Нравственные письма к Луцилию (цитаты).

0 475

Кто везде — тот нигде. Кто про­во­дит жизнь в стран­ст­ви­ях, у тех в ито­ге госте­при­им­цев мно­же­ство, а дру­зей нет. То же самое непре­мен­но будет и с тем, кто ни с одним из вели­ких умов не осво­ит­ся, а про­бе­га­ет все вто­ро­пях и наспех. 2

Ни одно­го дня я не теряю в празд­но­сти, даже часть ночи отдаю заня­ти­ям. Я не иду спать, осво­бо­див­шись: нет, сон одоле­ва­ет меня, а я сижу, уста­вив­шись в свою работу уста­лы­ми от бодр­ст­во­ва­ния, сли­паю­щи­ми­ся гла­за­ми. Я уда­лил­ся не толь­ко от людей, но и от дел, преж­де все­го — моих соб­ст­вен­ных, и занял­ся дела­ми потом­ков. Для них я запи­сы­ваю то, что может помочь им. Как состав­ля­ют полез­ные лекар­ства, так я зано­шу на листы спа­си­тель­ные настав­ле­ния, в цели­тель­но­сти кото­рых я убедил­ся на соб­ст­вен­ных ранах: хотя мои язвы не закры­лись совсем, но рас­пол­зать­ся вширь пере­ста­ли. Я ука­зы­ваю дру­гим тот пра­виль­ный путь, кото­рый сам нашел так позд­но, устав от блуж­да­ний. 8

А воз­веде­но ли жили­ще из дер­на или из пест­ро­го замор­ско­го кам­ня, раз­ни­цы нет: знай­те, под соло­мен­ной кров­лей чело­ве­ку не хуже, чем под золо­той. Пре­зи­рай­те все, что ненуж­ный труд созда­ет ради укра­ше­ния или напо­каз. Помни­те: ничто, кро­ме души, недо­стой­но вос­хи­ще­ния, а для вели­кой души все мень­ше нее».8

Сколь­ко бы ни уда­лось тебе нако­пить жиру и нарас­тить мышц, все рав­но ты не срав­ня­ешь­ся ни весом, ни силой с откорм­лен­ным быком. К тому же груз пло­ти, вырас­тая, угне­та­ет дух и лиша­ет его подвиж­но­сти. Поэто­му, в чем можешь, при­тес­няй тело и осво­бож­дай место для духа. 15

Брось все это, если ты мудр, или вер­нее, чтобы стать муд­рым, и спе­ши что есть сил, стре­мясь к бла­гам духа. Все, что тебя удер­жи­ва­ет, сме­ти с доро­ги или отсе­ки. 17

Толь­ко тот досто­ин бога, кто пре­зрел богат­ства. Я не запре­щаю тебе вла­деть ими, но хочу сде­лать так, чтобы ты вла­дел ими без стра­ха, — а это­го ты не достиг­нешь ина­че, как убедив­шись, что мож­но счаст­ли­во жить и без них, и при­вык­нув смот­реть на них как на нечто пре­хо­дя­щее. 18

Я, напри­мер, совсем по-ино­му слу­шаю наше­го Демет­рия с тех пор, как увидел его ничем не покры­то­го и лежа­ще­го даже не на под­стил­ке. Вот он — не про­по­вед­ник исти­ны, а ее свиде­тель. 20

Все заботят­ся не о том, пра­виль­но ли живут, а о том, дол­го ли про­жи­вут; меж­ду тем жить пра­виль­но — это всем доступ­но, жить дол­го — нико­му. 22

Неиз­вест­но, где тебя ожида­ет смерть, так что луч­ше сам ожидай ее везде. 26

Взрос­ло­му же и сде­лав­ше­му успе­хи стыд­но сры­вать цве­точ­ки изре­че­ний, опи­ра­ясь, как на посох, на немно­гие рас­хо­жие мыс­ли, и жить заучен­ным на память. Пусть сто­ит на сво­их ногах и гово­рит сам, а не запо­ми­на­ет чужое. 33

Вдо­ба­вок, иду­щий сле­дом за дру­гим ниче­го не най­дет, пото­му что не ищет. — «Что же, мне не идти по сто­пам пред­ше­ст­вен­ни­ков?» — Нет, я вос­поль­зу­юсь ста­рой доро­гой, но если най­ду дру­гую, коро­че и ров­нее, то сам ее вымо­щу. Все, кто до нас зани­ма­лись тем же, не наши пове­ли­те­ли, а наши вожа­тые. Исти­на откры­та для всех, ею никто не завла­дел. Нема­лая доля ее оста­нет­ся и потом­кам. 33

А если в тебе так силь­но жела­ние жить доль­ше, то поду­май вот о чем: ничто исче­заю­щее с наших глаз не уни­что­жа­ет­ся — все скры­ва­ет­ся в при­ро­де, откуда оно появи­лось и появит­ся сно­ва. Есть пере­рыв, гибе­ли нет. И смерть, кото­рую мы со стра­хом отвер­га­ем, пре­ры­ва­ет, а не пре­кра­ща­ет жизнь. Опять при­дет день, когда мы сно­ва явим­ся на свет, хоть мно­гие отка­за­лись бы воз­вра­щать­ся, если б не забы­ва­ли все. Поз­же я рас­тол­кую тебе подроб­нее, что все, по-види­мо­сти гиб­ну­щее, лишь изме­ня­ет­ся. А кому пред­сто­ит вер­нуть­ся, тот дол­жен ухо­дить спо­кой­но. 36

Глу­пость — вещь уни­зи­тель­ная, гнус­ная, пре­зрен­ная, раб­ская, под­власт­ная мно­гим жесто­ким стра­стям. Но от этих тягост­ных пове­ли­те­лей, кото­рые при­ка­зы­ва­ют то по оче­реди, то все вме­сте, изба­вит тебя муд­рость, она же — един­ст­вен­ная сво­бо­да. К ней ведет одна доро­га, и при­том пря­мая: с нее не собьешь­ся, шагай уве­рен­но! Если хочешь взять власть над всем, отдай власть над собою разу­му! Мно­гим будешь ты повеле­вать, если разум будет повеле­вать тобою. Он научит тебя, как и за что брать­ся, и ты пере­ста­нешь натал­ки­вать­ся на то или дру­гое дело слу­чай­но. 37

Фило­со­фия — это доб­рый совет, а давать сове­ты во все­услы­ша­нье никто не станет. Ино­гда не сто­ит пре­не­бре­гать и этой, так ска­зать, все­на­род­но­стью, — когда надо под­толк­нуть сомне­ваю­ще­го­ся, но когда дело не в том, чтобы вну­шить жела­ние учить­ся, а в самом уче­нии, тогда нуж­ны сло­ва не такие гром­кие. Они лег­че про­ни­ка­ют вглубь и удер­жи­ва­ют­ся: ведь слов нуж­но немно­го, но зато убеди­тель­ных. Сеять их сле­ду­ет, как семе­на, каж­дое из кото­рых, при всей его мало­сти, попав на под­хо­дя­щую поч­ву, обна­ру­жи­ва­ет свои силы и раз­ви­ва­ет­ся так, что из кро­шеч­но­го вырас­та­ет огром­ное. То же самое и дово­ды разу­ма: на взгляд они неве­ли­ки, но рас­тут по мере того, как дела­ют свое дело. Ска­за­но немно­го, одна­ко ска­зан­ное, если запа­дет в душу, крепнет и дает всхо­ды. Повто­ряю, тот же удел у настав­ле­ний, что и у семян: корот­кие, они мно­гое могут, лишь бы толь­ко им попасть, как я гово­рил, в под­хо­дя­щую душу, спо­соб­ную их при­нять. А она сама при­не­сет пло­ды, воз­вра­тив полу­чен­ное сто­ри­цей. 38

Необ­хо­ди­мое изме­ря­ет­ся поль­зой, излиш­не­му где най­дешь гра­ни­цу? Так и погру­жа­ют­ся в наслаж­де­ния, без кото­рых, когда они вошли в при­выч­ку, уже нель­зя жить. Поэто­му нет несчаст­нее зашед­ших так дале­ко, что преж­де излиш­нее ста­но­вит­ся для них необ­хо­ди­мым. Наслаж­де­ния уже не тешат их, а повеле­ва­ют ими, они же — и это худ­шее зло! — любят свое зло. Тот дошел до пре­де­ла несча­стья, кого постыд­ное не толь­ко услаж­да­ет, но и раду­ет. Нет лекар­ства для того, у кого поро­ки ста­ли нра­ва­ми. 39

Запом­ни, что стре­ми­тель­ный напор и мно­го­сло­вие боль­ше при­ста­ли бро­дя­че­му гово­ру­ну, чем тол­ку­ю­ще­му о пред­ме­тах серь­ез­ных и важ­ных и тем более поучаю­ще­му. У него, я думаю, сло­ва не долж­ны ни падать по кап­ле, ни мчать­ся, ни застав­лять нас при­слу­ши­вать­ся, ни сыпать­ся нам в уши. 40

Ты жалу­ешь­ся, что тебе там не хва­та­ет книг. Но ведь дело не в том, чтобы книг было мно­го, а в том, чтоб они были хоро­шие: от чте­нья с выбо­ром мы полу­ча­ем поль­зу, от раз­но­об­раз­но­го — толь­ко удо­воль­ст­вие. Кто хочет дой­ти до места, тот выби­ра­ет одну доро­гу, а не бро­дит по мно­гим, пото­му что это назы­ва­ет­ся не идти, а блуж­дать. 45

Мне смеш­ны те, кто гну­ша­ет­ся сесть за стол с рабом — и поче­му? Толь­ко пото­му, что спе­си­вая при­выч­ка окру­жи­ла обедаю­ще­го хозя­и­на тол­пой сто­я­щих рабов! 47

Хозя­ин про­дал Кал­ли­ста; но Кал­лист хозя­и­ну про­дал куда боль­ше. 47

Но вот общая суть моих сове­тов: обхо­дись со сто­я­щи­ми ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обхо­ди­лись сто­я­щие выше. 47

Но в той оса­де опас­ность дви­га­лась бы извне, от вра­гов меня отде­ля­ла бы сте­на, а теперь смер­тель­ная угро­за рядом. На все эти глу­по­сти у меня нет досу­га: на руках у меня огром­ная работа. 49

Но хотя вос­при­ня­тые доб­ро­де­те­ли ни за что нас не поки­нут и сбе­речь их лег­ко, нача­ло пути к ним труд­но, так как пер­вое побуж­де­ние немощ­но­го и боль­но­го разу­ма — это испуг перед неиз­ведан­ным. Нуж­но при­нудить его взять­ся за дело, а потом лекар­ство не будет горь­ким: оно достав­ля­ет удо­воль­ст­вие, покуда лечит. Все наслаж­де­ние от дру­гих лекарств — после выздо­ров­ле­ния, а фило­со­фия и целеб­на, и при­ят­на в одно вре­мя. 50

Жив тот, кто мно­гим при­но­сит поль­зу; жив тот, кто сам себе поле­зен. А кто пря­чет­ся и кос­не­ет в непо­движ­но­сти, для того дом — слов­но гроб. Можешь хоть начер­тать у поро­га его имя на мра­мо­ре: ведь они умер­ли рань­ше смер­ти. 60

Не будем боль­ше желать того, чего жела­ли. Я, ста­рик, ста­ра­юсь, чтобы даже не каза­лось, буд­то жела­ния у меня те же, что в отро­че­стве. На это идут мои дни, мои ночи, это — мой труд, мой помы­сел: поло­жить конец было­му злу. 61

Повсюду при мне Демет­рий, луч­ший из людей, и, уда­лив­шись от бле­щу­щих пур­пу­ром, я бесе­дую с ним, полу­оде­тым, и им вос­хи­ща­юсь. И как им не вос­хи­щать­ся? Я вижу, что он ни в чем не чув­ст­ву­ет недо­стат­ка. Неко­то­рые могут все пре­зреть, все иметь никто не может. Крат­чай­ший путь к богат­ству — через пре­зре­ние к богат­ству. А наш Демет­рий живет не так. буд­то он все пре­зрел, а так, буд­то все усту­пил во вла­де­ние дру­гим. 62

Тут мне кста­ти вспо­ми­на­ет­ся наш Демет­рий, кото­рый спо­кой­ную жизнь без набе­гов судь­бы назы­вал «мерт­вым морем». 67

Стыд­но красть, чтобы жить, красть, чтобы уме­реть, — пре­крас­но. 70

Под­ни­мись же, Луци­лий, луч­ший из людей, и брось эту сло­вес­ную игру, кото­рой фило­со­фы низ­во­дят самое вели­кое до раз­бо­ра сло­гов и уни­жа­ют, уни­что­жа­ют душу, обу­чая ее пустя­кам; тогда сам ты ста­нешь подо­бен пер­воот­кры­ва­те­лям, а не учи­те­лям, по чьей вине фило­со­фия кажет­ся не вели­кой, а труд­ной. 71

Ты удив­ля­ешь­ся, что чело­век идет к богам? Но и бог при­хо­дит к людям и даже — чего уж боль­ше? — вхо­дит в людей. Нет бла­го­мыс­лия без бога. В чело­ве­че­ское тело забро­ше­ны боже­ст­вен­ные семе­на; если их при­мет доб­рый зем­ле­па­шец, взой­дет то, что посе­я­но, и уро­жай будет под стать семе­ни, из кото­ро­го воз­рос; а если дур­ной, — они умрут, как в бес­плод­ной боло­ти­стой поч­ве, и взой­дут сор­ня­ки вме­сто зла­ков. 73

Чело­век добра поги­ба­ет не ина­че, как став­ши дур­ным; а это­го не допус­ка­ет при­ро­да, пото­му что и доб­ро­де­тель, и вся­кое ее тво­ре­ние не зна­ют пор­чи. 74

Пусть кто-нибудь услы­шит, что через пять­де­сят лет его ждет мучи­тель­ная казнь, — ведь он и не взвол­ну­ет­ся, если не пере­ско­чит через весь этот про­ме­жу­ток и сам себя не пото­пит в том горе, кото­рое будет век спу­стя. То же самое, когда души, кото­рые наслаж­да­ют­ся сво­ей болез­нью и сами ищут пово­дов для скор­би, печа­лят­ся из-за того, что дав­но про­шло и забы­то. Что мину­ло, что настанет, это­го сей­час нет, и мы ни того, ни дру­го­го не чув­ст­ву­ем. А боль­но толь­ко тогда, когда чув­ст­ву­ешь. 74

Ты пеня­ешь мне за то, что пись­ма мои не так тща­тель­но напи­са­ны. Но кто же гово­рит тща­тель­но, кро­ме тех, кто хочет гово­рить напы­щен­но? Какой была бы моя речь, если бы мы вме­сте сиде­ли или гуля­ли, — таки­ми же необ­ра­ботан­ны­ми и непри­нуж­ден­ны­ми пусть будут и мои пись­ма, в кото­рых я не хочу ника­кой изыс­кан­но­сти, ника­кой наро­чи­то­сти. 75

Пусть будет нашей выс­шей целью одно: гово­рить, как чув­ст­ву­ем, и жить, как гово­рим. Тот испол­нил свое обе­ща­ние, кто оди­на­ков, слу­ша­ешь ли ты его, или смот­ришь. Мы увидим, каков он, велик ли он, если толь­ко он един. Пусть наши сло­ва при­но­сят не удо­воль­ст­вие, а поль­зу. 75

Боль­ной ищет не того вра­ча, что крас­но гово­рит1. А кто встре­тит тако­го, что и лечить уме­ет, и изящ­но рас­суж­да­ет о необ­хо­ди­мых сред­ствах лече­ния, тот, конеч­но, будет дово­лен. Но и напав на вра­ча, к тому же еще крас­но­ре­чи­во­го, не с чем себя поздрав­лять: это все рав­но, как если опыт­ный корм­чий ока­жет­ся кра­сав­цем. Зачем ты щеко­чешь мне уши? Зачем раз­вле­ка­ешь меня? Не в этом дело! Меня нуж­но при­жи­гать, резать, отлу­чить от пищи! Для это­го тебя позва­ли. Ты дол­жен лечить болезнь тяже­лую, заста­ре­лую, зара­зив­шую мно­гих. Работы у тебя столь­ко же, сколь­ко у вра­ча в пору повет­рия. Ты хло­по­чешь о сло­вах? Радуй­ся и тому, что пред­мет тебе по пле­чу! Когда ты успе­ешь так мно­го выучить? Когда усво­ишь выучен­ное так проч­но, что оно уже не уйдет от тебя? Когда испы­та­ешь его? Ведь тут, не в при­мер про­че­му, мало запом­нить: нуж­но все испро­бо­вать в деле! Бла­жен не тот, кто зна­ет, а кто дела­ет. 75

Те, что идут к муд­ро­сти, оста­ют­ся в чис­ле нера­зум­ных, но дале­ко от них ото­рва­лись; да и меж­ду сами­ми иду­щи­ми раз­ры­вы вели­ки. Они, по мне­нью неко­то­рых, разде­ля­ют­ся на три раз­ряда. Пер­вый — это те, кто еще не овла­дел муд­ро­стью, но подо­шел к ней вплот­ную. Одна­ко то, что близ­ко, все же вне нас. — Ты спро­сишь, кто они такие? — Они рас­ста­лись со все­ми поро­ка­ми и стра­стя­ми; они выучи­ли все, что надо было постичь; но их надеж­ность еще не испы­та­на, при­об­ре­тен­ным бла­гом они еще не поль­зу­ют­ся. Прав­да, они уже не могут ска­тить­ся туда, откуда бежа­ли, — с того места, куда они добра­лись, сполз­ти назад нель­зя; но им самим это еще невдо­мек, они, как я писал в одном пись­ме, не зна­ют, что зна­ют нечто. Ино­гда им уда­ет­ся вос­поль­зо­вать­ся сво­им бла­гом, но не удо­сто­ве­рить­ся в нем. Неко­то­рые так опре­де­ля­ют раз­ряд, о кото­ром у нас речь: от болез­ней духа они уже ушли, от стра­стей — нет и сто­ят все еще на скольз­ком месте, пото­му что вне опас­но­сти — толь­ко те, кто совсем изба­вил­ся от зло­нра­вия; а избав­ля­ют­ся от него, толь­ко когда его место засту­пит муд­рость. 75

Жизнь — как пье­са: не то важ­но, длин­на ли она, а то, хоро­шо ли сыг­ра­на. К делу не отно­сит­ся, тут ли ты обо­рвешь ее или там. Где хочешь, там и обо­рви — толь­ко бы раз­вяз­ка была хоро­ша! 77

Хочешь знать, что ты весишь, — отставь в сто­ро­ну день­ги, дом, сан. Сам раз­бе­рись в себе! А покуда ты судишь о себе, при­няв на веру чужое мне­нье. 80

Пьян­ство и раз­жи­га­ет, и обна­жа­ет вся­кий порок, уни­что­жая стыд, не допус­каю­щий нас до дур­ных дел. Ведь боль­шин­ство людей толь­ко стыд, а не доб­рая воля удер­жи­ва­ет от запрет­но­го. 83

Учись для того, чтобы знать не боль­ше, а луч­ше. 89

Пока смерть под­власт­на нам, мы нико­му не под­власт­ны. 91

Все окру­жаю­щее нас еди­но, оно и есть бог, мы же — и его соучаст­ни­ки, и чле­ны его тела. Наша душа спо­соб­на вме­стить его и воз­не­стись к нему, если ее не при­гне­та­ют поро­ки. 92

Хочешь знать, в чем раз­ни­ца меж­ду мужем бод­рым, пре­зи­раю­щим фор­ту­ну, выпол­нив­шим все, что поло­же­но на служ­бе у жиз­ни, под­няв­шим­ся до выс­ше­го ее бла­га, и тем, у кого за пле­ча­ми дол­гие годы? Один пре­бы­ва­ет и после смер­ти, дру­гой погиб, не успев уме­реть. Так будем сла­вить и при­чис­лять к счаст­лив­цам того, кто и отпу­щен­ной ему мало­сти нашел хоро­шее при­ме­не­ние. Он увидел истин­ный свет, не был одним из мно­гих, он жил, а не про­зя­бал. Ино­гда небо над ним было ясно, ино­гда, как быва­ет, сия­нье могу­че­го све­ти­ла мер­ца­ло ему сквозь обла­ка. Зачем спра­ши­вать, дол­го ли он про­жил? Он жил! Он при­шел и к потом­кам, оста­вив по себе память. 93

По-тво­е­му, счаст­ли­вее тот, кого уби­ва­ют в день игр на зака­те, а не в пол­день? Или, ты дума­ешь, кто-нибудь так по-глу­по­му жаден к жиз­ни, что пред­по­чтет быть заре­зан­ным в разде­вал­ке, а не на арене? Не с таким уж боль­шим раз­ры­вом обго­ня­ем мы друг дру­га; смерть нико­го не мину­ет, убий­ца спе­шит вслед за уби­тым. То, о чем ты так хло­по­чешь, ничтож­но. Раз­ве в том дело, дол­го ли ты будешь избе­гать неиз­беж­но­го? 93

Кому, повто­ряю, нуж­ны настав­ле­нья: обла­даю­ще­му или не обла­даю­ще­му истин­ны­ми мне­нья­ми о бла­ге и зле? У кого их нет, тому ты ничуть не помо­жешь: его уши заткну­ла мол­ва, про­ти­во­ре­ча­щая тво­им вра­зум­ле­ньям; а кто вер­но судит о том, к чему долж­но стре­мить­ся и чего избе­гать, зна­ет и без тво­их слов, что ему делать. Зна­чит, всю эту часть фило­со­фии мож­но отбро­сить. 94

Кто начнет настав­лять безум­ца, как он дол­жен гово­рить, как ходить, как вести себя на людях и как — дома, тот будет безум­нее вра­зум­ля­е­мо­го: зна­чит, надо лечить чер­но­жел­чие, устра­нять саму при­чи­ну безу­мия. То же сле­ду­ет делать, и когда безум­на душа: нуж­но изгнать безумье, а не то все вра­зум­ля­ю­щие речи про­па­дут даром. 94

Добей­ся, чтобы мы ниче­го не выстав­ля­ли напо­каз, — и ты добьешь­ся, чтобы мы пере­ста­ли желать. Често­лю­бие и рос­кошь и без­удерж­ность хотят под­мост­ков; ты выле­чишь их, если спря­чешь». 94

Нико­гда не счи­тай счаст­лив­цем того, кто зави­сит от сча­стья! Если он раду­ет­ся при­шед­ше­му извне, то выби­ра­ет хруп­кую опо­ру: при­ш­лая радость уйдет. Толь­ко рож­ден­ное из само­го себя надеж­но и проч­но, оно рас­тет и оста­ет­ся с нами до кон­ца; а про­чее, чем вос­хи­ща­ет­ся тол­па, — это бла­го на день. — Так что же, невоз­мож­но ни поль­зо­вать­ся им, ни наслаж­дать­ся? — Мож­но, кто спо­рит? — но так, чтобы оно зави­се­ло от нас, а не мы от него. 98

Неиз­беж­ное нуж­но при­ни­мать рав­но­душ­но. Раз­ве слу­чи­лось нечто неве­ро­ят­ное, невидан­ное? Сколь­ким людям сей­час нани­ма­ют слу­жи­те­лей для похо­рон! Сколь­ким поку­па­ют смерт­ный убор! Сколь­ко людей будут горе­вать после тебя! Едва ты поду­ма­ешь, что он был еще ребен­ком, думай и о том, что он был чело­ве­ком, — а чело­ве­ку ниче­го не обе­ща­но навер­ня­ка, и фор­ту­на не долж­на непре­мен­но дове­сти его до ста­ро­сти, но впра­ве отпу­стить, где ей угод­но. 99

Мно­гие гото­вы вытер­петь и кое-что поху­же, гото­вы пре­дать дру­га, чтобы жить подоль­ше, соб­ст­вен­но­руч­но отдать на рас­тле­ние детей, чтобы толь­ко глядеть на свет — свиде­тель столь­ких зло­де­я­ний. Нуж­но изба­вить­ся от жаж­ды жиз­ни и заучить одно: без­раз­лич­но, когда слу­чит­ся с тобою то, что все рав­но когда-нибудь слу­чит­ся. В жиз­ни важ­но бла­го, а не дол­гий век; и неред­ко в том и бла­го, что он короток. 101

Поду­май сам, до чего нам полез­ны доб­рые при­ме­ры, — и ты пой­мешь, что память о вели­ких людях не менее бла­готвор­на, чем их при­сут­ст­вие. 102

Мож­но быть муд­рым, и не выстав­ля­ясь напо­каз, не вызы­вая непри­яз­ни. 103

Соти­он не толь­ко изла­гал это, но и допол­нял сво­и­ми дово­да­ми: «Ты не веришь, что души рас­пре­де­ля­ют­ся по все новым и новым телам? Что име­ну­е­мое нами смер­тью есть толь­ко пере­се­ле­ние? Не веришь, что в теле этих скотов, этих зве­рей, этих под­вод­ных оби­та­те­лей пре­бы­ва­ет душа, когда-то быв­шая чело­ве­че­ской? Что все во все­лен­ной не поги­ба­ет, а толь­ко меня­ет место? 108

Я ска­зал все, что хотел тебе сооб­щить, а теперь я пой­ду навстре­чу тво­е­му жела­нью и то, чего ты тре­бо­вал, цели­ком пере­не­су в дру­гое пись­мо, чтобы ты не брал­ся уста­лым за дело спор­ное, кото­рое надоб­но слу­шать, с любо­пыт­ст­вом насто­ро­жив уши. 108

Повеле­вать собою-вот пра­во вели­чай­ше­го из пове­ли­те­лей. 113

Ничто так не спо­соб­ст­ву­ет уме­рен­но­сти во всем, как частые мыс­ли о крат­ко­сти наше­го века и нена­деж­но­сти сро­ка. Что бы ты ни делал, не упус­кай из виду смерть! 114

Поверь мне, вели­кое дело — играть все­гда одну роль. Но никто, кро­ме муд­ре­ца, это­го не дела­ет; все про­чие мно­го­ли­ки. То мы пока­жем­ся тебе береж­ли­вы­ми и сте­пен­ны­ми, то рас­то­чи­тель­ны­ми и тще­слав­ны­ми. Мы то и дело меня­ем личи­ны и берем про­ти­во­по­лож­ную той, какую сбро­си­ли. Так потре­буй от себя одно­го: каким ты пока­зал себя вна­ча­ле, таким оста­вай­ся до кон­ца. Сде­лай так, чтобы тебя хва­ли­ли, а не смо­жешь — так хоть чтобы узна­ва­ли. А то порой о чело­ве­ке, с кото­рым виде­лись вче­ра, по пра­ву мож­но спро­сить: «Кто это?» Так мы меня­ем­ся! 120

Даже бес­сло­вес­ным и тупым скотам, как бы ни были они неук­лю­жи во всем про­чем, хва­та­ет лов­ко­сти и вни­ма­нья, чтобы жить. Ты сам увидишь, что даже те из них, что для дру­гих бес­по­лез­ны, для сво­ей поль­зы ниче­го не упу­стят. 121

Пря­мой путь один, околь­ных мно­го, и они еще пет­ля­ют то так, то этак. То же самое и нра­вы людей: кто сле­ду­ет при­ро­де, у тех нрав почти оди­на­ков, — покла­ди­стый и сво­бод­ный; а у извра­щен­ных нра­вы не схо­жи ни меж­ду собою, ни с нра­ва­ми всех про­чих. 122

Путь к наслаж­де­ньям ведет вниз, к труд­но­стям и тяготам при­хо­дит­ся взби­рать­ся: так будем тут помо­гать сво­е­му телу, а там его сдер­жи­вать. 123

Счи­тай себя бла­жен­ным тогда, когда сам ста­нешь источ­ни­ком всех сво­их радо­стей, когда сре­ди все­го, что люди похи­ща­ют, сте­ре­гут, чего жаж­дут, ты не най­дешь не толь­ко, что бы пред­по­честь, но и чего бы захо­теть. Я дам тебе корот­кое пра­ви­ло, оно помо­жет тебе оце­нить себя и почув­ст­во­вать, достиг ли ты совер­шен­ства. Ты тогда будешь вла­деть сво­им бла­гом, когда пой­мешь, что несчаст­нее всех счаст­лив­цы. 124

Ссылка на источник: http://ancientrome.ru/antlitr/...

Фолкленды, Гибралтар, базы в Африке: западные эксперты озвучивают версии относительно британских военных объектов, которые могут стать целями для ВС РФ
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Мировые СМИ подхватили известия о том, что по время «вызова на ковёр» посла Британии в России Н.Кейси дипломату была доведена однозначная позиция Москвы по поводу возможного применения У...

Дождались! БАМ состыковали с Северным морским путём в Якутии

25 апреля в России состоялось историческое, но малозамеченное публикой событие — соединение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с Северным морским путём через великую реку Лену возле...