Британские колониальные власти рассматривали Индию только как свою сырьевую колонию. Они видели в индусах отсталых аборигенов, которых следует образовывать таким образом, чтобы они смогли стать послушными исполнителями воли своих завоевателей. В том числе и культуру более древней, чем европейская, цивилизации Индии, завоеватели рассматривали как культуру отсталой страны. Отсюда навязчивая мания англичан уничтожить всю структуру индийского образования. В этом причина навязывания индусам примитивного аналога английского языка, на котором велось преподавание во вновь открывшихся университетах в Бомбее и Дели. Даже и в настоящее время многие индийцы не стремятся говорить на английском языке, но если говорят, то далеко не все индусы верно и фонетически правильно произносят английские слова. Это - результат поверхностного и уничижительного для достоинства индусов англоязычного преподавания английской культуры и литературы среди индийской общественности, прежде всего среди индийской интеллигенции. Англичане стремились к европеизации индийского общества, и несомненно, это вступало в резкое противоречие с местной традицией.
B 1835 г. была произведена реформа индийского образования. Но все же, англичане, фактически уничтожив старую систему образования, ничего не сделали для создания новой. Реформа диктовалась потребностью в преданных и дешевых служащих. Данное обстоятельство заставляло подконтрольную британской короне Ост-Индскую компанию и колониальные власти выделять на образование индусов хоть какие- то деньги. Маколей – автор реформы образования в Индии – раскрывал ее смысл. Предлагая проект реформы, он заявил: «Нечего пытаться просвещать народные массы. Ho мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев, подвластных англичанам; прослойку — индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали и по складу ума».
B результате реформы образования англичанами были созданы средние школы с европейской программой обучения. В 1857 г. — были открыты Калькуттский, Мадрасский и Бомбейский университеты. Обучение в этих университетах велось на английском языке. Реформа образования не затрагивала кастовую систему индийского общества. Это было неразумно для завоевателей – покушаться на самую основу индийской схемы деления общества. Цель Англии состояла именно в разделении подконтрольных ей территориях и народов, и эта цель обеспечивалась в Индии самими индусами. Своим делением на варны и джати индусы закрывали себе множество возможностей для творческого самовыражения, о чем они не догадывались. Европейцы изначально были свободны от таких предубеждений. Учиться в университетах разрешалось только определенным кругам, в основном выходцам из богатых семей. Таким образом, англичане сознательно разделяли индусов на тех, кому было позволено и тех кому не позволялось получать полноценное по меркам европейцев образование.
Однако, несмотря на продуманную колониальную политику британцев, в начале XIX века в Индии в кругах индийской по-европейски образованной интеллигенции зарождается осознание экономической отсталости Индии. Эта интеллигенция становится носительницей патриотических идей, ее деятели начинают выступать против царивших в Индии кастовых и религиозных предрассудков, однако они пока не боролись против колониальной зависимости Индии.
Крупнейшим представителем этой интеллигенции был бенгальский заминдар Рам Мохан Раи (1772 — 1833). Человек огромных знаний, широкого кругозора и большой патриот, он отдал всю свою жизнь делу просвещения Индии, борьбе с наиболее отсталыми предрассудками, унаследованными индийцами от средневекового прошлого.
K 1815 г. он основал общество «Арья Сабха». В 1828 г. он создал общество «Брахмо Самадж». Эти общества были первыми в Индии религиозно-политическими общественными организациями. Эти общества и лично Рам Мохан Раи выступали против кастового неравенства. По настоянию Рама Мохана Раи и его сторонников колониальные власти Индии запретили варварский обычай сжигания вдов. B «Брахмо Самадж» объединились последователи монотеистического религиозного учения, разработанного Рамом Моханом Раи в противовес ортодоксальному индуизму, освящавшему кастовое неравенство. Рам Мохан Раи в 1821 г. основал первую индийскую еженедельную газету «Шембод Коумуди» на английском, а также на бенгальском языках, а в 1822 г. — газету «Мират-ул-ахбар» на широко известном тогдашней интеллигенции персидском языке.
Рам Мохан Раи являлся также первым бенгальским писателем нового типа. Он развил бенгальскую прозу, написав много статей на различные социальные темы.
Таким образом, мы определили, что политика английской администрации в Индии была подчинена цели выкачивания ресурсов и безжалостной эксплуатации индийцев для всемерного обогащения завоевателей. Этому же была подчинена и система образования, которые завоеватели навязывали индийскому обществу.
Литература: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история:. Национально-освободительные войны XIX века .. 1999
Оценили 2 человека
3 кармы