Мы всё спорим, подлинники или фальшивки манускрипты

30 7661

Чтобы не возникало противоречий и непонимания предлагаю совершить экскурс в историю появления книги http://www.rarebook-spb.ru/inf...

История книгопечатания

Печатать с наборной формы впервые стали в Китае. Об этом можно узнать из сочинения «Мэн ци би тань» («Заводь сновидений»), написанного Шэнь Ко (1031-1095) в 1088 году. Эта своеобразная энциклопедия со статьями на самые различные темы была переиздана в Китае в 1975 году. В одной из статей, в частности, говорится:

«В годы правления Цин Ли (1041-1048) некий простолюдин Би Шэн сделал подвижной шрифт по следующему способу: взяв вязкую глину, он вырезал в ней знаки высотой с ободок монеты, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Для придания литерам крепости он обжигал их на огне. Потом он брал приготовленную заранее железную доску и покрывал ее смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла. Прежде чем печатать, Би Шэн помещал на доску железную рамку для разделения строк. Эта рамка заполнялась поставленными в ряд печатями, составляя сплошную доску для печатания. Затем Би Шэн подносил ее к огню и нагревал. Когда паста от тепла размягчалась, он накладывал поверх литер гладкую доску, после чего поверхность их делалась ровной, как точильный камень. Этот способ невыгоден для печатания 2-3 экземпляров, при печатании же нескольких сот или тысяч достигается необыкновенная быстрота».

«Для каждого знака, - продолжал Шэнь Ко, - имелось несколько литер, а для часто употребляющихся знаков... двадцать и более, на случай возможного повторения этих знаков на одной и той же странице... Если встречался редкий знак, не приготовленный заранее, его тут же вырезали и обжигали на огне от соломы, так что он сразу был готов».

Почему Би Шэн делал литеры из глины, а не из дерева и не использовал широко распространенную в Китае ксилографическую технику? Шэнь Ко отвечал на этот вопрос так: «Он не пользовался деревом, потому что древесная ткань бывает то грубой, то тонкой, т.е. неоднородной, а кроме того, дерево впитывает влагу, вследствие чего составленная (из литер) форма делается неровной».

Окончив печатание, Би Шэн, по словам Шэнь Ко, подносил форму к огню. Паста расплавлялась, и литеры выпадали «сами собой, не оставляя никаких следов глины».

«Когда Би Шэн умер, - рассказывал Шэнь Ко, - его комплект литер перешел во владение к его близким и сохраняется до сих пор как большая ценность».

Би Шэн был первым, объединившим в единое целое наборный и печатный принципы. Ему, вне всякого сомнения, принадлежит честь создания наборной формы для воспроизведения текстового материала. Глиняный шрифт Би Шэна сколько-нибудь широкого применения не получил. Но сам принцип печатания с наборной формы оказался плодотворным, хотя его использование и сдерживалось иероглифическим характером китайского письма. Напомним, что в этом письме для каждого слова требуется особый иероглиф. Поэтому литер должно быть очень много, а поиск их весьма затруднен. 

Модель наборной формы Би Шена 

Современная реконструкция изобретенного Би Шэном подвижного шрифта и страница, напечатанная с его помощью

Тем не менее, периодически в Китае выходили в свет книги, отпечатанные с помощью глиняного шрифта. Одним из таких изданий была буддистская сутра «Wuliang-shou-fo iing», напечатанная в 1103 году и найденная в 1965 году во время раскопок в Венцху. В 1193 году, известный китайский ученый династии Сонг Жу Вида (1126-1204) использовал способ Би Шэна для печатания своего труда «Yutang zaji» («Различные заметки Императорской академии»), о чём сам рассказал в письме к своему другу Чень Хуанченгу. 

Модель деревянного шрифта Ван Чжена

В XIII в. в Китае печатали с формы, составленной из отдельных деревянных литер. Об этом известно из опубликованного в 1313 г. сочинения "Нун шу" Ван Чжэна (ок. 1260-1330). Труд этот был переиздан в Шанхае в 1994 году. Сочинение преимущественно посвящено вопросам сельского хозяйства, но в нем есть раздел, именуемый «Книгопечатание подвижным шрифтом». Первое издание «Нун шу» увидело свет в 1314 году, впоследствии оно выпускалось неоднократно. Ван Чжэн рассказывает о ксилографическом печатании, широко распространенном в Китае, справедливо отмечая и его недостатки:

«Материал для досок и работа мастеров требовали больших издержек. Случалось, что печатание некоторых книг требовало больших усилий и заканчивалось с трудом лишь через несколько лет. Некоторые сочинения, достойные издания, оставались ненапечатанными из опасения расходов на работу».

Как средство для преодоления недостатков он указывает наборную форму. При этом Ван Чжэн сообщает об изобретении Би Шэна, не называя, впрочем, его имени.

«В последнее время, - сообщает Ван Чжэн, - стали также делать литеры, отлитые из олова. Литеры насаживались на железную проволоку, образуя строки. Потом их вкладывали в имеющиеся в форме отделения для строк и производили печатание».

Это очень важное, но, к сожалению, слишком краткое сообщение. Ничего не сказано о том, каким образом отливали литеры. Множественное репродуцирование литер путем отливки - важный элемент изобретения Иоганна Гутенберга...

Полностью статья здесь http://www.rarebook-spb.ru/inf...

О появлении бумаги

Прекрасная статья здесь http://www.rarebook-spb.ru/inf...

привожу цитату из неё:

"...Усомниться в том, что именно Цай Лунь был изобретателем бумаги, заставила находка шведского археолога Фольке Бергмана, сделанная в марте 1931 года. Раскапывая древние поселения в низовьях реки Эдзин-гол, неподалеку от знаменитого мёртвого города Хара-хото, он нашёл в развалинах тексты, написанные с 94 по 98 годы после Рождества Xристова, на деревянных табличках и шёлковых свитках. Там же был найден и обрывок бумажного листа.

Летом 2006 года, китайские археологи обнаружили бумажное письмо, написанное более чем за сто лет до экспериментов Цай Луня. Как выяснилось, в северо-западном Китае, на территории нынешней провинции Ганьсу, бумагу делали уже во II столетии до нашей эры.

Заслуга же Цай Луня состоит в том, что именно он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и открыл основной технологический принцип её производства. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, тряпьё, конопляные очёсы, паклю..."

История каллиграфии

Снова только цитата из прекрасной статьи:

"Для длинных текстов ширококонечное перо было мало приемлемо из-за сложности письма и малой беглости. Но, всё же, капитальное письмо применялось приблизительно до X века, главным образом в декоративном письме и заголовках.

Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма - рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо).

 

Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий и выделения слов. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, в основном написаны рустикой, а частично - квадратным капитальным письмом.

Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причём горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце первого века, под влиянием Востока в римскую архитектуру стал всё больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал всё более проникать и в письмо. В произведениях третьего столетия, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

 

Вырабатывается новый стиль - унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, полностью развившееся в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более чёток, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером. 

Читайте: http://www.rarebook-spb.ru/inf...

История переплёта

Снова отсулаю вас к статьям: http://www.rarebook-spb.ru/inf...

и немного цитирую:

Записные книжки из навощённых деревянных страничек.

Новгородский кодекс (цера) http://hbar.phys.msu.ru/gorm/dating/novgorod/cera.pdf

(что касается Новгородского кодекса, то он - вообще песня! Во-первых, эта книга имеет точную датировку - начало 11 века. Во-вторых его письменность и орфография свидетельствуют именно о старославянском тексте (по Зализняку)...) 

"Наиболее значительным событием в истории книги, которое произошло до изобретения печатного станка, - стала замена свитка кодексом. Появление во II веке н.э. новой формы книги - книги-кодекса, вытеснившей из повсеместного употребления книгу-свиток, было связано с началом использования в качестве писчего материала - пергамена (лат. charta pergamena – «пергамская бумага»), изготовленного из недубленой кожи овец, баранов, телят, коз или свиней. В течение II и III веков нашей эры, пергамен постепенно замещает папирус. Новый писчий материал, гибкий, а не ломкий, как папирус, изменил не только форму книги. Это изменение повлекло за собой и многие другие нововведения.

Сам кодекс изготавливали следующим образом: лист пергамена сгибался пополам - этот согнутый лист назывался греческим словом диплома. Четыре таких согнутых пополам листа образовывали тетрадь (от греческого слова «тетрадион», производного от числительного «четыре»). Соответственно, в одной тетради было 16 страниц. Чтобы не перепутать тетради, каждую из них помечали римской цифрой по порядковому номеру, а иногда ещё и буквой, показывающей количество листов в тетради: В (inio) - два листа, Т (ernio) - три листа, Qua (temio) - четыре листа и т.д. Эти порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли отсутствующую в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумерацию страниц, которая в первый раз была испробована лишь в XIV в. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой)." 

От свитков к кодексам

http://fictionbook.ru/author/g...

прекрасная статья со многими иллюстрациями. Рекомендую всем.

Читайте также

http://cont.ws/post/216898

http://cont.ws/post/216953

http://cont.ws/post/217653


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • А "мы" это кто, подразумевая тех спорящих, что обозначены в оглавлении статьи?
  • Познавательно, моя благодарность вам за труды профессор. ( скучно для тех кто не понимает)
    • Xopc
    • 7 марта 2016 г. 11:33
    В европах для буковки из свинца отливали! )))
  • Новогодний взрыв псевдо-языческой активности на Конте занес сюда, среди прочих, такую идею, что распространение книгопечатания и наборных шрифтов было диверсией, направленной (как обычно) на искоренение"родовой памяти", "правильного мышления" и т.п. И что переход от свитков к современному типу книг в переплете был, опять же, мгновенным, спланированным и реализованным в 18 веке (или еще позже) по заказу "иудохристиан" и "немцев-фальсификаторов". Не в порядке самопиара, но для экономии читательских усилий напомню текст о том, что "книги старины глубокой" - не подделка http://cont.ws/post/175896 Из него же можно вывести предположение, почему на Востоке подвижный шрифт все-таки не вытеснил печать с досок. Взор, спасибо! На ваши экспонаты можно смотреть бесконечно)
  • спасибо