«Неуловимые мстители» - это для тех, кто постарше. Для моего поколения «Кортик» стал более или менее «культовым» фильмом и «Бронзовая птица». Росли и на этом, да.
В «Кортике» нет водевильного юмора, кривляния Бубы Касторского, и сто раз повторяемых шуток, вроде этих «мертвых с косами». Нет, эстетика «Неуловимых…» мне тоже очень нравится, а уж музыка и отдельные песни... А какая там замечательная Чурикова, хотя она везде – замечательная! И не могу понять, как позволили вложить тогда такую прекрасную песню про «русское поле» в уста белого офицера? Куда цензура смотрела? Такое человеческое лицо и боль... В «Кортике» белогвардейцы показаны пугающими, страшными, бандитами.
Да, нас растили в определенной идеологии, и делали это грамотно, снимая, в том числе, и очень хорошие фильмы. Но мы были уверены в том, что белые – это всегда кто-то вроде карателей, а песня «Ты гори, мой костер» казалась самой лучшей песней в мире. И слова, и музыка… Это сейчас кажутся жутковатыми эти строки Окуджавы, про «пламя разгорается - на весь земной простор», а тогда в смысл особо и не вникали.
И вот мы росли, росли, а потом так неожиданно – все ребята, хватит! Приехали. Переобуваемся. Только мое поколение все равно еще не выросло к этому времени – ни мозгами, ни душой. Но шок все получили хороший. Оказывается, что можно и так. Все перевернуть.
Переобуваться – не захотелось. Равно как и в старых туфлях ходить. Так мы стали босыми, в этом смысле. Наверное, сработало подсознательное ощущение - если такое случилось один раз, то потом снова все переиграть могут. А песенки-то из детских фильмов – глубоко проникают в душу, и их простой сменой курса – не вытравишь. И образы злых белогвардейцев – тоже. Даже если пытаться их вытеснить образами уже не менее злых – красных, а они стали заполонять собой экраны, и книги стали популярные совсем другие, то есть с другой «полярностью». Из души, если что-то засело в ней, то с болью только потом вырывается, уж поверьте мне.
Мальчики на это более болезненно отреагировали. Но их реакция – передавалась и нам.
Все как-то вспомнили, что в Гражданской войне была и третья, пусть и немногочисленная сила. Тоже на тачанках. И у нее тоже была своя эстетика, очень подходящая молодым. А тут еще и Летов появился. Короче, мне было уже лет восемнадцать, когда приятель приволок мне книгу Кропоткина, но осилить я ее не смогла. Это было очень скучное чтиво. Я даже не поняла, почему махновцы в фильмах такие веселые, при такой нудной идеологии.
Наверное, пусть и не все, но мы стали анархистами, не в прямом смысле, конечно, но отрицание того, что происходило, работало на полную катушку.
И вот прошло много-много лет. И вчера я снова почитала очередной спор… Среди моих друзей ныне есть и люди с левыми убеждениями, коммунистическими, есть и монархисты, есть «белые», которые не монархисты, и есть «красные», которые вполне уютно чувствуют себя в бизнесе. Да кого только нет! И они часто ругаются между собой, они воюют, виртуально, к счастью, и пусть так всегда и остается.
Одно меня напрягает – прибегают и незнакомые люди, то есть друзья и знакомые друзей, а я всегда стараюсь молчать. Потому что если вякну что, то быстро возникает ощущение, словно… Ну, словно штыки в тебя целятся. Со всех сторон. И каждая требует определиться – с кем ты? А я ведь знаю своих, и знаю, что эти – хорошие люди, и эти... Только окунаются всем существом своим в прошлое, туда, где их герои «неуловимые», где «кортик», а другие – с противоположной стороны выступают.
А мне не хочется примыкать. Мне православия хватает, хотя и не о земном оно, а о небесном, но ведь и некоторые православные обижаются. Для некоторых из них быть православным, всегда равнозначно тому, чтобы быть «белыми».
Нет, я не анархистка, но мне близко социальное государство... И еще я думаю, что нельзя так долго жить прошлым. Из него может лучше сделать выводы, и думать о будущем? О том, чтобы не повторялось все то, плохое, что было в прошлом. Но как это сделать, если мы даже пока не разобрались до конца в этом прошлом? Если идут такие баталии?
Я не знаю. Да и не должна, наверное, знать это. Не моя это задача. Но я очень хорошо понимаю гений Волошина, который смотрел на то, что происходило, и писал в своей «Гражданской войне»:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Оценил 1 человек
2 кармы