Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Важная примета кончины монашества — повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахом нет житья в монастырях от монахов-актеров...»
«Монах Авель, предсказывавший взятие Москвы французами, говорит, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат».
Старец Варнава Гефсиманский (t 1906): «Преследования против Веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты»
Св. прав. Иоанн Кронштадтский (t 1908): «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, — ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели — антихрист... А теперь исчезла правда, и повсюду неправда и в печати и в жизни... Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам...»
По воспоминаниям И. К. Сурского (1938): «Незадолго до блаженной кончины о. Иоанна он часто любил служить обедню в подворье Леушинского монастыря, что на Бассейной улице в Петербурге. Мы с женою постоянно посещали эти службы и многократно отец Иоанн в проповедях своих грозно пророчествовал и громогласно взывал: «Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете!» Он не говорил, а кричал, подымая руки кверху. Впечатление было потрясающее, ужас овладевал присутствовавшими и в храме раздавались плач и рыдания. Мы с женой недоумевали, что же это будет: война, землетрясение, наводнение? Однако, по силе слов пророка, мы понимали, что будет что-то много ужаснее и высказывали предположение, что ось земная перевернется. Игуменья же Таисия, 80-летняя старица, спросила отца Иоанна: «Когда же, батюшка, это время будет?» О. Иоанн ответил: «Мы с тобою, матушка, не доживем, а вот они — указал он рукою на монахинь, — доживут». Теперь все, конечно, хорошо понимают, про какое время говорил о. Иоанн».
В других воспоминаниях читаем: «Оказывается, что о. Иоанн за много лет до мировой войны совершенно точно занес в свой дневник и участников войны и ее исход. Военные неудачи царской России и связанную с ними революцию о. Иоанн также предсказал. Он указал на продолжительность господства революционной идеи, на безчисленные жертвы революции, на потоки крови, на горе и на несчастия всего населения. Освобождение России от красного ига о. Иоанн предсказал с «востока». Этот дневник, хранившийся тогда в Иоанновском монастыре, был оригинальный экземпляр, писанный рукою самого о. Иоанна. Посторонним лицам дневник этот не показывался, потому о предсказаниях, отмеченных в дневнике, в литературе об о. Иоанне Кронштадтском не упоминается. Дальнейшая судьба сего замечательного дневника неизвестна» ".
Преподобный Амвросий Оптинский: «Насколько Оптина Пустынь прославилась, настолько же впоследствии обезславится!»
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, t 1 апреля 1913) Оптинский — своему ученику, будущему иеромонаху Никону (Беляеву, f 25 июня 1931): «Монастыри будут в великом гонении и притеснении... Придет время, когда в Оптиной будет тяжело... Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках... Пожалуй, и вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним... Мы-то уже уйдем, а вы будете участником и современником всех этих ужасов... До ужасных времен доживете вы... Помяните мое слово, что увидите вы «день лют»...»
Иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов, t 30 июля 1922) Оптинский в феврале 1917 г.: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уже корабля того нет, разбит, погиб, погибло все!»
Иеромонах Нектарий (Тихонов, t 29 апреля 1928) Оптинский (1909): «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот, когда запечатают старческие хибарки, повесят замки на их двери, ну, тогда... всего ожидать будет можно, а теперь «не у прииде время»
Немногие из предреволюционной братии Оптиной Пустыни понимали юродство о. Нектария, знавшего, по его признанию, еще в 1913 г. и о гонениях на Церковь, и о судьбе Оптиной: то он ходил полуодетый, обутый на одну ногу, то, собрав в келлии обломки стекол и камешки, заявлял: «Это мой музей»... Все сбылось: и нищенская одежда у насельников, и музей.
Между февралем и октябрем 1917 г.: «Вот, теперь, я скажу, что скоро будет духовный книжный голод. Не достанешь духовной книги. <...> Наступает время молитв. Во время работы говори Иисусову молитву. Сначала губами, потом умом, а наконец она сама перейдет в сердце ...»
«Летом (1923 г. — Сост.) Дедушка (о. Нектарий — Сост.) говорил, что церкви на время откроют, но через 5 лет все церкви закроют. Первое сбылось у нас, так, что мы наслаждаемся чудным церковным пением»
Иеромонах Оптиной Пустыни о. С. (3 июля 1909): «Пишут мне со старого Афона: наступают скоро 1913-1920 годы. В эти годы произойдут грозные и небывалые доселе на земле события, когда сами стихии изменятся и законы времени поколеблятся. Поистине люди придут в такое дерзкое безумие против Создателя своего и Бога, что время не выдержит и побежит: день будет вращаться, как час, неделя, как день и годы, как месяцы, ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напрягаться и спешить, чтобы скорее окончить прореченное Богом число для восьмого числа веков. Наступило время сына погибели антихриста»
Блаженный Николай (Ивансон) из Лавры предсказывал (1907), что «Царя не будет и что Сергиева Лавра будет закрыта и всех монахов разгонят и будут они жить по частным квартирам»
Иеромонах Аристоклий Афонский (в передаче матушки Варвары (Цветковой) 6.3.1917): «Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше. Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: "Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость"»
М. А. Новоселов, духовный писатель (11.9.1923): «<...> И я думаю, что христианам не к лицу эти страстные порывы негодования, возмущения, тем более — ненависти к тем, кому дана власть попирать «Святую Русь». Религиозная вера обязывает и внутренне требует осмыслить данное явление, найти духовное объяснение ему и относиться к нему под углом усмотренного смысла <...> Бог отнимает у нас то, от чего мы сами отказались и все больше отказываемся, — вот разгадка тяготящих нас эти годы событий и ответ на связанные с ними недоуменные вопросы. <...>
Из писем свят. Игнатия (Брянчанинова) (1840-е — 1860-е): «К положению Церкви должно мирствовать (т. е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию), хотя вместе должно и понимать его. Это — попущение свыше... Старец Иоанн говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись».
«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
«Постоянное благоговение перед судьбами Божиими необходимо для правильного духовного жительства. В это благоговение и покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершившееся совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, т. е. все совершающееся совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека».
«Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл Всемогущего Бога, — и все совершающееся совершается или по воле, или попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Бога, чтобы Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения» (свят. Игнатий — Сост.).
(2.12.1923) : <...> Кратко выразить главные мысли автора (свят. Игнатия—Сост.) можно, мне думается, так:
1. Совершается всеобщее отступление от христианства.
2. Вместе с охлаждением к вере и с усилением безнравственности народа оскудевает монашество, являющееся барометром по отношению ко всему христианскому обществу.
3. С внутренним оскудением и падением монашества неизбежны удары по монастырям извне.
4. Та же участь должна постигнуть и Церковь, то церковное общество, которое внутренне отпало от Церкви — Тела Христова.
5. Эти испытания, связанные с религиозно-нравственным падением христианского общества (духовенства, монашества и мирян) промыслительно попущены Богом.
6. Усиливающееся отступление подготовляет путь антихристу.
7. Десницею Божиею сохраняется «остаток» верных, ради коего отсрочиваются и умягчаются небесные кары.
8. Все совершающееся идет по Писанию и оправдывает Писание.
9. Все совершающееся, как выявление воли и попущения Божия, должно быть принимаемо нами с покорностью и благоговением.
10. Остаток верных «да внимает себе» и, храня благодатию Божией верность Православной Церкви, да усвояется Христу—Источнику вечной жизни».
Итак, не кручиньтесь, друзья мои, при виде потрясений, которые переживает наша церковь; они необходимы для уврачевания церковного тела, изъязвленного язвами многими и застарелыми. Истинно не кручиньтесь, а лучше подивитесь великой мудрости Божией, претворяющей действие «тайны беззакония» в преуспеяние «тайны благочестия»; ибо в то время, как враги Церкви Божией дышат сатанинской ненавистью к ней и употребляют все усилия, чтобы истребить на земле память о Невесте Христовой, последняя, стряхивая с Себя многообразную нечистоту, прилипшую к одежде Ее, начинает являть все более проясняющийся светлый лик Свой. Таинственно руками нечестивых Господь творит святую и благодеющую волю Свою, омывая исповедническою и мученическою кровию Свою Невесту!»
1-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2879761
2-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2879866
3-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2879925
4-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2879933
5-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2879939
6-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2891599
7-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2891762
8-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2891778
9-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2895860
10-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2899451
11-я часть: https://cont.ws/@elenavr/2899473
12-я часть: https://cont.ws/addpost/2904041
Оценили 4 человека
8 кармы