• РЕГИСТРАЦИЯ

ЗАБЫТЬ ГАНДИ. Помнит ли Индия наследие своего махатмы

6 13778

Зимой 2019 года конфликт Индии и Пакистана, тлевший долгие годы и, по сути, начавшийся с момента провозглашения независимости обеими этими странами в 1947 году, вспыхнул с новой силой. Эскалация военного противостояния вновь привлекла внимание всего мира к этому региону и заставила задуматься об истоках происходящего. По странному стечению обстоятельств нынешние события почти совпали с очередной, 71-й годовщиной одного из самых громких политических убийств XX века, унесшего жизнь человека, считавшего, что народы нынешней Индии и Пакистана не должны жить во вражде и делавшего всё для того, чтобы эту вражду изжить. Человека, по сути, являющегося отцом их свободы от британского владычества — махатмы Ганди. Семь десятилетий спустя вражда, зарождение которой он наблюдал, которую он считал большой бедой и, пытаясь остановить которую, он погиб, до сих пор продолжается. И выводов из его слов не сделано по сей день.

Но насколько в современной Индии помнят его наследие? Идёт ли индийское государство по пути того, кто его создал? Ответ на эти, во многом, не только политические и культурные, но и метафизические вопросы может дать понимание того, что происходит в регионе в целом, а так же дать понимание перспектив и путей его дальнейшего развития во многих направлениях, включая военное.

Следы на дороге

Место убийства этого человека превращено в мемориал. Следы его последних шагов, отлитые из бетона и усыпанные лепестками цветов, ведут из белого колониального особняка к тому месту, где он сделал последний вдох.

В погожий зимний день 30 января 1948 года Мохандас Карамчанд Ганди, которого ещё при жизни вся Индия именовала почётным титулом "махатма” (“великая душа”), медленно шел через широкий газон в Нью-Дели, столице Индии, опираясь на плечи двух молодых женщин, помогавших ему идти. Человек по имени Натхурам Годзе, член радикальной индуистской организации «Хинду Махасабха», который должен был стать его убийцей, приветствовал его, встав на колени перед Ганди и коснувшись его ног. После чего он три раза выстрелил 78-летнему старику в грудь.

Территория, где Ганди упал на землю, и особняк, где он провел свои последние дни, были превращены в музей-памятник его великой жизни и его насильственной смерти. Музей, у которого нет ни охраны, ни билетных касс. Каждый может войти внутрь свободно — именно так, как, наверняка, понравилось бы самому махатме.

Мемориальный музей «Ганди Смрити», пожалуй, лучшее место в Индии, в котором можно прикоснуться к памяти одного из величайших людей XX века — того, о ком без всякого преувеличения можно сказать, что он изменил мир. Из этого дома в индийской столице наследие махатмы кажется незыблемым, как величественный древний храм. Но так ли это на самом деле?

Да, спустя семьдесят один год после его убийства политическое и моральное влияние Ганди по-прежнему огромно, и его авторитет непоколебим. Мало кому ещё в истории удавалось столькое изменить, используя при этом только моральную мощь — при помощи одного лишь ненасильственного сопротивления, он смог освободить Индию от британского владычества. По сути, вырвать её из когтей империи, над которой «никогда не заходило солнце», не пролив ни одной капли крови. Его жизнь по сей день восхищает многих, как пример того, что может быть достигнуто мирным протестом; его пример вдохновил бесчисленное множество других людей разных культур, религий и стран; его последователями в разное время называли себя Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела. В XXI веке авторитет Ганди по-прежнему непререкаем в большинстве стран мира. Барак Обама как-то сказал что именно его пригласил бы в качестве гостя на ужин своей мечты. Мир его помнит, но помнит ли Индия?

Маргинальный махатма

В современной Индии имя махатмы Ганди уже не внушает такого благоговения, как раньше, и уже далеко не столь актуально с политической точки зрения. Со временем он, кажется, перестаёт идти в ногу с эпохой и его наследие становится всё меньше созвучно с преобладающими тенденциями в индийской политике, хотя сами индийские политики по-прежнему регулярно эксплуатируют его образ, его память и ностальгию по нему.

Я боюсь, что Ганди, на сегодня, уже стал маргинален", - говорит Пратап Б. Мехта, политолог и учёный, так же являющийся проректором университета Ашоки и бывшим президентом центра политических исследований в Нью-Дели. “В современной Индии две доминирующие силы, по сути, ненавидят его” - добавляет он.

Сказанное звучит удивительно. Но только на первый взгляд и только со стороны.

Среди индуистских националистов, являющихся главной электоральной базой нынешней правящей «Бхаратия Джаната Парти» (भारतीय जनता पार्टी), Ганди рассматривается как слабый и избегавший решительных действий политик. Сторонники идей индуистской национально-религиозной исключительности все ещё не могут ему простить того, что он выражал сочувствие мусульманскому меньшинству. Что, по их мнению, позволило Пакистану отделиться от Индии. И это не смотря на то, что махатма был категорически против разделения Индостана на две части, говоря, что это приведёт к войне, которой не будет конца.

Некоторые индуистские националисты даже построили статуи убийцы Ганди, Натхурама Годзе. И в этом нет ничего удивительного, ведь та самая правящая партия «Би.Джи.Пи.»– прямая наследница той организации, членом которой являлся убийца Ганди. Более того, когда-то к ней был довольно близок и нынешний премьер-министр Нарендра Моди, равно как и многие его политические союзники. Так стоит ли удивляться тому, что некоторые радикальные сторонники политического индуизма (более известного, как доктрина «Хиндутва») говорят, что истинный герой Индии — Годзе, а не Ганди.

Ганди также не в фаворе у далитов — представителей касты «неприкасаемых», находившихся на дне индуистского общества на протяжении веков, но в настоящее время обладающих значительным политическим влиянием, так как их численность в Индии превышает 200 миллионов человек. Они, в свою очередь, считают Ганди лицемером, эксплуатировавшим тему прав неприкасаемых. Что ж, в этом вопросе действительно всё очень непросто.

С одной стороны Ганди со всей страстью боролся за права бедных, включая далитов, как самых обездоленных и бесправных. Он выступал против всех форм чудовищной эксплуатации, свойственной традиционному индийскому обществу, и сам вёл жизнь брахмачарья - строгого индуистского аскета, принявшего обет безбрачия, носил простую белую набедренную повязку и крайне умеренно принимал пищу. Знавший об этом Барак Обама, после того, как выбрал Ганди в качестве идеального приглашённого на ужин своей мечты, пошутил: “Это, вероятно, был бы очень короткий ужин”. Частью экспозиции музея «Ганди Смрити» является его комната на первом этаже, куда можно зайти и посмотреть на его личные вещи: очки, ложку, карманные часы и пемзу для водных процедур. Это всё имущество, которое от него осталось.

С другой стороны, Ганди, при этом, мирскими удобствами отнюдь не пренебрегал, ведь сама эта комната находится в роскошном особняке, построенном в 1928 году для Гханшьяма-Даса Бирлы, одного из крупнейших промышленников Индии, сделавшего состояние на производстве джутового волокна – никак не меньшего эксплуататора, чем британские колонизаторы. Но Ганди это не смущало, более того, как представитель высшей касты он был близок ко многим богатейшим капиталистам Индии. И каждый раз, посещая Нью-Дели, он останавливался в этом особняке, окружённом роскошным садом с манговыми деревьями и певчими птицами.

Именно эта близость к индийской элите является одной из причин, по которой далиты и те, кто относит себя к крайне левым, столь жёстко оценивают Ганди, которого они обвиняют в двуличности и в том, что он сделал слишком мало для демонтажа жестокой кастовой системы Индии. Не смотря на то, что он жёстко и последовательно выступал за права низших каст, критики обвиняют его в том, что саму систему варн Ганди не подвергал сомнению. По крайней мере, в той степени, которую они полагают необходимой и достаточной.

Как ни странно, и те, и другие предъявляют Ганди, по сути, одни и те же обвинения, сводящиеся к недостаточному радикализму. Разница лишь в том, что для одних недостаточным был правый радикализм, а для других — левый.

Но так или иначе, не смотря на весь их политический антагонизм по отношению друг к другу, представителей этих полярных взглядов объединяет, быть может, только одно желание — забыть Ганди.

Три четверти века спустя

Почти через три четверти века после того, как Ганди привёл Индию к независимости, низшие касты по-прежнему открыто и откровенно подвергаются социальной, экономической и политической дискриминации. Совсем недавно человека из низшей касты заживо скальпировали просто за то, что он попросил свою законную зарплату. Смешанные браки между представителями разных каст до сих пор считаются чем-то немыслимым, а попытки их заключения, нередко, оборачиваются настоящими драмами с кровавым финалом. И это лишь малая часть того, что мечтал изжить великий махатма, но что не изжито по сею пору. Так что в этом смысле те идеалы, за которые боролся Ганди, не достигнуты до сих пор.

Несмотря на это, индийские политики регулярно пытаются превзойти друг друга в демонстрации своей приверженности к идеям махатмы. Особенно часто это происходит тогда, когда дело касается политиков от партии, с которой имя Ганди ассоциируется наиболее стойко.

Конечно же речь и дёт о, некогда, много лет правившей страной, а ныне крупнейшей оппозиционной партии — Индийском Национальном Конгрессе. Некогда Ганди помог превратить эту партию из элитного дискуссионного клуба в ведущую национальную силу, провозгласившую независимость. Политики и активисты из ИНК часто помещают портрет Ганди на свои знамена. Особенно тогда, когда они проводят голодовки, по примерку самого Ганди.

Правительство Моди также иногда пытается использовать образ Ганди, несмотря на его неприязнь к индуистским национал-радикалам. Сегодня трудно пройти через практически любую индийскую деревню, не увидев изображённых на стене черных проволочных очков (узнаваемого всеми символа Ганди), как эмблемы одной из крупнейших социальных программ правительства Моди — кампании "Свачх Бхарат" (”Чистая Индия”). В рамках этой программы ставится очень амбициозная цель привить населению страны основы современной гигиены и приучить к чистоте на улицах. Давая старт этому проекту, сам премьер-министр Моди убирал улицу в столице. В результате реализации программы, по подсчетам правительства, к примеру, было построено почти 100 миллионов новых общественных туалетов.

Но понятно, что всё это — лишь внешние проявления, уже давно превратившиеся в некий ритуал, за которым вряд ли стоят искренние убеждения тех, кто его совершает. Даже не смотря на то, что сам этот ритуал, зачастую, характеризуется красочностью и размахом.

Образ, не оставляющий равнодушным

День рождения Ганди, 2 октября (в этом году будет отмечаться его 150-летний юбилей) остается одним из главных национальных праздников Индии. Образ Ганди является одним из центральных, демонстрируемых на параде ко Дню Республики, ежегодно проводимому в столице Индии 26 января — как правило в ходе мероприятия по центральному проспекту города везут его гигантскую статую.

Этот странный политический танец с наследием Ганди, когда оно то приближается, то отталкивается, не удивляет одного из его самых известных биографов — индийского историка и писателя Рамачандру Гуху.

«Ганди — как Черчилль, Наполеон, Мао или Линкольн. Как любая великая фигура мировой истории» - говорит Гуха. «Его образ могут порицать или восхвалять. Но его наследие всегда будет обсуждаться. И никогда не будет вызывать равнодушия».

Здесь с ним трудно не согласиться. Потому, что обсуждения вокруг Ганди, порой, действительно приобретают экстремальный характер. Примером одной из подобных новейших дискуссий является вопрос о том, был ли Ганди расистом. В декабре прошлого года статуя Ганди даже была убрана с территории университета в Гане после того, как студенты и профессора пожаловались на то, что, работая в Южной Африке в конце XIX и начале XX века, Ганди, якобы, проявил пренебрежение к чёрным. Является ли это правдой — трудно сказать. Но даже если и так, то совершенно очевидно, что Ганди, в последствии, изменил свои взгляды.

Но на вопрос о том, какая из множества политических партий Индии может действительно всерьёз претендовать на то, чтобы быть идеологическими наследниками Ганди, Рамачандра Гуха даёт ответ, не оставляющий сомнений: «Ни одна из них не имеет ни малейших оснований претендовать на его моральное наследие». И в качестве причин своей категоричности он называет впечатляющую коррупцию, засилье «политических династий» и не изжитое по сей день религиозное разделение общества, вполне устраивающее представителей нынешней политической системы.

Единственные истинные хранители наследия Ганди, по его словам, находятся вне правительства. В качестве таковых он перечисляет экологические группы, а так же комитеты по защите прав сельского населения страны и группы борющиеся за прекращение религиозной розни в Индии.

Что ж, похоже, великий махатма, не смотря на всю ритуальную позолоту и политическое официозное почитание его памяти, до сих пор остался всё тем же «маргиналом», которым его считали когда-то очень давно. Ещё до того, как он освободил Индию и изменил мир.

Тот, о ком думают

В мемориальном музее «Ганди Смрити» гиды носят грубые домотканые жилеты. Очень характерный гандийский штрих, тоже понятный в Индии каждому – покойный махатма продвигал домотканую ткань, известную как «кхади», в качестве альтернативы британскому импорту.

При входе на территорию мемориала с шумных улиц Нью-Дели, которые его окружают, сразу же возникает ощущение спокойствия, гармонии, островка тишины в городской зоне с населением более 20 миллионов человек.

Мемориал является одновременно будоражащим и успокаивающим, преследующим и мирным. Как будто над ним до сих пор витает аура человека, которому этот музей посвящён.

А, быть может, конечно, причина такой умиротворяющей тишины заключается в том, что мемориал уже просто не привлекает большого количества посетителей, поскольку важность и актуальность Ганди для современных индийцев становится всё меньше. И молчаливый бойкот наследия махатмы со стороны властной элиты тоже даёт свои плоды.

Но некоторые все же приходят. И их не мало.

Конечно же, махатма Ганди — не тот, о ком простые индийцы говорят в повседневных беседах друг с другом.

Но он тот, о ком они думают.


(с) Павел Раста.


Текст на сайте газеты "Завтра": http://zavtra.ru/blogs/zabit_g...

Deus vult

Единая методичка о "конституционном перевороте Путина"
  • sntdpni
  • 19 января 16:59
  • В топе

Ну, вот, период деморализации, разброда, шатаний и полного замешательства в рядах "людей с прекрасными лицами" счастливо завершился! Единая методичка доведена до всех-всех-всех борцов з...

Мы наш, мы новый мир построим

Как одно мгновение прошли все новогодние праздники от встречи Нового года до Крещения, но в тоже время - от поедания тазика салата оливье под взрывы фейерверков до купания в проруби - п...

СРАЖЕНИЕ ЗА ПАУЛУ, или Как русский танк Т-90 одержал победу над американским Абрамсом

✔ Уважаемые читатели! Создавая в прошлом году журнал «Чайный домик», мы ставили целью и обещали друг другу всемерно сохранять и преумножать наследие ушедшего от нас, всеми любимого Зелё...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Размышления об улице Бандеры

    Не покривлю душой, если скажу, что каким-либо образом высказываться по поводу минувшего новогоднего обращения г-на Зеленского у меня не было ни малейшего желания. Да и сейчас, спустя без малого двадцать дней оно не особо есть. Сказать по чести, в лицемерии я уже давно не нахожу ничего нового или оригинального. Однако после того, как очередной «российский ютьюбер» прив...
    143

    НАТО: Смерть мозга

    Состоится ли реформа Макрона?На фоне продолжающего набирать обороты процесса Brexit всё более очевидным становится кризис очень многих европейских институтов: начиная от нуждающейся в реформировании системы европейской власти и заканчивая структурами куда более широкими, имеющими общемировой характер. Одной из таких структур является международный блок, на протяж...
    357

    BREXIT: Новые друзья Бориса Джонсона

    Несмотря на сокрушительную победу на британских выборах, получивший убедительную поддержку внутри страны премьер-министр Борис Джонсон прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что на внешнем фронте у него лично и у его «правительства Brexit» всё складывается отнюдь не так хорошо. И, на данный момент, на старом европейском континенте союзников у него практически нет. По край...
    199

    Невидимая рука свободы слова

    Знаете, что в современном мире лично мне, порой, бывает понять труднее всего? Где именно у некоторых фанатизм перерастает в лицемерие. Причём, лицемерие абсолютно циничное и абсолютно омерзительное. Вот взять, хотя бы, известную фразу о «невидимой руке рынка», которая сама всё решит. В конце 80-х – начале 90-х данной фразой населению вывшего Союза натуральным образом ...
    546

    Платить и каяться

    У всего в мире есть своя цена. В том числе и у слов. И не важно, где они сказаны — в подворотне или на высокой трибуне. Эту цену в любом случае придётся платить. Пусть даже и не сразу. И уж если ты год за годом что-то говоришь, то довольно странно удивляться и, тем более, обижаться на то, что в итоге с тобой начинают соглашаться. И более того — начинают делать оргвыво...
    676

    Дворня

    За пару дней до Нового Года, после очередного поста в одной из соцсетей, в комментариях у меня поинтересовались, мол, может быть имеет смысл хотя бы на праздники абстрагироваться «от наших баранов»? И я, в общем-то, согласился с такой постановкой вопроса. Более того — искренне постарался так и сделать. Но, увы. Некоторые аспекты нашего бытия догоняют даже в новогоднюю...
    261

    Латинская Америка: территория свободной охоты

    Известно, что ни одна экономическая или политическая система не может расширяться вечно. Особенно очевидным это стало в период широкомасштабного кризиса современного капитализма. В котором глобальные игроки неизбежно приходят в столкновение друг с другом в поисках путей для подобного расширения. Зонами таких столкновений интересов становятся целые регионы планеты, одн...
    550

    Дежавю в небе Ирана

    Дежавю — довольно модное слово на протяжении нескольких минувших десятилетий. Впервые наша страна его услышала в одноимённой польской комедии 1989 года. Но ассоциируется оно не с ней, а с фильмом «Матрица». Где возникновение эффекта «дежавю» связывалось с неким программным сбоем в матрице в момент её мягкой перезагрузки. И, обычно, появление данного эффекта не предвещ...
    6342

    Белоруссия: Кому нужен этот торг?

    Кто-то из видных западных политиков прошлого (кажется, это был Черчилль) как-то раз сравнил политическую жизнь нашей страны с битвой бульдогов под ковром – проигравшего в ней всегда выбрасывают на поверхность. Разумеется, сейчас касается это не только России, но и стран, образовавшихся после распада Красной Империи четверть века назад. Которые всё равно пронизаны наши...
    619

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ГАНУС. Вопрос лояльности

    Почти 12 лет назад посмотрел я один весьма интересный документальный фильм, снятый, как ни странно, отцом Тихоном Шевкуновым — человеком, который у меня никак не ассоциировался с любым кинематографом, хоть документальным, хоть художественным. И тем не менее, фильм получился действительно довольно неплохим. Темой его было падение Византии. О чём лично я, на тот момент,...
    968

    Иран: если падёт исламская республика

    Этот текст был написан ещё до убийства генерала Сулеймани. И так уж получилось, что вышел он в день его гибели. Что ж, бывают и такие совпадения. Или не совпадения - кто знает... Но произошедшее многократно умножает его актуальность. Итак, какие процессы могут подстегнуть американцы своим актом государственного терроризма?После недавней вспышки политического насилия в...
    2052

    Эффективные менеджеры

    Порой можно поразиться и даже восхититься тем, до какой степени полярные эмоции может вызвать одно и то же событие. И до какой степени разделить оно может. Как сторонники разных точек зрения на него бьются друг с другом в каком-то полурелигиозном экстазе, устраивая яростные баталии и посыпая проклятиями тех, кто не разделяет их точку зрения. А истина, нередко, бывает ...
    1549

    Пожиратели кактусов

    Несколько веков назад, когда медицина в её современном виде только просыпалась ото сна тёмных веков, великого средневекового врача Теофраста фон Гогенгейма, вошедшего в историю как Парацельс, спросили, правда ли, что в своих лекарствах он использует вещества, известные всем, как яды. На что Парацельс высказался в том смысле, что любое вещество является ядом, всё завис...
    1039

    Горизонт событий: Украина после Зеленского

    Есть такой замечательный термин в астрофизике – «горизонт событий». Точное его научное определение звучит слишком сложно, но если в двух словах, то это некая абстрактная черта, за которой реальность радикально меняет свои свойства. Чаще всего этот термин применяется для обозначения границы чёрной дыры. И в этом случае основная его характеристика весьма конкретна и бол...
    1834

    Шакалята

    Не так давно состоялся у меня весьма занимательный разговор с представителем одной из европейских стран. Не важно, какой именно. Потому, что вопрос, который он мне задал, вполне мог исходить от уроженца каждой из них. По крайней мере, в том, что касается Западной Европы. Так вот человек этот поинтересовался: почему в современной РФ отсутствует система выращивания кадр...
    2778

    Незакрытые глаза

    Психологическая компенсация — очень важная и нужная вещь в жизни. А радоваться там, где не так уж и много поводов для радости — это и вовсе бесценно. Есть, правда, один тонкий момент в данном безусловно позитивном явлении: в нём очень легко слишком далеко зайти. Куда дальше, чем это было бы допустимо. Особенно угроза подобного велика в тех случаях, когда речь идёт о м...
    1250

    Спасибо, WADA

    Я никогда не был особым сторонником известной формулы «чем хуже — тем лучше». Не вызывала она никогда у меня симпатий. Впрочем, и антипатий тоже. Как минимум, потому, что слыша её я всегда задавался вопросом: кому именно хуже? И это всегда ключевой вопрос. От ответа на который и должен был зависеть общий вывод. Однако ж даже с учётом этого, руководствоваться таким при...
    2202

    Тёмные века

    На днях, слушая для общего развития одну историческую лекцию, нисколько не относящуюся к нашей нынешней повседневности, я был буквально поражён одной информацией, озвученной тем, кто её читал. Знаете ли вы, друзья мои, как изменилось количество кораблей, бороздивших Средиземноморье в I и X веках от Рождества Христова? Если точно не знаете – не пытайтесь угадать. Потом...
    2686

    Мадагаскар: рука Москвы на острове невезения

    Одним из самых популярных трендов в современной западной политике является тема российского вмешательства в политические процессы других стран. Причём, тема эта куда шире, чем даже может показаться, и включает в себя очень много информационных поводов. От больших и известных всем: таких, как обвинения России во вмешательстве в президентские выборы в США и тайной подде...
    1049

    Европа: Проклятие мегаполисов

    Нередко, наблюдая за теми или иными явлениями, мало кто задумывается, что у них может быть и оборотная сторона. Особенно часто такое происходит в тех случаях, когда речь идёт о чём-то ярком и парадном, имеющем богатый и процветающий фасад.Аналогичным образом, глядя на бурный рост европейских мегаполисов, практически никто не задаётся вопросом — а за счёт чего он проис...
    1648
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика