О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

18 5036

«Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. Лоуренс

Начало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии.

 В XII веке до н. э. столицей Лидийского царства стал город Сарды. Это был очень богатый город, в нем чеканились золотые и серебряные монеты, правители прославились своими богатствами (можно вспомнить царя Креза). Сарды были захвачены Персами в 546 году до н. э. Сарды были уничтожены до основания мощнейшим землетрясением в 17 году н. э., однако, были восстановлены и процветали во времена Византийского владычества. В 1402 году Сарды были уничтожены войсками Тамерлана.

Этрусками интересовался император Клавдий, написавший в двадцати книгах "Историю этрусков"  или "Тирреника" (Объёмные античные тексты делились на «книги», соответствующие современной главе. Во времена записи текстов на папирусы, одна книга соответствовала стандартному рулону папируса (6 м длины и 30—40 см высоты - Вики). В книге, написанной по гречески, был помещён и словарь этрусских слов - языка, тогда уже начавшего забываться, собранных Клавдием. Ни один из трудов Клавдия до нашего времени не сохранился. До нас дошли только цитаты из них, которые можно встретить в "Естественной истории" Плиния. Очень жаль...

Мне удалось найти несколько упоминаний об этрусках у других античных авторов. 

Так откуда появились в Италии этруски? Из Лидии?

Дионисий Галикарнасский отстаивал их коренное, италийское происхождение:

1. Dionys. Halicarn. Antiq. I, 28, p. 73 Reisk.: Ксанф же Лидиец, более чем кто бы то ни было сведущий в области древней истории, а в отношении отечественной надежный как никто из историков, не назвал нигде в своем сочинении Тиррена правителем Лидии, не знает он и колонии меонов, выведенной в Италию, и не упоминает о Тиррении как о колонизованной лидийцами, хотя помнит о других, значительных вещах. Ксанф говорит, что у Атия родились сыновья, Лид и Торэб, и оба они, поделив отцовскую власть, остались в Азии, а каждому народу, которым правили, дали название по своему имени, и заявляет следующее: «От Лида произошли лидийцы, от Торэба — торэбы». Языки же их мало различаются, и теперь еще они пользуются многими словами друг друга, подобно ионийцам и дорийцам. http://simposium.ru/node/12314

Тит Ливий считал, что пришли они откуда-то с севера.  «Отец истории» Геродот указывал на лидийское происхождение италийцев — то есть на то, что этруски — выходцы из Малой Азии (современной Турции). 

Геродот о Лидии - "прародине" этрусков.

93. При­род­ны­ми дос­то­при­ме­ча­тель­но­с­тя­ми, как дру­гие стра­ны, Лидия совсем не обла­да­ет, кро­ме, быть может, золо­то­го пес­ка, при­но­си­мо­го [тече­ни­ем] реки Тмо­ла. Есть, прав­да, в Лидии одно соору­же­ние, дале­ко пре­вос­хо­дя­щее вели­чи­ной все дру­гие (поми­мо постро­ек егип­тян и вави­ло­нян). Это — могиль­ный памят­ник Али­ат­та, отца Кре­за. Его осно­ва­ние сос­то­ит из огром­ных камен­ных плит, осталь­ная же часть памят­ни­ка — зем­ля­ной кур­ган[1]. Рыноч­ные тор­гов­цы, ремес­лен­ни­ки и девуш­ки, «зани­ма­ю­щи­е­ся сво­им ремеслом на дому», соору­ди­ли этот памят­ник. На вер­ху памят­ни­ка поме­ще­ны камен­ные пли­ты чис­лом пять, суще­с­т­ву­ю­щие и поныне, с высе­чен­ны­ми на них над­пи­ся­ми, [гла­ся­щи­ми], какая часть рабо­ты выпол­не­на каж­дым из этих раз­рядов людей. При изме­ре­нии ока­за­лось, что бо́льшая часть рабо­ты про­из­ве­де­на девуш­ка­ми. Моло­дые девуш­ки у лидий­цев все зани­ма­ют­ся раз­вра­том, зара­ба­ты­вая себе при­да­ное[2]. Дела­ют же они это, пока не вый­дут замуж, при­чем сами же выби­ра­ют себе мужа. Объ­ем кур­га­на сос­тав­ля­ет 6 ста­дий и 2 пле­ф­ра, диа­метр же 13 пле­ф­ров. К кур­га­ну при­мы­ка­ет боль­шое озе­ро, кото­рое, по сло­вам лидий­цев, нико­гда не высы­ха­ет. Назы­ва­ет­ся оно Гиге­со­вым. Тако­во это заме­ча­тель­ное соору­же­ние.

Бинтепе - турецкие пирамиды. К северу от древнего города Сарды, на обширном плато, которое носит турецкое название Бинтепе или Тысяча холмов, находятся самые большие курганы на Земле. Под гигантскими земляными насыпями спят вечным сном правители и аристократы Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и скифов, бросали вызов великой Персидской империи. http://nlonews.ru/?p=20741

94. Нра­вы и обы­чаи лидий­цев оди­на­ко­вы с эллин­ски­ми, за исклю­че­ни­ем того, что лидий­цы раз­ре­ша­ют моло­дым девуш­кам зани­мать­ся раз­вра­том [2]. Пер­вы­ми из людей они, насколь­ко мы зна­ем, ста­ли чека­нить и вве­ли в упо­треб­ле­ние золо­тую и сереб­ря­ную моне­ту и впер­вые заня­лись мелоч­ной тор­гов­лей. Сами лидий­цы утвер­жда­ют, что и игры, кото­рые ныне в ходу у них и у элли­нов, — их изоб­ре­те­ние. Лидий­цы изоб­ре­ли эти игры имен­но в то самое вре­мя, как гово­рят, когда высе­ли­лись в Тир­се­нию [2]. О себе они рас­ска­зы­ва­ют так: при царе Ати­се, сыне Мане­са, во всей Лидии нас­ту­пил силь­ный голод [от недо­ро­да хле­ба]. Сна­ча­ла лидий­цы тер­пе­ли­во пере­но­си­ли нуж­ду, а затем, когда голод начал все более и более уси­ли­вать­ся, они ста­ли искать избав­ле­ния, при­ду­мы­вая раз­ные сред­с­т­ва. Чтобы заглу­шить голод, они посту­па­ли так: один день все вре­мя зани­ма­лись игра­ми, чтобы не думать о пище, а на сле­ду­ю­щий день ели, пре­кра­щая игры. Так лидий­цы жили 18 лет. Меж­ду тем бед­с­т­вие не сти­ха­ло, а еще даже уси­ли­ва­лось. Поэто­му царь раз­де­лил весь народ на две час­ти и пове­лел бро­сить жре­бий: кому оста­вать­ся и кому поки­нуть роди­ну. Сам царь при­со­еди­нил­ся к остав­шим­ся на родине, а во гла­ве пере­се­лен­цев поста­вил сво­е­го сына по име­ни Тир­сен. Те же, кому выпал жре­бий уез­жать из сво­ей стра­ны, отпра­ви­лись к морю в Смир­ну. Там они постро­и­ли кораб­ли, погру­зи­ли на них всю необ­хо­ди­мую утварь и отплы­ли на поис­ки про­пи­та­ния и [новой] роди­ны. Мино­вав мно­го стран, пере­се­лен­цы при­бы­ли в зем­лю омбри­ков и постро­и­ли там город, где и живут до сей поры. Они пере­име­но­ва­лись, наз­вав себя по име­ни сына сво­е­го царя [Тир­се­на], кото­рый вывел их за море, тир­се­на­ми.[3] Лидий­цы же на родине были пора­бо­ще­ны пер­са­ми.http://ancientrome.ru/antlitr/...

примечания:

1 - Опи­сан­ный Геро­до­том кур­ган суще­с­т­ву­ет еще и теперь.

2 - Речь идет о так назы­ва­е­мой свя­щен­ной про­с­ти­ту­ции, свя­зан­ной с куль­том вави­лон­ской боги­ни Иштар.

3 - Здесь Геро­дот пере­да­ет древ­ней­шее изве­с­тие о пере­се­ле­нии этрус­ков в Ита­лию. Даже в эпо­ху Рим­ской рес­пуб­ли­ки, когда язык этрус­ков еще суще­с­т­во­вал, мало­азий­ское про­ис­хож­де­ние их счи­та­лось обще­при­знан­ным.

Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).

"На протяжении последних двух веков к рассказкам Геродота ученые не относились всерьез — слишком много в них приукрашенного и сюжетно-броского, явно ради красного словца. Но — удивительное дело — современная наука все чаще подтверждает именно геродотовские внешне завиральные версии. Например, археологи нашли скифские артефакты, иллюстрирующие пересказанные Геродотом мифы о женщине-змее, родоначальнице скифов. Или — всегда считалось, что рассказ о том, как царь Ксеркс приказал прорыть канал через Афонский перешеек, чтобы переправить свой флот — это эффектная сказка про превращение земли в море и наоборот. Однако данные аэрофотосъемки подтвердили, что именно в этом месте растительность зеленее, гуще — значит, под ней разрыхленная земля, которая за две с половиной тысячи лет не успела слежаться — след ксерксова канала!

Похоже, что и насчет этрусков Геродот оказался прав. На этот раз его предположения подтвердила современная генетика.

Если в какой-то местности люди живут непрерывно на протяжении многих поколений; если у этих людей к тому же такие фамилии, какие не встречаются в окрестных регионах — то есть шанс, что их прямые предки жили на этой же земле и пару тысяч лет назад. В конце концов, речь идет о какой-то сотне поколений. Генетики из Туринского университета проанализировали Y-хромосомы коренных тосканцев. Эта хромосома передается по мужской линии, строго от отца к сыну. Выяснилось, что генетическая «сигнатура» тосканцев больше похожа на аналогичные показатели турок, нежели нетосканских итальянцев. Анализ митохондриальной ДНК (которая, наоборот, передается строго по женской линии) дал сходную, хотя и более расплывчатую картину (что неудивительно: в дальний путь нередко отправлялись преимущественно мужские группы, а женщин они себе находили потом из числа местных). Наконец, сходное распределение генетических признаков было обнаружено у домашнего скота: тосканские коровы по крови ближе к малоазийским, чем к итальянским.  http://www.ezhe.ru/ib/issue849...

Про генетику смотрите здесь:

http://blogs.discovermagazine....

http://blogs.discovermagazine....

Кстати, упоминалось, что этруски по своему составу довольно "пёстрый" народ. Есть, оказывается, и упоминание о том, что вместе с этрусками в Тиррену добрались и пеласги.

Про этрусков (тирренцев) писал и Страбон - зна­ме­ни­тый гре­че­ский гео­граф (Стра­бон родил­ся око­ло 64/63 г. до н. э., был современни­ком обра­зо­ва­ния Рим­ской импе­рии и кон­ца эпо­хи элли­низ­ма)

"С рим­ля­на­ми сме­ша­лись так­же пле­мя омбри­ков, а кое-где и тир­рен­цы. Обе эти народно­с­ти перед зна­чи­тель­ным воз­вы­ше­ни­ем рим­лян вели друг с дру­гом нечто вро­де борьбы за пер­вен­с­т­во, а так как меж­ду ними была толь­ко река Тибр, то они лег­ко мог­ли пере­хо­дить друг к дру­гу. И если слу­ча­лось, что одно из этих пле­мен выс­ту­па­ло в поход про­тив тре­тье­го пле­ме­ни, то у дру­го­го пле­ме­ни воз­ни­ка­ло рев­ни­вое стрем­ле­ние так­же при­нять уча­с­тие в похо­де в ту же стра­ну. И, дей­с­т­ви­тель­но, когда тир­рен­цы одна­жды посла­ли вой­ско про­тив вар­ва­ров, жив­ших око­ло реки Пада, и одер­жа­ли побе­ду (но вскоре из-за соб­с­т­вен­ной рос­ко­ши вновь были изгна­ны), тогда дру­гие выс­ту­пи­ли в поход на тех, кто изгнал их. И затем в свою оче­редь, ведя спор за обла­да­ние эти­ми мес­та­ми, они пре­вра­ти­ли мно­го посе­ле­ний в тир­рен­ские, дру­гие — в омбрик­ские, боль­шин­с­т­во же — в омбрик­ские, так как омбри­ки были бли­же. Рим­ляне же захва­ти­ли эти посе­ле­ния и высла­ли сво­их коло­ни­с­тов во мно­гие мес­та, сохра­нив все же и потом­ков преж­них поселен­цев. Хотя в нас­то­я­щее вре­мя все они рим­ляне, но тем не менее неко­то­рые еще назы­ва­ют­ся омб­ра­ми и тир­рен­ца­ми, а так­же гене­та­ми, лигу­ра­ми и инсуб­ра­ми.

2. Рим­ляне назы­ва­ют тир­рен­цев этрус­ка­ми и тус­ка­ми. Гре­ки же, как пере­да­ют, наз­ва­ли их так по име­ни Тир­ре­на, сына Ати­са, кото­рый отпра­вил сюда посе­лен­цев из Лидии. Один из потом­ков Герак­ла и Омфа­лы, Атис, во вре­мя голо­да и недо­ро­да оста­вил Лида, одно­го из сво­их двух сыно­вей, по жре­бию при себе, а дру­го­го, Тир­ре­на, с боль­шей частью сво­их людей отпра­вил за море. По при­бы­тии в эту стра­ну он наз­вал ее по своему име­ни Тир­ре­ни­ей и осно­вал 12 горо­дов, назна­чив «устро­и­те­лем» их Тар­ко­на (по его име­ни наз­ван город Тарк­ви­нии). Он отли­чал­ся с дет­с­т­ва вели­ким разу­мом и пото­му, как рас­ска­зы­ва­ет миф, даже родил­ся седым. Нахо­дясь под вла­стью одно­го пра­ви­те­ля, тиррен­цы были сна­ча­ла весь­ма могу­ще­с­т­вен­ны­ми, но в позд­ней­шие вре­ме­на, как кажет­ся, их объ­еди­не­ние было уни­что­же­но и они под дав­ле­ни­ем сосед­них народ­но­с­тей распались на отдель­ные горо­да. Дей­с­т­ви­тель­но, они, пожа­луй, не мог­ли бы ина­че, оставив свою бла­го­сло­вен­ную зем­лю, занять­ся мор­ским раз­бо­ем, посы­лая одни пиратские шайки в одно, дру­гие — в дру­гое море. Прав­да, там, где они дей­с­т­во­ва­ли согла­со­ван­но, они не толь­ко мог­ли защи­щать себя от напа­де­ния про­тив­ни­ков, но и в свою оче­редь нападать и даже совер­шать даль­ние похо­ды. После осно­ва­ния Рима в Тир­ре­нию прибыл из Корин­фа Дема­рат3 с боль­шим чис­лом людей. Жите­ли Тарк­ви­ний при­ня­ли его, и он женил­ся на мес­т­ной жен­щине и имел от нее сына Луку­мо­на. Последний, став дру­гом Анка Мар­ция, царя рим­лян, воца­рил­ся после него под име­нем Луция Тарк­ви­ния При­с­ка. Он сам укра­сил Тир­ре­нию (а еще рань­ше его отец): отец — с помо­щью мно­го­чис­лен­ных ремес­лен­ни­ков, при­быв­ших вме­сте с ним с его роди­ны, а сын — средст­ва­ми, полу­чен­ны­ми из Рима. Утвер­жда­ют, что три­ум­фаль­ные и кон­суль­ские украше­ния и вооб­ще укра­ше­ния долж­нос­т­ных лиц были пере­не­се­ны в Рим из Тарквиний, так же как фас­ции, топо­ры, тру­бы, свя­щен­ные обря­ды, искус­ст­во гада­ния и музы­ка,  поскольку рим­ляне при­ме­ня­ют ее в государ­с­т­вен­ной жиз­ни. Сын это­го Тарквиния — вто­рой Тарк­ви­ний, Тарк­ви­ний Гор­дый, был послед­ним царем и был изгнан5. Порси­на, царь Клусия, тир­рен­ско­го горо­да, пытал­ся силой ору­жия вер­нуть ему власть, одна­ко не смог сделать это и, пре­кра­тив враж­деб­ные дей­с­т­вия, уда­лил­ся дру­гом рим­лян с поче­стью и вели­ки­ми дара­ми.

...из-за пло­до­ро­дия рав­ни­на эта все­гда была пред­ме­том борь­бы. Тир­рен­цы же осно­ва­ли там 12 горо­дов и один из них, как бы гла­ву их, наз­ва­ли Капу­ей. Но рос­кошь тир­рен­цев послу­жи­ла при­чи­ной их изне­жен­но­с­ти, поэто­му, подоб­но тому как они поте­ря­ли область вокруг Пада, им при­шлось усту­пить и эту стра­ну сам­ни­там, кото­рых вытес­ни­ли отту­да рим­ляне. Дока­за­тель­с­т­вом пло­до­ро­дия Кам­па­нии явля­ет­ся то, что здесь рас­тут прекрас­ные хле­ба, имен­но пше­ни­ца, из кото­рой изго­тов­ля­ют кру­пу луч­ше­го  каче­с­т­ва, чем любой сорт риса, и почти вся­кое муч­ное блюдо. Как пере­да­ют, неко­то­рые поля там засе­ва­ют в тече­ние года два­жды пол­бой, а тре­тий раз — про­сом, а на иных даже в четвер­тый раз сажа­ют ово­щи. Более того, отту­да же рим­ляне полу­ча­ют наи­луч­шие вина: фалерн­ское, ста­тан­ское и кален­ское; и сур­рен­тин­ское вино успеш­но сопер­ни­ча­ет с этими сор­та­ми вин, так как после недав­ней про­бы ока­за­лось, что его мож­но выдерживать. Бога­та мас­ли­на­ми и вся область око­ло Вен­аф­ра, кото­рая гра­ни­чит с равни­на­ми." http://ancientrome.ru/antlitr/...

"Конечно, считать вопрос о происхождении этрусков решенным преждевременно; нужны подтверждающие данные. Из сохранившихся источников (как было сказано, по преимуществу римских) мы знаем, что на территории нынешней Тосканы примерно за тысячу лет до нашей эры возникла самобытная и богатая цивилизация. Мы знаем, что ее первые контакты с римлянами были амбивалентными — с одной стороны, два народа относились друг к другу настороженно, с другой — взаимодействовали порой так тесно, что трудно было отличить один от другого. Так, один из первых римских царей, Тарквиний Приск (т.е. «изначальный») был законно избранным верховным правителем; и он был этруск... Вне сомнения, римская религия почерпнула очень многое у этрусков; особенно это касается всякого рода волхвования и толкования знамений, в чем этруски были большие мастера. Едва ли не до императорских времен дети из римских благородных семейств обучались в этрусских школах — предмет назывался Etrusca Disciplina и включал, по-видимому, религиоведение, право и моральный кодекс.

Набирающий силы южный сосед жил с Этрурией в относительном мире, покуда на рубеже IV и III вв. до н.э. римляне не начали постепенно расширять свое жизненное пространство на весь Апеннинский полуостров. Вот как пишет об этом Тит Ливий (X, 11—12, перевод Н. В. Брагинской под редакцией М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе):

"Консулу Титу Манлию [298 г.] выпал жребий вести войну в Этрурии. Сразу же после вступления консула во вражеские пределы, во время конных упражнений его лошадь на всем скаку упала на спину и, сброшенный наземь, он едва тут же не испустил дух; третий день после этого падения стал последним днем жизни консула. Этруски увидели здесь знамение и, толкуя о том, что боги-де начали войну на их стороне, воспрянули духом; а для Рима, потерявшего столь великого мужа в столь тревожное время, это было печальное известие. […]
Вопреки ожиданию война в Этрурии шла вяло. [В следующем году новые] консулы поделили меж собою военные области: Сципиону досталась Этрурия, Фульвию — самниты, и оба они отправились. в разные стороны каждый на свою войну. Сципион ожидал затяжной войны, похожей на прошлогоднюю, но у Волатерр путь ему преградил готовый к бою отряд. Битва продолжалась большую часть дня с немалыми для обеих сторон потерями, и когда наступила ночь, не было еще ясно, в чьих руках победа. Но наутро обнаружилось, кто победитель и кто побежденный: под покровом ночи этруски покинули лагерь. Римляне, построенные для битвы, видя, что противник ушел, уступив им победу, двинулись к лагерю и заняли его — без людей, зато с богатой добычею: он ведь не только служил этрускам долговременной стоянкой, но и покинут был в спешке. После этого Сципион отвел войска в земли фалисков и, оставив в Фалериях обоз с небольшой охраною, отправился налегке с отрядом воинов грабить вражеские владения. Мечом и огнем истребляется все вокруг, и со всех сторон римляне везут добычу. После себя они оставляют врагу не только опустошенные поля, но и пепелища крепостей и поселений, только от осады городов, куда страх согнал этрусков, они воздержались."

Этрусские города Тосканы были объединены в так называемую «Этрусскую лигу», в которую входило двенадцать городов... Среди них была и Вольтерра, упомянутая под своим латинским именем в пассаже у Ливия.

По-этрусски город назывался Фелатри, и в лиге он был одним из самых богатых благодаря местным недрам, где добывали железо, медь и олово. Крепостная стена длиной более семи километров надежно охраняла город, а владения его раскинулись почти от края до края Этрурии. Куски стены стоят по сей день, в том числе Порто аль Арко — крепостные ворота, сложенные из квадратных глыб. Их украшают три головы, которые стихия и время не пощадили. Что они символизируют — неизвестно: может быть, головы поверженных врагов, а может быть, этрусскую «троицу» — богов Тинию, Уни и Менрву.

Фрагменты крепостных стен, большинство из которых датируются 4 в. до н.э. тоже стоят до сих пор... Древнеримская архитектура тоже представлена, в частности, неплохо сохранившийся амфитеатр I в. до н.э., раскопанный полвека назад. Но любителям этрусских древностей — прямая дорога в музей Гварначчи.

Музей Гварначчи в Вольтерре

Этрусский музей Вольтерры — один из старейших публичных музеев Европы. В 1761 году местный аббат благородного происхождения, монсиньор Марио Гварначчи завещал городу свою коллекцию этрусских и прочих древностей... Посетитель может познакомиться там с лучшей в мире коллекцией этрусских похоронных урн, а это — едва ли не главный известный нам элемент изобразительной культуры загадочного народа. Этруски верили (ко всем фразам следует прибавлять «исследователи предполагают»), что умершие становятся бессмертными и приобщаются к пиру богов. Поэтому урны, в которые этруски помещали прах умерших, часто украшены сверху фигурами возлежащих на пиру людей, а по бокам — мифологическими и бытовыми сценами. 

Урны делали из местного алебастра; в одном из залов музея воссоздана мастерская по обработке камня — в сущности, очень похожая на те, что и сейчас существуют в окрестностях Вольтерры. Утварь, оружие, шлемы, узорные фляги для воды из кованого металла — все это можно найти в почти сорока залах музея Гварначчи. Но, наверное, самый известный его экспонат — это маленькая бронзовая статуэтка III в. до н.э., изображающая причудливо вытянутого в длину голого мальчика. Говорят, что поэт Габриэле д'Аннунцио назвал ее Ombra della Sera — «вечерняя тень». Но даже если поэт тут ни при чем, броское имя прижилось, и местная сувенирная промышленность предлагает «Тень» во всех видах, в том числе дорогие копии, якобы выполненные по аутентичной этрусской технологии.

Източник: http://www.ezhe.ru/ib/issue849...

(продолжение следует)

Этруски озадачили пирамидами

Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

Римляне - достойные ученики этрусков

 Этрусская архитектура

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Как всегда великолепно. Но Геродоту я бы все равно не спешил верить. P.S. Предлагаю переиначить поговорку "Два солдата из стройбата заменяют экскаватор" на "Две девушки, «зани­ма­ю­щи­еся сво­им ремеслом на дому» заменяют автопарк" - такую горочку насыпали...
  • Прекрасная, как и всегда, статья... Чем больше читаю об этрусках, тем сильнее чувствую в себе их корни.))) Особенно, когда речь идет о сортах этрусских вин - я сегодня, как раз, освободил одну бочку, разлив вино в бутыли, для подарков друзьям на Н.Г.
  • Большое спасибо за подборку! Чувствуется, что эта спорная тема и вас захватила)