Древнее, оно древностью и дышит, и живёт в глубине существующего народа

12 4214

Хочу познакомить с одной из систем письменности, существовавшей около тысячи лет назад. В Мировой цифровой библиотеке обнаружилась книга, на обложке которой написано: "Перевод полного текста "Летописи мироздания Яо"". Тема мировоззрения для меня очень интересная, так же как и тема способов изложения человеком своей мысли. А потому я решила с этой книгой (хоть и не понимаю я китайского) ознакомиться :о)

Оказалось, что в книге содержится изложение древнего мировоззрения народа наси, ныне имеющего численность около 300 тысяч человек и проживающего, большей частью, в сосредоточенных общинах в автономном уезде Лицзян Наси провинции Юньнань.

О народе наси пишут здесь http://arts.imextrade.ru/educa... следующее:

"Сельское хозяйство является основным занятием народа Наси. Главные культуры: рис, кукуруза, пшеница, картофель, бобы, конопля и хлопок. Берег реки Цзиньша покрыт густыми лесами, и гора Юйлун известна на родине и за рубежом как «сокровищница флоры». В обширных густых лесах растут китайские пихты, кедр корейский, сосны Юньнань и другие ценные породы деревьев, а также много разновидностей трав, в том числе китайский гусеничный гриб и мускус."

"Язык наси относится к китайско-тибетской языковой семье. Более 1000 лет назад жители Наси уже создали пиктографические символы, называемые рукописью «Донгба» и слоговое письмо известное как рукопись «Геба». С их помощью насийцы записали много прекрасного фольклора, легенд, стихов и религиозной классики. Тем не менее, они были трудны в освоении, а в 1957 году правительство помогло Наси разработать алфавитное письмо. За последние несколько сотен лет насийцы вступали в тесный политический, экономический и культурный контакт с людьми в других частях Китая. Потому устный и письменный китайский язык стал важным средством коммуникации в обществе наси."

Пиктографическая запись в древние времена была свойственна человечеству. Тем более удивительно, что, едва ли не до вчерашнего дня, эта письменность применялась. Предлагаю посмотреть, как выглядит письмо рукописи "Донгба" (полный текст которой можно найти здесь https://www.wdl.org/ru/item/30... )

Прекрасное письмо! Даже мне, не владеющей китайским и донгба, кое-что из этого документа становится понятным :о) Например, то, что наси занимались огородничеством и пахали землю, охотились и выделывали шкуры, шили одежду, держали домашний скот, изготавливали луки и другое оружие...


Ясно, что народ этот не был варварским. В тексте есть знаки, которые, подобно нашим смайликам, изображают те или иные чувства человеческие. Также видны зачатки иероглифической письменности. И то, что пиктографическое письмо перешло в иероглифическое, можно увидеть в начертании иероглифов, которыми сделан перевод мировоззренческой рукописи "Донга" ниже текста.

Книга была написана примерно в 7 веке. Запись письма донга (сверху) сделана цветными чернилами. Ниже - китайский текст, записанный чёрными чернилами.

В анотации к книге https://www.wdl.org/ru/item/30... сообщается:

" В "Летописи мироздания" отражено бытовавшее среди народности наси понимание мира природы и происхождения человека, а также описывается процесс непрерывной миграции народности наси в ходе их истории и борьбы их предков с силами природы. В данной работе наглядно, при помощи ярких образов, изображены прародитель народности наси — Чаоцзэн Лиэнь — и его жена, Чэньхун Баобай. Текст наполнен восхвалением и прославлением мудрости и героизма предков и описаниями истинной любви. Хотя книга посвящена истории и традиционной культуре народности наси, в ней также отражены особенности социальной жизни, религиозной философии и супружеских отношений того времени. Данная работа, которую по праву можно назвать героическим эпосом, является не только характерным примером литературы донгба, но также и важным, исторически ценным классическим религиозным произведением донгба."

Интересный материал можно прочитать и на этом сайте http://www.synologia.ru/a/%D0%...

"Наси – древний народ, история которого насчитывает около 2000 лет. Вопрос происхождения наси до сих пор остаётся довольно запутанным, на эту тему существует крайне мало исследований. Самым полным описанием истории этого народа по сей день является труд американского исследователя австрийского происхождения Джозефа Рока (1884–1962) «Древнее государство наси на Юго-Западе Китая», которое было издано в 1948 г. на английском языке (Rock Joseph F. The Ancient Nakhi Kingdom of Southwest China) и только в 1999 г. переведено на китайский язык [14].

Наси считаются потомками кочевых цянов – этнической группы, населявшей область Цинхай-Тибетского нагорья с древнейших времён. Как полагают китайские исследователи, наси образовались в результате миграции этого народа около 2000 лет назад на территорию современного Лицзяна. Джозеф Рок, ссылаясь на трактат Дянь го ши 滇国史, пишет, что в начале нашей эры на территории современного Лицзян-Насийского автономного уезда проживало огромное количество разнообразных племён, которые позднее были поглощены западными цянами (西羌) [14, с.39].

Предки наси начали вести оседлый образ жизни на территории современного Лицзяна около III в. С этого момента и до VII в. они распространились на территории современного Ляншань-Ийского автономного округа в провинции Сычуань до реки Ялун и Улян на западе. Впервые предки наси упоминаются приблизительно с IV в. в Шан шу 尚书, Чжоу шу 周书 и Хуа ян го чжи 华阳国志, под именем мао-ню-и 旄牛夷. Существует много гипотез по поводу происхождения этого названия." "... название народа могло быть дано в соответствии с его образом жизни, а также являться калькой с языка наси на древний китайский язык...

Точно сказать, когда название наси 纳西 начинает встречаться в китайских хрониках, довольно сложно. В настоящее время существует несколько групп народов, входящих в состав наси – акэ 阿可, мали-маса 玛丽玛萨, лулу 露鲁, баньси 班西, мосо 摩梭 и другие. До середины ХХ в. это были самостоятельные близкородственные народы, среди которых современные наси являются самыми многочисленными. Наиболее известной из этих групп является народ мосо, численность которого составляет около 40 000 человек, населяющий район озера Лугу уезда Юннина провинции Юньнань. Отличительной чертой этого народа является высокая роль женщины в обществе, которое является матрилокальным и матрилинейным. У мосо до сих пор сохранилась традиция «приходящего брака» (ачжу). На сегодняшний день существует проблема определения мосо как самостоятельного народа, не входящего в состав наси, хотя она и не признаётся современными китайскими исследователями."

Мне хочется добавить ещё немного. Обратите внимание, что предками наси являются, по их мировоззрению, мужчина и женщина. Это - не сказки про аиста или капусту. Это реальное отражение правильного видения природы, залагающее понимание важности супружеских уз и ценности семьи для человека.

(фотография музея народа наси)

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • Fenol
    • 9 февраля 2016 г. 13:17
    Очень интересно! Спасибо.
  • Мне очень интересны такие статьи, буду ждать следующую. Спасибо!