История сооружения одного памятника, или способными были!!!

44 6914

Вы говорите, что ни до, ни после Монферрана ничего подобного не строили...а потому, мол, и Монферран - выдумка фальсификаторов истории. Нет, мол, ни документов, ни свидетельств. Мол, откопали, мол неизвестная технология... 

Как-то так получается, что Петербург мне больше по душе... Но, была и есть другая столица России. И она тоже пополнялась превозходными дворцами, соборами и памятниками, история которых не менее интересна, чем история зданий Петербурга. Об одном из таких сооружений и пойдёт речь, ибо это сооружение продемонстрировало преемственность строительных технологий, в цепочке, начавшейся задолго до строительства Исаакиевского собора.

История появления

"Первого марта 1881 года в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен самый либеральный из российских монархов царь-реформатор Александр II (1818—1881). Насильственная кончина императора, случившаяся двадцать лет спустя после обнародования акта, отменившего крепостное право, стала мрачным предзнаменованием кровавых потрясений будущего столетия.

Убийство императора вызвало колоссальный резонанс. Общественные и административные круги в Петербурге и Москве практически одновременно выступили с инициативой создания всенародного памятника личности и делам покойного самодержца. В Санкт-Петербурге на месте рокового покушения было решено построить православный храм-памятник. В конкурсе на лучший проект принял участие весь цвет российской архитектуры.

Реализованный проект храма Воскресения Христова, разработанный А. А. Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым) и подражающий многоцветностью и сложностью декорации московскому собору Василия Блаженного, справедливо считается манифестом русского стиля времени Александра III. Судьба храма-памятника, получившего неофициальное, но ёмкое название «Спас на Крови», в ХХ веке складывалась драматично. Однако жестокое время пощадило его, и сегодня храм на Екатерининском канале — одна из жемчужин Северной столицы, привлекающая потоки туристов.

Собор Спас на крови в Санкт-Петербурге

Гораздо менее известен московский памятник Александру II, более скромный по замыслу, но в не меньшей степени отразивший масштаб личности императора и его деяний.

Восьмого марта 1881 года на экстренном заседании Московской городской думы городской голова С. М. Третьяков сообщил о решении создать памятник Александру II. Как и в Петербурге, памятник возводили на народные деньги. Крупнейшими жертвователями выступили Московская городская дума, губернское земство, купеческая управа, великие князья Сергей, Владимир и Павел Александровичи, представители богатейших купеческих фамилий. Около миллиона было собрано по подписке, а общая сумма составила более 1,7 миллиона рублей. Вопрос о том, каким будет монумент, стал предметом живой общественной дискуссии.

В апреле 1881 года объявили открытый конкурс на составление проекта. В жюри вошли крупные художники и архитекторы — А. И. Резанов, М. П. Боткин, К. М. Быковский, Р. А. Гедике, С. В. Дмитриев, Е. С. Сорокин, скульптор М. В. Харламов, инженер А. А. Семёнов, представители общественности (в частности, М. Н. Катков) и церковной иерархии — епископ Дмитровский Амвросий. Условия конкурса давали большую творческую свободу художникам, ограничивая их лишь указанием места будущего монумента («в Кремле, против Малого Николаевского дворца, на плац-параде»), материалов («граниты, порфиры, мраморы и бронза») и довольно общим требованием, чтобы памятник служил «верным и ясным изображением личности, великих дел и событий славного царствования почившего Государя». Добавим, что к участию в состязании допускались не только российские, но и зарубежные авторы, причём необязательно из Европы. Газета «Неделя строителя» сообщала в 1882 году о проекте, представленном в российское посольство в Лондоне художником Трекарамом из Калькутты.

И всё же конкурс не дал удовлетворительных результатов. В 1883 году была сделана вторая попытка выбрать надлежащий проект путём свободной конкуренции. Кроме того, вне конкурса рассматривались предложения скульпторов М. М. Антокольского и Д. Н. Иенсена, архитектора Глезера и некоего «г. Куприянова». Монумент Александру II большинство участников конкурса предлагали соорудить в виде статуи на более или менее сложном постаменте со скульптурной декорацией.

Премированные нереализованные проекты памятника Александру II

Оригинальный проект представил известный московский зодчий А. С. Каминский. Архитектор решил включить монумент в композицию уже существовавшего здания — Малого Николаевского дворца, построенного в 1770-х годах М. Ф. Казаковым. В этом дворце 17 (29) апреля 1818 года родился будущий император Александр II. По мысли Каминского, классицистические фасады здания надлежало полностью перестроить в русском стиле, а собственно памятник разместить в угловой полуротонде. Статую императора (не бронзовую, а беломраморную) предполагалось установить внутри центрического павильона, пышно декорированного и увенчанного куполом, изображающим шапку Мономаха. На внутренней стене павильона автор хотел бы начертать полный текст Манифеста об освобождении крестьян, а в куполе — поместить живописное изображение «Появление императора Александра II среди народа на Адмиралтейской площади в день объявления освобождения крестьян 5 марта 1861 года». Таким образом, проект, представленный Каминским, был призван увековечить в равной степени личность монарха и событие, неразрывно связанное с его именем.

проект Каминского

Однако эклектичный по формам и предполагавший вторжение в ансамбль Малого Николаевского дворца замысел Каминского вызывал впечатление скорее графической фантазии, нежели проекта архитектурного сооружения. Ни он, ни более традиционные композиции других конкурсантов не убедили членов жюри. Выплатив соответствующие премии (первая досталась М. А. Чижову, вторая — А. М. Опекушину, третья — тандему М. О. Микешина и Н. И. Баринова, четвёртая — мюнхенскому скульптору А. Гессу), жюри было вынуждено признать, что ни один из проектов не годится для воплощения «как недостаточно выражавший славную, вечной памяти достойную деятельность в Бозе почившего Монарха».

Круг участников третьего конкурса, объявленного в 1887 году, был очерчен заранее. Письменные приглашения разослали академикам А. Р. фон Боку, Н. А. Лаверецкому, А. М. Опекушину, М. А. Чижову и М. М. Антокольскому, которые вне зависимости от результатов конкурса должны были получить за свои проекты по 5000 рублей серебром. Несмотря на привлечение столь маститых представителей художественного цеха, результаты на этот раз получились ещё более скромными.

Павел Васильевич Жуковский

Назначение следующего конкурса было признано совершенно бесполезным. Бесплодность творческих исканий серьёзно обеспокоила императора Александра III. Осенью 1889 года один из ближайших к нему царедворцев художник П. В. Жуковский — сын поэта В. А. Жуковского, бывшего воспитателем будущего царя-освободителя, — создал эскиз памятника, демонстрирующий знакомство автора с конкурсными проектами прежних лет, но в то же время обладающий качествами, которые не встречаются ни в одном из них.

Эскиз Жуковского

Основополагающий эстетический принцип композиции, нарисованной Жуковским, был сформулирован самим Александром III в частной беседе с художником: «Просто и священно». Для более детальной разработки проекта император посоветовал Жуковскому обратиться к видному архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Н. В. Султанову, который в итоге и стал основным автором и строителем монумента. Третьим участником творческого коллектива пригласили знаменитого своим памятником А. С. Пушкину (1880) скульптора А. М. Опекушина. Он и создал статую императора.

14 мая 1893 года в присутствии Александра III и членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки памятника"

Източник: http://www.nkj.ru/archive/arti...

Закладка памятника 1893г.

Архитектор Николай Васильевич Султанов

стремился к возрождению русского направления в архитектуре и является одним из идеологов русского стиля в зодчестве России.

[Gianese A.] Портрет Н. В. Султанова. Начало ХХ века. Холст, масло. Из частной коллекции А.Б. Черняк http://www.museum.ru/alb/image...

Он писал: «Московско-русский стиль достигает своего наибольшего … развития в XVII в. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

"Одну из отличительных особенностей отечественного зодчества Султанов видел в использовании принципа равновесия (законе баланса) разных архитектурных масс и форм. Он был убежден, что «закон баланса» универсален, характерен для всех видов древнерусского искусства... «Закон баланса» Николай Султанов постарался воплотить при проектировании новотомниковского храма, облик которого построен на сочетании разных по форме и величине объемов-многогранников, соединенных в общую пирамидальную композицию. Его элементы отсылают к образцам древнерусской архитектуры: шатровое завершение, перспективный портал, звонница, расположенная над центральным входом, рельефные детали фасадов, двухцветное каменное узорочье фризов, обрамлений окон и арок. По мнению Султанова, эти элементы, унаследованные Москвой от Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода Великого и Пскова, выражают особенность русской архитектуры.http://marina-klimkova.livejou...

Собор Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе.  Для строительства был выбран проект Н. В. Султанова

Строительство памятника Александру II на территории Кремля было делом не простым. Понадобилось решать сложные проблемы не только с сооружением фундамента, возведением конструкции, с соответствием его форм архитектурному стилю построек Кремля, но и с обезпечением должного возприятия памятника зрителем.

"Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами: Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников".- один из авторов памятника Николай Владимирович Султанов

Описание памятника:

"Памятник Царю-Освободителю в Кремле Московском поставлен на южном склоне Кремлёвского холма и обращён фасадом внутрь Кремля. Верхнею площадью он примыкает ко внешнему краю плаца, а нижнею своею лестницею выходит на площадку нижнего Кремлёвского сада, лежащего у церкви свв. Константина и Елены. Разстояние от памятника до Кремлёвской стены около 44 саж., а до Николаевского дворца около 51 саж.
Памятник имеет 17 1/3 саж. протяжения по лицевому фасаду и 16 саж. по боковому, и занимает площадь в 280 кв. саж. Таким образом, он представляет собою весьма значительные размеры, но, будучи поставлен на склоне холма, нисколько не отнимает места, столь необходимого в Кремле, во время значительных стечений народа, как напр. в Светло-Христову заутреню, при крестных ходах, чтении Высочайших манифестов и пр.
По общему своему виду памятник состоит из выступа, обрамлённого по верху с трёх сторон сквозною галлерейкою, посередине которого стоит статуя покойного Государя под высоким балдахином, или сенью, с шатровым верхом.
Выступ этот, высотою в 7 саж., имеет фасад, обработанный на подобие стен и башен Кремля и Китай-города; по двум сторонам его тянутся по склону горы боковые лестницы, которые соединяются внизу в один общий широкий сход, выходящий в нижний Кремлёвский сад. Все части выступа облицованы крайне твёрдым метлахским кирпичом и имеют архитектурные тяги из белого песчаника. Ступени же и площадки лестниц сделаны из светло-серого финляндского гранита.
Галлерея, идущая по верхнему краю выступа, имеет 43 саж. длины, 2 саж. высоты (до крыши) и 5 1/2 арш. ширины; она спроектирована вся сквозная и сооружена из белого песчаника; её арки и своды поддерживаются 144-мя колоннами. Она покрыта бронзовыми черепицами двух сортов, вызолоченными и зелёными (окисленными), которые разположены в узор. Крыша галлереи украшена отливным бронзовым коньком, вызолоченным через огонь.
В галлерейку ведут два входа, покрытые шатровыми крышами; над правым входом, на шатре помещён герб дома Романовых, грифон с мечом и щитом, а над левым входом - герб Москвы, т.е. изображение св. Георгия Победоносца. Самые входы сооружены из белого песчаника, а кровли такие же, как на галлерее; гербы - золочёные. Внутри галлерейки, по обеим сторонам её, идут скамьи из песчаника, покрытые - для удобства отдыхающих - дубовыми накладками, а своды её украшены мозаикою с узорным фоном и 33-мя портретами русских Государей, с Владимира святого до Императора Николая I.
Под карнизом галлереи, со стороны форума помещена следующая надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893-ье Великим Государём Нашим Императором Александром Александровичем и окончен при Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898-ое".
Верхняя площадь выступа возвышается на четыре ступени над уровнем плаца; обнесённая галлерейкой, она представляет собою как бы небольшой Императорский форум, на подобие форумов древнего Рима и Царьграда (см. рис.3). Площадь эта выстлана тёмно-розовым, светло-серым и тёмно-зелёным финляндским гранитом.
Разположенное тремя большими уступами подножие средней сени сооружено из тёмно-розового финляндского гранита. На нём помещается пьедестал из такого же гранита со статуей из тёмно-зелёной бронзы.
Высота статуи 7 арш. 2 верш.; изполнение её было возложено на профессора скульптуры А.М. Опекушина. Государь изображён в полной генеральской форме и в Императорской порфире, т.е. в том одеянии, в котором Он венчался на царство. Голова слегка приподнята; левая рука держит скипетр, а правая простёрта к народу, как бы в ознаменование преподанных ему милостей. На пьедестале надпись: "Императору Александру II любовью народа".
Статуя помещена под сенью, которая имеет 16 саж. высоты (от поверхности площади до вершины орла) и 4 саж. ширины; пролёт её арок равняется 7 1/2 арш. (см. рис.3). Сень сооружена из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями и увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом. В куполе сени помещена следующая краткая летопись жизни в Бозе почившего Монарха: "Родился 17 апреля 1818 года, вступил на престол 19-го февраля 1855 года. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 года."

Это описание памятника сделано его автором Николаем Васильевичем Султановым. К сожалению, памятник простоял не долго. В 1918 году статую Александра снесли, а в 1928 году памятник был демонтирован окончательно. Ломать - не строить...

О том, какие проблемы и как были разрешены в процессе строительства памятника в продолжении темы.

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • Вот ведь, никогда об этом памятнике не слышал и не читал... Спасибо.
    • Vad
    • 11 октября 2016 г. 15:37
    Благодарю за статью! О памятнике узнал из сочинений Пикуля. Памятник был спорный, современники так отзывались о памятнике: - " Безумного строителя бездарный выбран план — Царя-Освободителя поставить в кегельбан "
  • Так и не понял - а как он выглядел? Тот что в Москве.
  • Спасибо.
  • Спасибо! Интересно.+++++!!!!!!!!!