Превзошли и в бою и в строительстве

75 6713

Вандо́мская коло́нна (фр. la colonne Vendôme) — парижская «колонна Побед» (прежнее название) Великой армии на Вандомской площади в 1-м округе Парижa, воздвигнутая по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года, в память побед, одержанных им в кампанию 1805 года. Возводилась с 25 августа 1806 года по 15 августа 1810 года.

Нынешняя статуя, венчающая колонну, уже третья; скульптор Огюст Дюмон

Колонна, подражание Траяновой колонне в Риме, выполнена из металла сотен пушек, взятых Великой армией у неприятелей, — русских и австрийцев. Её высота 44,3 м, диаметр 3,6 м. Колонна винтообразно — полосой длиной 280 м — обложена бронзой из 425 барельефов работы Лепера, на которых изображены действия кампании 1805 года.

http://www.yaplakal.com/forum2... 

А теперь, узнав про Вандомскую колонну, возведённую в честь своих побед Наполеоном, вспомним, в честь чего была воздвигнута Александровская колонна в Санкт Петербурге в 1830 году. Пишут так:""Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I

в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором.

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacr è à la mémoire de l’Empereur Alexandre», но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 000 пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

(Автор модели бота корабельный инженер полковник Базанов. 1872 г.)

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского.

Эскизы фигур и групп, венчающих колонну. Проекты

Из книги О. Монферрана

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обрятения животворящего креста:

Римский император (274—337) Константин Великий, поручая матери Елене поездку в Иерусалим, сказал:

— Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись «Сим победиши». Найди его!

— Найду, — ответила она.

Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. - Торжественное открытие Александровской колонны

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооруженного им колосса. Он молился о брате, и все в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклоненная русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

— Послание В. А. Жуковского «Императору Александру», раскрывающее символику этого акта и дающая толкование новому молебну

Затем на площади был провёден военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек:

…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым

— Из воспоминаний поэта В. А. Жуковского

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами, был отлит на заводе Ч. Берда в 1833—1834 годах.

Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).

Наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка — надпись 1812 года, под ним — лавровые гирлянды, который держат в лапах двуглавые орлы.

На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

— О. Монферран

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.


Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.

По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы.

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

* Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю). Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, главный день празднования святого Александра Невского.

Александр Невский — небесный защитник города, поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж.

* Для проведения парада войск на Дворцовой площади по проекту О. Монферрана был построен Жёлтый (ныне — Певческий) мост.

* Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны как на том обстоятельстве, что колонна не была закреплена, так и на том, что Монферран вынужден был в последний момент внести изменения в проект: блоки силовых конструкций навершия — абака, на которой установлена фигура ангела, была изначально задумана в граните; но в последний момент пришлось заменить кирпичной кладкой со связующим раствором на основе извести.

Для того, чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев).

по материалам http://subscribe.ru/group/pozi...

Упоминания очевидцев:

Это событие не могло не отобразиться  в различных източниках:

В президентской библиотеке хранится статья Жуковского "Воспоминание о торжестве 30-го августа 1834 года" http://www.prlib.ru/Lib/Pages/...

Статья Жуковского «Воспоминание о торжестве 30 августа 1834 г.» была опубликована в «Русском инвалиде» в рубрике «Современная история» в воскресенье 9 сентября.

http://www.prlib.ru/Lib/Pages/...

<…> дни боевого создания для нас миновались <…> наступило время создания мирного <…> период развития внутреннего, твердой законности, безмятежного приобретения всех сокровищ общежития <…> [Россия] готова произрастить богатую жатву гражданского благоденствия, вверенная самодержавию <…> коего символ ныне воздвигнут перед нею царем ее в лице сего крестоносного ангела, а имя его: Божья Правда [Жуковский 1902: X, 31–32].

Открытие Александровской колонны восстановило, с точки зрения современников, нарушенный миропорядок и ход времени. Оно стало первым грандиозным николаевским торжеством, организованным к тому же после смерти в 1831 г. великого князя Константина Павловича (с мнением которого Николаю приходилось считаться в первые годы царствования).

характерное четверостишие молодого И. С. Тургенева: «Сей памятник огромный горделивый / Благословенному поставлен был / И Николая век счастливый / Собою сам ознаменил» [Турге-нев: 297].

Бенкендорф: Записки графа А. Х. Бенкендорфа (1832–1837 гг.) // Шильдер Н. Император Николай Первый, его жизнь и деятель-ность. М., 1996. Т. 2.

Блудова: Воспоминания графини А. Д. Блудовой // Русский архив. 1875. Кн. 1. № 2.

Бутенев: Житомирская С. В. Рассказ очевидца о событиях 14 декаб-ря 1825 г.: Воспоминания Л. П. Бутенева // Исторический архив. М., 1951. Т. VII.

Бутовский: Бутовский И. Об открытии памятника Императору Алек-сандру Первому. СПб., 1834.

Бычков: Бычков И. Попытка напечатать «Черты истории государства Российского» В. А. Жуковского в 1837 г. // Русская старина. 1903. № 12.

Военный журнал: Описание открытия памятника Императору Алек-сандру Первому // Военный журнал. 1834. № 5.


Добель, Петр Васильевич (1775-1852).

30 августа 1834 года, или Чувства и мысли при созерцании колонны, посвященной безсмертной памяти императора Александра I / Сочин. коллежского советника Добелла. - Санктпетербург : В типографии Конрада Вингебера, 1834. - [2], 16 с. - 

Это событие отозвалось в поэзии и в возпоминаниях современников

отсюда https://books.google.ru/books?...

"<…> Гранит готов, в сени эфира,

Века, народы удивлять."

И. Козлов. Его И. В. Государю Наследнику

в день Его тезоименитства (1834)

***

"Гранит единственный в день Невского героя

Среди Петрополя главу свою подъял,

Пред ним Траянов столп, доселе дивный — мал;

Тот пышной суетой Рим гордый изумляет,

Здесь благость двух Царей Россия прославляет."

Гр. Д. И. Хвостов. «На воздвижение

гранитной колонны в честь императора

Александра I»14.

***

у Д. И. Хвостова 

"Питомец Севера, сын грозныя природы,

Тяжеловесный столп единствен и высок;

Глава утеса там, небесные где своды,

Подошва — нутр земли, где вод кипит поток. <…>"

«На выгрузку камня для колонны мо-

нумента Императору Александру I-му

3-го дня июля 1832 года» (1832)

Вы хотите упоминаний об Александровской колонне и об её воздвиженьи - ищите! Есть и в письмах, и в дневниковых записях, и в произведениях. 


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Восторг! Очень интересно!
    • olibog
    • 25 февраля 2016 г. 23:05
    Полное разочарование... Ретрансляция официоза с применением картинок и стихоцитат. Не каждый человек может увидеть настоящий Питер...
  • Как и всегда СПАСИБО!!! :-)
  • Как всегда познавательно, наглядно, доказательно! Но вряд ли понравится адептам тайн и непознанного)))
  • Замечательно и величественно! Прекрасный повод, прекрасная работа, прекрасный результат.