Римский-Корсаков и его кодекс красоты (1)

0 641


К 175-летию со дня рождения великого русского композитора

Морской офицер и добрый сказочник, всезнающий профессор-эрудит и чистая душа — все это о выдающемся русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове.

Он являл собой настоящий образчик здравомыслия и филигранного профессионализма среди своих коллег-композиторов.Он был одним из тех, кто создавал «школу» в русской музыке. Через десять лет после открытия первой в Российской империи консерватории в Санкт-Петербурге ее основатель и первый ректор Антон Рубинштейн пригласил Римского-Корсакова преподавать на кафедре теории композиции и инструментовки.

Поначалу он чувствовал себя некомпетентным, поэтому начал заполнять пробелы в знаниях — быстро, подробно, жадно. Композитор признавался: «Если бы я хоть капельку поучился, если бы я хоть капельку знал больше, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно. Но я — автор “Садко”, “Антара” и “Псковитянки”, сочинений, которые были складны и недурно звучали, сочинений, одобряемых публикой и многими музыкантами, — был дилетант, я ничего не знал. В этом я сознаюсь откровенно и свидетельствую об этом перед всеми».

Теперь консерватория носит имя великого композитора. Почти сорок лет он провел в ее стенах, где создал первые русские учебные программы и учебники по гармонии и теории композиции. Римский-Корсаков воспитал плеяду талантливейших учеников, среди которых А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, И. Стравинский, С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев, М. Гнесин, М. Баланчивадзе, Н. Лысенко. Как видим, этот перечень включает не только русских музыкантов, но и тех, кто стал основоположниками национальных композиторских школ.

И при такой прагматичности, рациональности мышления, при щепетильности и педантичности, трогательной кажется любовь композитора к фантастике. Получается такой портрет многомудрого дедушки-профессора, в очках и с бородой, который заканчивает сложную умную работу и берет в руки книгу сказок. И погружается в их мир, как ребенок.В творчестве Римского-Корсакова получили яркое воплощение разнообразные сказки и мифы, а также страницы русской истории. Им созданы оперы «Садко», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже» «Сказка о золотом петушке» «Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие.

И в жизни народа, и в окружающем мире он хотел видеть лишь высокое и прекрасное. В творчестве Римского-Корсакова воплощен народный «кодекс» красоты. Поэтому его герои зачастую живут в сказочных идеальных царствах. Но сказочный мир и быт людей составляют единое целое.Борьба со злом у Римского-Корсакова неизбежно оканчивается победой света, торжеством добра и справедливости, восстановлением мирового равновесия, преодоление любых проявлений хаоса.

Дочь композитора, С.Н. Римская-Корсакова, отмечала в мемуарах: «Ни один из портретов Николая Андреевича не передает той редкостной доброты, которая была его отличительной чертой».

Известный музыковед Б. Асафьев, ученик Римского-Корсакова, писал: «Доброта и понимание чужой беды сквозили за суровым обликом композитора. От его стройной, статной, старостью не придавленной фигуры веяло бодрым духом мужественности, а горящие глаза изобличали вещий огонь. Чтобы воспринять и верно оценить музыку Римского-Корсакова, надо не упускать из виду эту строгую холодную скованность и цельность стремлений, прикрывающие собой целомудрие, скромность, кротость и детскую приветливую наивность и застенчивость душевного мира Римского-Корсакова. Сила и обаяние музыки Римского-Корсакова — в ее прекрасной прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его инструментальных замыслов, раскрывающих затейливую, переливчатую игру света и теней, ярких и приглушенных красок, смену пестрой чисто восточной узорчатости и как бы воздушной, в лазури неба парящей звончатости».

Даже его появление на свет сопровождалось чудесным предзнаменованием. Вот что пишет об этом внучка композитора Т.В. Римская-Корсакова: «Софья Васильевна уже перешагнула за сорок, а Андрей Петрович находился накануне своего 60-летия, когда неожиданно в их, ничем не нарушавшуюся, спокойную жизнь вошло значительное событие: выяснилось, что Софья Васильевна снова ждет ребенка. Перспектива иметь ребенка в таком возрасте и после 22-летнего перерыва немало смущала ее. Но она воспрянула духом после того, как ей привиделся удивительный сон: спускавшийся с небес ангел протягивал ей ярко горящую свечу. Впечатление от этого сна было столь сильным, что, будучи глубоко религиозной, она истолковала его как знамение свыше, обязывающее ее дать жизнь новому человеку».

-Окончание следует-


Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...