через Самарканд и Бухару в римские тогда города Антиохию, Газу и Дамаск. Именно здесь римские модницы, - жены военачальников, чиновников и купцов, - покупали китайские шелка. О тех временах и о том, что некогда Дамаск был римским городом, сегодня говорит немногое. Пара колонн, пара стен и остатки портика, как раз при входе на сук со стороны большой мечети.
Сук был средоточием всей жизни средневекового Ближнего Востока. Сук - это рынок не только всевозможных товаров, но и рынок еще более всевозможных услуг. Здесь можно найти брадобрея и уличного водоноса, хамам – место, где можно попариться и помыться, а также многочисленные кофейни и кальянные. То есть, полное удовлетворение всего, что нужно человеку для полноценной здоровой жизни. На протяжении веков сук был финансовым центром государства. Средневековым Уолл-Стритом. Всевозможные менялы и ростовщики, финансисты и крупные торговцы превосходно контролировали экономику страны. Здесь на суке был и центральный банк, и совет министров, и зачастую само правительство. На долю халифов оставалось лишь управлять войной и миром, судить преступников, а также собирать налоги.
Дамаск, построенный на берегу небольшой реки Барада, – один из старейших городов мира. Большую часть города внутри сохранившихся крепостных стен занимает сук. Но самым центром, безусловно, считается большая мечеть, построенная арабской династией Омейядов приблизительно в седьмом веке. Место было выбрано не случайно. С незапамятных времен здесь стояли храмы самых разных цивилизаций. В девятом веке до нашей эры тут был храм в честь арамейского бога Хадада. С приходом римлян его святилище было реконструировано и превратилось в храм Юпитера. Некоторые ученые считают, что стены мечети поставлены в точности по периметру ограды римского капища. А может быть, местами это и есть оригинальная древнеримская кладка. После императора Константина храм Юпитера стал церковью Христа. Любопытно, что Омейяды превратили в мечеть лишь половину храма. Другая долгое время так и оставалась христианской святыней. Да еще и с могилой Иоанна Крестителя. Она, кстати, находится в этой мечети до сих пор, хотя с сосуществованием с христианской церковью было покончено в 705 году халифом Валидом Первым. Тогда же новая мечеть за какие-то восемь лет обрела свои нынешние формы. Что в ней осталось от предыдущих построек, никто точно не знает. Зато ученые и археологи могут теперь спорить на эту тему до хрипоты и до получения званий академиков.
Так или иначе, но мечеть Омейадов, действительно, поражает. Гигантский мраморный двор, павильоны, источник и колоннады. Даже в самую жестокую жару здесь прохладно. Уставшие путники могут отдохнуть во внутреннем дворе от долгого пути, освежиться, и послушать шум ветра и шелест птичьих крыльев. Считается, что минареты большой мечети были переделаны из угловых башен Храма Юпитера, а один из них и сейчас называется минаретом Иисуса Христа. Существует легенда что именно на этом месте произойдет сражение Христа с Антихристом. Вот только когда?
Трудно найти другой город, где бы переплелось столько культур и верований, нравов, традиций и обычаев. Мечеть в Дамаске стала образцом для подражания на все времена для всего арабского мира. К вечеру жизнь в городе постепенно замирает. Люди как-то незаметно перемещаются в кофейни. Они расположены недалеко, прямо у подножия мощных стен, напоминающих крепостные. Чтобы попить кофе в другой эпохе далеко ходить не нужно. Этой кладке то ли пятнадцать, то ли двадцать веков.
Кто-то располагается на террасе, заказав себе кальян, а кто-то предпочитает обосноваться внутри, за столиком. Здесь можно не только выпить кофе или чая, но и поиграть в нарды. Достойное завершение трудового дня. Люди размешивают сахар в небольших стаканчиках и, задумчиво глядя на потертые доски, увлеченно кидают кости. Сирийцы обожают играть в нарды. Откуда в них возникла столь пламенная страсть к этой игре, сказать сложно. Дома и на работе, в кафе и ресторанах, на рынке, - везде, как только выдавалась свободная минута, сирийцы сразу же брались за доски и кости и начинали выяснять, кто же из них сильнейший игрок.
Когда нарды появились в Сирии, никто тоже не знает. Сирийцы утверждают, что игра существовала здесь всегда. И как бы забавно ни выглядело это утверждение, оно похоже на правду. В нарды играли и египетские фараоны, владевшие одно время Сирией, и римские граждане, и, конечно, турецкие губернаторы. Ну а в Европе нарды стали популярны исключительно благодаря крестоносцам, которые, возвращаясь со Святой Земли, привезли домой эту увлекательную забаву. Так, что кто бы и когда нарды не изобрел, - местом, откуда они распространились по всему миру, стала именно Сирия! И она же одним из тех мест, откуда туристы привозили домой великолепные инкрустированные доски и фишки для игры в нарды. Деревянные доски обычно делались в маленьких мастерских в старых кварталах Дамаска. Джош Хабиб Сулейман больше полувека владел одной из них. Он говорил, что благодаря увлечению людей нардами он мог существовать вполне безбедно. Дом, машина, еда, - все это ему дали нарды. Он рассказывал, что мастерская еще в девятнадцатом веке принадлежала его отцу. А сам он работал в ней с семи лет. И мог один изготовить любые нарды или шкатулки. Вся его жизнь прошла в этих стенах. Мастерская Джоша делала вещи только самого высокого качества. А потому стоили они по сирийским меркам недешево. Но туристы всегда были довольны. Средней величины доска для нард обходилась покупателям в двадцать долларов. Джош Хабиб Сулейман делал их всю жизнь и жил в полном достатке, был доволен жизнью, и ничего не хотел в ней менять. Он надеялся, что и его дети, и внуки тоже проживут счастливо до глубокой старости, делая простые доски для игры в нарды. Ничто не предвещало, что однажды заведенный порядок даст сбой.
Люди верят, что Дамаск переживет и эту войну. Однажды заведенный порядок продолжался много веков подряд. Ничто не могло изменить его: ни набеги многочисленных завоевателей, ни османское колониальное господство, ни французское управление. По улицам всегда разносился цветочный запах сладкого дыма. Под ритмичное бульканье кальяна на Дамаск опускается ночь.Такая же, как и тысячи лет назад.
Оценили 0 человек
0 кармы