Спасибо за интерес к первой статье. Продолжим?
Позвольте сначала небольшой экскурс в роль современных денег.
Итак, что такое деньги?
Конечно же, это мера счета, которым измеряются те или иные ценности
Это бумажка (или какой-то иной носитель), обещающая сегодня , что завтра она может быть использована в оплату чего-то. Но прежде всего это соглашение между людьми об использовании чего-то (нечто) ради обмена одного на другое. И это, также, доверие, поскольку только доверяя этому средству обмена можно проводить обмен с использование этого средства.
Т.е. абсолютно понятно, что деньги – это соглашение, обещание, доверие и средство обмена. Иначе говоря – договор.
Откуда возникают деньги? Из ниоткуда. Они возникают из воздуха. Из соглашения между правительством и Национальным банком, а также из-за принуждения или выгоды использовать эти деньги на данной территории. Всё! Поэтому деньги , как соглашение, имеют силу только в пределах одной территории или одного сообщества. Причём, самая заметная характеристика современных национальных денег – проценты. Т.е. плата за использование денег банку (он же – левередж). И именно эта функция - где уже развалила, а где ещё продолжает разваливать, но обязательно развалит – все семейные и национально-культурные ценности и традиции, которым так славилось наше общество в прошлом. И далеко не зря все три основные религии мира – христианство, иудаизм и ислам – решительно выводили ростовщичество за рамки духовного (читай высшего) закона. На сегодня только ислам ещё как-то продолжает – хотя бы на словах – дистанцироваться от этого, маскируясь исламским банкингом, а остальных бес попутал окончательно.
Проценты оказывают на общество мощнейшее влияние и вот почему:
- проценты косвенно стимулируют постоянную конкуренцию среди участников обмена;
- проценты непрерывно подогревают потребность (откуда и возникает общество потребления) в бесконечном экономическом росте, когда фактический уровень жизни остаётся застойным;
- проценты концентрирую богатство, заставляя преогромное большинство платить в пользу меньшинства.
Самая простая демонстрация последнего изложена в этой притче: *
Когда-то в маленькой деревушке люди для всех своих сделок использовали бартер. В рыночный день они ходили по кругу с цыплятами, яйцами и хлебом и вели длинные переговоры между собой, что бы обменять одно на другое в справедливом соотношении В остальные дни они занимались своими личными и общинными делами. В ключевые периода года, вроде сбора урожая, или всякий раз, когда чей-то сарай или дом нуждался в большом ремонте после бури, они, по традиции взаимопомощи, помогали друг другу, потому что знали, что если у них самих будут пролеммы, другие им помогут в ответ.
Но однажды на рыночной площади появился незнакомец в странной одежде. Он стал смеяться над процессом обмена товарами, называя его примитивным и убогим. Тогда всем стало интересно, что может предложить незнакомец. Тогда он попросил у общества одну шкуру козы, разрезал её на множество одинаковых частей и поставил в центре каждой из них свою большую синюю печать. Затем он раздал каждому из десяти семейств по десять таких частей и пояснил, что каждая часть шкуры с печатью имеет стоимость одного трехдневного цыпленка. Он предложил дать им название - манат.
- Теперь вы можете торговать и заключать сделки при помощи этих манат вместо цыплят, которые могут сдохнуть через пару минут после обмена. Это было ново и интересно. Идея увлекла всех, так как сулила множество удобств, а главное: скорость обмена увеличилась значительно.
После того, как все согласились использовать это средство обмена, незнакомец, как бы между прочим добавил: -Через год я вернусь, и хочу, что бы каждый из вас принес мне по одиннадцать манат. Этот одиннадцатый манат – ваша плата за новшество, усовершенствование ваших отношений и удобство. – Откуда же может взяться этот одиннадцатый манат? – спросили незнакомца. – А вот это вы увидите сами,-заверил он всех, и всем стало любопытно и согласие подождать год было получено.
Вскоре так и случилось.
Помните? Одиннадцатый манат так никогда и не был создан. А суть в том, что каждое десятое семейство должно было потерять все свои манаты – даже если оно старалось вести свои дела очень хорошо – чтобы добавить их каждому из девяти оставшихся семейств.
И вот однажды, когда ураган разорил поле одной семьи, былые друзья и родственники не пришли на помощь. Потом не помогли кому-то ещё. И в итоге – помимо того, что товарообмен действительно ускорился – новая игра выявила неожиданно побочный эффект: она быстро и активно прекратило сотрудничество, которое раньше в этой деревушке было традиционным. Вместо этого игра в деньги вызвала систематическое соревнование на подавление этой помощи, т.е. породило конкуренцию. Конкуренцию за выживание. Всё.
Конечно, эта притча полна условностей: например тут нет прироста населения или уменьшения или увеличения массы товара. Здесь использованы постоянные величины. Но суть процента, - а именно так действует левередж – видна как нельзя лучше и именно эта дрянь – процент - разваливает и наши семьи и наше общество, нашу нравственность и наш русский мир.
Помните? Когда-то наши семьи были большими-пребольшими. Я застал ещё то время, когда наша большая родня собиралась по вечерам друг у друга, что бы налепить пельмени той или иной семье на зиму. Лепили по мешку и больше. Помню и песни и пляски, когда заканчивали какое-то важное дело и начинали новое. Люди общались и жили заботами и потребностями друг друга. Конечно, были там и заводилы, и свои, понятные лидеры, и мудрые старцы, и известные дельцы и, конечно, простые работяги от молота и сохи, но всё как-то крутилось и вертелось на том принципе, что каждый знает своё место, идёт своим путем и этот путь полезен и радостен не только для него , но и для общества, из которого он вышел и в служении которому видит свой смысл.
Именно этот процент, т.е. борьба за обладание одиннадцатым манатом, заставляет дробиться самых активных. Используя свои природные данные они первыми начинают натягивать на себя долговое покрывало процентов – и чаще всего именно потому что решают ту или иную проблему общества , что само по себе очень правильно - и потихоньку , но неуклонно, начинают концентрировать вокруг себя активы: средства производства, трудовые ресурсы и пр. и становятся олигархами, а фактически посредниками между банком, куда они постоянно должны, и рабочими, у кого этот одиннадцатый манат надо отнять. Ну да, я уже слышу вопрос про тех, кто не пользуется кредитами. Как бы всё сам. Какие же они посредники? Позвольте Вам напомнить: налоги. Именно налоги обеспечивают покрытие долга общества Центральному банку. А кто там у нас агент по сбору и удержанию налогов? Работодатель. И разве наш Центральный банк не является самостоятельным, независимым от правительства и президента юридическим лицом, действующим на основе стандартов, выпущенных где-нибудь в ФРС или Базеле, т.е. частными организациями, иначе говоря, в пользу частных лиц?
Просто помните: ваши деньги вам не принадлежат. Деньги становятся вашим активом только потому, что для кого-то они – пассив, т.е. долг. И когда долг становится для банка неподъёмным - происходит что? Девальвация. За ваш счёт.
Печально, право.
Но есть другой путь: путь, где деньги работают по иному принципу, более справедливому и гораздо более нравственгому- принципу демереджа. Н об этом в следующий раз
*по мотивам книги Бернара А.Лиетара «Будущее денег»
Оценили 15 человек
14 кармы