Симеон Столпник жил в Византии. В четвертом веке территории Сирии и Турции целиком принадлежали Византийской империи. Продолжалось это по историческим меркам не очень долго, где-то двести лет. Но за это время византийцы понастроили здесь столько, что работы археологам хватит еще надолго. Только вот снова начать работать они здесь смогу нескоро, потому что на руинах византийской империи снова идет война - не на жизнь, на смерть.
Монастырь или, как говорят сирийцы, замок Симеона был построен на том самом месте, где один из первых христианских святых читал проповеди, собиравшимся вокруг бедуинам. Причем делал он это с вершины двенадцатиметрового столба или столпа. Забравшись на него однажды, Святой Симеон уже больше не спустился на землю до самой своей смерти в 459 году. Он был проповедником, целителем и чудотворцем, он стал одним из символов христианства и необыкновенной стойкости, которая всегда была нужна христианам и особенно теперь.
На проницательного пожилого мужчину с мудрыми глазами, одетого в синюю форменную куртку, мы наткнулись случайно по дороге из Латакии в Алеппо. Его звали Абу Абдул Мустафа. В 2004 году он был, как сам он себя гордо называл, старейшим сирийским гидом. Сколько ему тогда было лет, он точно сказать не мог, но думал, что уже за восемьдесят. Доподлинно он знал только то, что последние лет пятьдесят он работал гидом в монастыре Святого Симеона Столпника. Все это время он носил одну и ту же фуражку и превратился в фигуру символическую. Его сотни раз снимали мировые телеканалы, для которых он проводил экскурсии по древней византийской святыне, он давал интервью и рассказывал много интересного из истории Сирии.
Что с ним стало теперь, я не знаю, но искренно надеюсь, что он успел спокойно умереть своей смертью и не застал того, что сделали с его страной "друзья" Сирии. Пережить все то, что увидели мы, он скорее всего все равно не смог бы. Абу Абдул Мустафа: «Вы снимаете меня для русского телевидения? Меня много раз снимали и бельгийцы, и испанцы, и японцы, и немцы, а теперь и русские. Много русских приезжало раньше в Сирию. Мы русским всегда рады. Добро пожаловать. Двери Сирии открыты для всех - и для детей и для стариков». Святой Симеон отвел себе очень небольшое жизненное пространство - небольшую площадку размерами всего два на два метра. В те времена на этом месте стоял двенадцатиметровый столб, где наверху в маленькой келье Святой Симеон и провел 37 лет, проповедуя христианство. Такое было возможно только во времена первых христиан.
Абу Абдул Мустафа рассказывал, что Святой Симеон устроил на самом верху небольшой домик или келью из дерева. Там было и окно, и небольшая дверка, откуда он читал свои проповеди. Благодаря Симеону такой вид служению Богу – столпничество широко распространился в ближневосточной части Византийской империи. Святой Симеон не был в истории единственным столпником или, как еще говорили по-гречески – «стилитом». Но он был первым и самым известным.
Позже над столпом Симеона был построен храм, ставший местом паломничества десятков тысяч христиан со всего мира. Еще позже - крепость, чтобы защищать святыню от врагов. До наших дней Калаат Самаан дошел в относительно неплохом состоянии, несмотря на то, что от столпа осталось одно основание, а сам монастырь был почти разрушен. Сильнейшее землетрясение 528 года сильно подпортило святыню, а потом постарались и паломники, разобравшие столп Симеона на мелкие кусочки и растащившие его по всему миру.
Когда Абу Абдул Мустафа рассказывал о Симеоне, возникало непреодолимое ощущение, что он сам знал его лично. «Это место сразу понравилось Симеону. Он служил в монастыре недалеко отсюда. Но потом решил, что Богу нужно служить как-то по-другому. И тогда он и выбрал эту гору. Теперь она называется Джабель Самаан». Я не знаю, как это объяснить, но Симеон не зря выбрал это место для служения Богу. Атмосфера здесь была непередаваемая. Горный пейзаж, сосны, ослепительное голубое небо, пронзительный воздух, сумрачные камни и руины империи. Я почувствовал такой восторг от места, какой бывал со мной всего несколько раз в жизни.
Можно также не верить в переселение душ и реинкарнации, но могу не отметить, что старейший сирийский гид провел в этом месте даже больше времени, чем святой Симеон пятнадцать веков назад. Каждый день он видел те же самые восхитительные картины, тот же восход и закат. И даже больше: руины крипты святого и сотни тысяч паломников и туристов со всего мира, приезжавших в Сирию, чтобы увидеть христианскую святыню. Сегодня такое уже невозможно. По крайней мере, пока. Трудно точно сказать, что сейчас происходит в этом месте, расположенном к западу от Алеппо километрах в десяти от турецкой границы. Вокруг идут ожесточенные бои. Вероятно, сейчас это территория находится под контролем курдов. Поэтому есть надежда, что одна из величайших христианских святынь все-таки еще может сохраниться.
Путешествие по Сирии в чем-то было сродни прочтению Библии. На карте, на дорожных указателях постоянно встречались названия, которые казались знакомыми. Например, по дороге к Евфрату неожиданно возник город Рассафа. Блиставшие белизной гипсовые руины – все, что осталось от библейского города «Расеф» из второй книги царств.
Город был связан с судьбой другого христианского Святого - Сергия, римского солдата, который отказался поклоняться Юпитеру, за что и был убит в триста пятом году. Во времена Византии город носил гордое имя Сергиополиса, в честь этой истории, и стал еще одним местом притяжения паломников.
Крепостная стена Рассафы протянулась почти на два километра. Все пространство внутри нее словно изрыто воронками от взрывов. Можно было подумать, что город подвергся сильнейшему артобстрелу, что сейчас - обычное дело, но еще 10 лет назад казалось немыслимым.
Что там происходит сейчас, также трудно даже предположить, но тогда это были следы от работы черных археологов и подпольных раскопок. Доморощенные расхитители гробниц изрыли весь город, как кроты еще в середине 20 века. Странно, что Собору Святого Сергия, цистернам и зданию с розовыми колоннами, удалось уцелеть.
Беда в том, что Расафа находится всего в тридцати километрах от Ракки, которая считается столицей Исламского государства, признанного в России террористической организацией. Учитывая процветающую на этой территории торговлю античными древностями и ненависть халифата к христианским ценностям можно предположить, что от города не останется вообще ничего.
Таких гонений на христиан не было уже много веков и выживут ли они вообще в этих местах - очень большой вопрос.
Монастырь Святого Симеона находится недалеко от Алеппо. Если же отправиться отсюда в сторону Латакии, где расположена российская база ВКС, то приблизительно посередине двухсоткилометрового маршрута можно наткнуться на фантасмагорическое место, которое называется районом мертвых городов. Это примерно 8 археопарков и 40 городов. Пейзаж, действительно, неожиданно приобретает зловещие черты: деревья исчезают, а почва становится красно-кирпичного цвета. Причем все пространство до горизонта покрывается мрачными серыми камнями.
Трудно представить, что здесь может что-то вырасти. Но, как оказалось, при Византийцах это был, чуть ли не главный оливковый центр империи. В пятом веке здесь кипела бурная жизнь. Люди строили большие красивые особняки, в подвалах которых находились прессы для производства оливкового масла. Потом, случилось какая-то крупная неприятность. И процветание закончилось.
Гасуан, как и многие другие не может объяснить, что же случилось здесь в то время.«Никто точно не знает, почему византийцы покинули этот город. Это произошло совершенно неожиданно и внезапно в шестом веке. Раз и все. Может быть, это было землетрясение, может нашествие, а может быть, эпидемия, но никто точно не скажет. Просто в один прекрасный момент жители Серджиллы, Аль Бары и десятков других городов собрали свои вещи и ушли. Это произошло еще до появления ислама». Скорее всего, персы отрезали этот район от Византии, и жители просто остались без средств к существованию. Люди ушли, а города остались. Удивительно, но с тех пор в них почти никто не жил. И теперь это единственное место на земле, где можно увидеть, как выглядели полторы тысячи лет назад самые обычные византийские города.
Нигде больше, как в призрачных городах Сирии такого не сохранились. Хотя мертвыми их можно назвать с некоторой натяжкой. Мертвые византийские города Сирии только называются мертвыми. На самом деле в них кипит жизнь. Крестьяне выращивают на огородах овощи и фрукты, а их дети используют древние руины и гробницы, как тренажеры для скалолазания. В центре аль Бары осталось много пирамидальных гробниц. И каждый сирийский мальчишка, который оказывается в этом месте, обязательно считает нужным взобраться на них, не задумываясь ни о Византии, ни о том, откуда взялись здесь посреди огородов такие необычные сооружения.
Местные дети играли в футбол среди развалин, исписанных греческими буквами, а их родители устраивали пикники у стен античных гробниц. Здесь были похоронены самые знатные византийцы. Правда, почему их могилы обрели формы пирамид, никто тоже объяснить не может.
Сторож Ахмет радостно сообщил, что пирамиды бывают не только в Египте, но и в Сирии, остались от византийцев, как считается. В стенах одного из домов мертвого города Серджилла большая бедуинская семья обустроила свое скудное хозяйство.
Каждый раз, когда приезжал автобус с туристами Ибрахим выводил своего ослика в надежде, что найдется желающий прокатиться на нем или сфотографироваться рядом на фоне пепельных развалин. А его маленькая сестра, надеясь получить чаевые, пыталась подарить приезжим полевые цветы, растущие здесь повсюду. Они ничего не просили, только ждали того, кто сам заинтересуется ими.
В Сирии, вообще, было не принято приставать к людям. Это была необыкновенно спокойная страна. Чаще всего туристы старательно не замечали детей мертвых городов и равнодушно проходили мимо. Как только заезжие путешественники уезжали, бедуинские дети возвращались к своим курам, овцам и баранам, наполняя будничным бытом стены, которые их прежние хозяева оставили о непонятной причине полторы тысячи лет назад.
В 2011 году Серджилла была включена в список мирового наследия Юнеско, а через пару месяцев на руинах Византийской империи началась война, которая продолжается до сих пор. В начале октября 2015 года представители "Сирийской коалиции" заявили, что российская авиация нанесла удары по Серджилле. 6 октября в Миниобороны России опровергли эту информацию, которая как и многие другие высказывания не подтверждаются ничем, кроме утверждений в социальных сетях.
Никто сегодня не берется сказать, переживут ли мертвые византийские города начало 21 века эту войну, как пережили десятки других на протяжении всей своей истории. Этот район лежит недалеко от Идлиба и находится под контролем оппозиции, дни которой, если все будет развиваться так как развивается сейчас, сочтены. Никто не знает, предстоит ли мертвым сирийским городам "умереть" еще раз, но мало кто сомневается в том, что основные боевые действия тут еще впереди.
Оценил 1 человек
1 кармы