«Войны никто не хотел, война была неизбежна». (Барбара Такман. Пушки августа) Эта популярная цитата позволяет красиво прикрыть бессилие в объяснении сути войны.
«Войны ведутся за перераспределение». Широко распространенный тезис, после произнесения которого как бы ничего дальше про войну объяснять не нужно. Те же, кому это говорится, остается в дураках — они же не среди тех, кто распределяет, значит, отойди в сторону, вас не касается. Однако касается.
Туда же тезис, что «войны ведутся за ресурсы».
Хотя и цитата и приведенные высказывания на деле ничего не объясняют, но объяснимы и имеют смысл, если знать сущность войн в современной экономической ситуации. А экономическая ситуация такова, что мы по моей классификации живем в период упадка экономики четвертого типа.
Экономическая теория разработана автором два года назад. Попытки популяризации оказались неудачны. Вероятно, время не пришло. Что не мешает делать некоторые выводы и излагать их, по крайней мере в части современной экономики.
Чтобы было понятно. От экономики третьего типа нам досталось сельское хозяйство, ремесло при обязательности поощрения труда. От экономики второго типа - добыча даров природы и наряды на работу. От экономики первого типа — запасливость и уравниловка. Отклонение от перечисленного свидетельствует об упадке экономики. Тенденции в капиталистических странах очевидны. Все говорит об отрицании экономики вообще. Но не это причина войн. Сначала нужно ответить на вопрос: в чем деградирует экономика сегодня? А для этого нужно ответить на вопрос: на каких базовых принципах основывается здоровая экономика современного типа?
Про разделение труда и производственные цепочки слышали почти все. Это как бы ясно, но это лишь форма организации экономической деятельности, вытекающая из технологии производства. А в чем состоят экономические отношения, на чем все держится, что сохраняет производственные цепочки устойчивыми? Иначе говоря — что при этом всем делают люди в отношении друг друга, все, в каждом случае? Соблюдают присягу. Причем присягу как брать что-то только у кого-то конкретно, так и передавать что-то конкретно по цепочке кому-то конкретно. Докажем, что соблюдение присяги - необходимое и достаточное условие существования производственных цепочек.
Допустим, что присяга не соблюдается. Очевидно, что в этом случае кто-то не получит то, что ожидал, что ему было обещано, на что он рассчитывал, и, значит, не сможет выполнять присягу перед своими контрагентами. Производственная цепочка в этом случае сохраняться не может. Следовательно, предположение о несоблюдении присяги неверно. Соблюдение присяги необходимо. Необходимое условие доказано.
Допустим, что кто-то кому-то присягнул и присягу постоянно выполняет. В этом случае эти двое образуют цепочку из двух звеньев. Если же уже есть цепочка некоторой длины и появляется возможность к ней подключится, то достаточно присягнуть в начале или конце цепочки и соблюдать присягу, чтобы цепочка стала на одно звено длиннее, то есть присяга образует производственные цепочки. Достаточное условие доказано.
Разделение труда и присяга - основа экономики четвертого типа (цеха, артели, индустрия). Присяга объясняет консервативность (нерушимость последовательности операций) цехов и артелей. И мы сразу обнаруживаем возможность разрушения производственных отношений под натиском технологического развития. Это касается случаев, когда технологическое разделение труда приводит к необходимости встроить в производственную цепочку новое звено, что влечет требование отмены присяги между теми контрагентами, между которыми встраивается новый контрагент. Появление прецедента отмены присяги знаменует момент начала упадка экономики. Иначе говоря, производительные силы перестают соответствовать производственным отношениям. Дальше отклонения от присяги будут больше: договоры, соглашения, меры по урегулированию, война.
Таким образом, война в экономическом смысле — отрицание самой возможности урегулирования производственных связей, не говоря уже о соблюдении соглашений, договоров и присяги. То есть поводом для войны является нарушение договоренности. Отсюда метод провоцирования войн — создать условия невозможности соблюдения договоров. Мероприятия по систематическому разделению и заключению на основе разделенности договоров, образующих запутанную сеть взаимно противоречащих договоров, соглашений и мер — это закладка к провоцированию войн. Невыполнение договоренностей — фактическое начало войны. Заявление о невозможности выполнения договоренности — объявление войны.
Войны бывают разные, в зависимости от сочетания отношений сторон к соблюдению договоров. А война на полное уничтожение друг друга всегда возникает между непримиримыми силами. Когда для одной присяга — пустой звук, а для второй присяга — смысл жизни.
Это общие рассуждения, без которых мы бы постоянно спотыкались при рассуждении о частностях. (Ленин) Переходим к частности.
«Слава Украине! - Героям Слава!» - Чего хотят?
Кажется, что это просто речевка. Возможно для некоторых, произносящих ее, это присяга украинству. В действительности все еще хуже, потому что безнадежнее.
Деньги — это внеэкономический инструмент присвоения экономических результатов экономики четвертого типа. В экономиках другого типа изобретались свои средства, прямо скажем, грабежа населения, занятого в экономике. Например, дань — это не налог, как принято понимать, а наряд на кормление чужестранцев. И прежде, чем собирать дань, ее нужно было сначала наложить, сделать население данниками. На это были нацелены войны экономики второго типа. Армия вторжения состояла из тех, кто налагал дань, и тех, кого оставят нахлебниками подданному населению. Так в то время поступали все народы, которые уже не могли выжить своим трудом. И так называемые татаро-монголы с востока, и варяги с запада, а также те, кого сейчас называют македонцами, под предводительством Александра Великого и тысячи других неописанных народов, этнических общностей и просто банд. Как все эти народы назывались на самом деле уже никогда не узнаем, потому как эти народы исчезли. Между прочим — это участь любого народа, который не может жить своей экономикой. Как говорили тогда — не могут сами себя держать. Если хотите узнать о втором типе экономики подробнее, пишите в комментарии. Когда наберется сто комментариев на эту тему, выложу статью.
Слава — это тоже внеэкономический инструмент присвоения экономических результатов только экономики третьего типа. Краткая история следующая. Экономика третьего типа образует город, как место организованного потребления. Строят город те, кто занят в совместной экономической деятельности. Все друг друга знают. Типа семья, только размером с город. Когда экономические соображения потребовали поселять в городе чужеземцев (хотя бы из соседнего города), то придумали обряд знакомства — прославление. Например, в Древней Греции, чужеземца, отмеченного лавровым веком, водили по городу и рассказывали горожанам о его заслугах. После этого чужеземца при встрече все узнавали, и он мог пользоваться всеми благами города. Бесплатно. Все же свои. Возрастание мобильности населения потребовало другого изобретения — собственно славы — предмета, указывающего на то, что его предъявитель имеет права пользоваться благами. В позднем Риме этими знаками были серебряные монеты. Отсюда выражение «сияние славы». Каждый город чеканил свою славу или изготавливал свои знаки славы. И один человек мог иметь славу нескольких городов, которые он по праздникам мог публично демонстрировать сразу все. Отсюда выражение «выйти во всей своей славе». Прямой аналог славы сегодня — это браслет отеля системы «все включено».
Думаю теперь понятно, чего хотят украинцы, скандирующие славу своей стране, и кто конкретно согласно речевке под «all inclusive» попадает.
В такой вывод может быть трудно сразу поверить, хотя все логично. Здесь нужно учесть, что возможность построить тот или иной тип экономики зависит не только от возможностей местной природы, а и от типа мышления, участвующих в экономической деятельности людей. Например, некоторые люди реально могут не понимать абстрактные высказывания и рассуждения. И поэтому не могут построить экономику четвертого типа, опирающуюся на понятие присяги, что не мешает им потреблять результаты этой экономики. Третий тип экономики могут построить люди, которым понятно то, на что можно указать пальцем. На присягу, например, пальцем не покажешь, поэтому это может быть непонятно. А вот мой паспорт украинца и дайте мне то, на что указывает мой палец — это понятно.
Если хотите узнать подробнее об устройстве третей экономики, то пишите в комментарии. Когда на эту тему наберется сто комментариев — выложу статью.
Что происходит конкретно? Что именно есть капитализм и какое отношение он имеет к экономике?
Скажем сразу. Капитализм — это присвоение экономических результатов без участия в экономической деятельности. Если все честные (верные присяге) люди участвуют в экономической деятельности и поэтому участвуют в экономическом потреблении, то капиталисты в экономической деятельности не участвуют ни в каком виде принципиально. Самый страшный сон для капиталиста — это необходимость трудится. Но тогда возникает вопрос: как же они потребляют, что за фокус позволяет им потреблять без участия? Как это ни странно, но не деньги.
Деньги — это инструмент внеэкономического управления экономическими субъектами экономики четвертого типа с целью присвоения экономических результатов. И, между прочим, это народ (честные люди) пытается делать денежные отношения относительно честными. У капиталистов никаких честных денежных отношений нет.
Если есть деньги, то будешь иметь все что хочешь не работая. На мой взгляд, этого достаточно для доказательства того, что деньги — это внеэкономический инструмент. Если кому-то недостаточно, до добавим, что заработная плата за труд (экономическая детальность) и деньги, полученные как компенсация за предпринимательский (экономическая детальность) риск — лишь частные случаи приобретения денег. Непосредственные способы получить деньги - это их напечатать и украсть. Все остальные способы чем-то опосредованы. Я лично в напечатать и украсть экономической деятельности не вижу.
Почему мы пользуемся деньгами, если это такой ужасный внеэкономический инструмент? Потому что (в экономическом смысле) самое страшное, что может случиться с человеком сегодня — это остаться без денег. Этот страх надуман, потому что законы природы не запрещают, например, голодающему удовлетвориться дарами природы. А какие законы это запрещают, кто их придумал? И соблюдение этих законов в общем гарантируются честностью людей.
Таким образом, не для чести деньги придумали, а для мошенничества.
Смысл мошенничества в том, чтобы получать все что нужно выполняя обещание, на деле не выполняя обещание. Здесь дело не в парадоксе или противоречии (любимой игрушке диалектиков), а в таком обещании, которое выполнять не придется. На эту роль походит только один вид обещания — отвести опасность, которой на самом деле не существует. Метод следующий. Нагнетаем страх. Обещаем безопасность. Угроза не осуществилась — обещание выполнено. Извольте выдать плюшки. Как видим, все выполняется. Присвоение экономических результатов есть, а участия в экономической деятельности нет.
Что для этого нужно? Монополия на отведение опасности. Войны между капиталистами — это войны за такую монополию на всех уровнях и во всех местах. Если силы равны, то переходят в режим демонизации врага как источника угрозы. Есть в этом случае угроза? На деле нет — силы же равны. Все выполняется. Плюшки за обещание отвести угрозу, которая не воплотится, получены. Может такая угроза воплотиться? Когда-то обязательно, как только кто-то почувствует, что дает слабину и по принципу «пан или пропал» начнет войну. И это ровно тот случай, когда никто не хотел войны и война была неизбежна. Капиталистические войны начинает тот, кто слабеет. Запад слабеет. Нападение с его стороны неизбежность и оно произошло.
Реальные угрозы существуют? Очевидно, что существуют. Организации, предотвращающие реальные угрозы очевидно существуют. И капиталисты пытаются захватить эти организации или создают свои альтернативные, чтобы гарантировать свою монополию. И как только захватывают, то управление этими организациями прекращается. А своими и не начинается. Капиталистические организации функционируют, потому что честные сотрудники пытаются выполнять свои обязанности, но все равно организация деградирует в условиях отсутствия управления. Когда возникает реальная угроза, капиталист организацию бросает, стараясь «сохранить лицо», от бития в это лицо разумеется за то, что опасность не отвел. Кого-то удивляет, что все подобные организации систематически оказываются неготовыми отвести реальную угрозу?
Нагнетание страха — террор. Терроризм — суть капитализма.
Пугалом традиционно выступает Россия. Так сложилось исторически. Но так происходит не все время. Иметь реальную персоналию в качестве угрозы очень плохо, потому что в идеале угроза должна быть придуманной. Иначе есть опасность нарваться реально.
Когда РФ всячески замиривалась с Западом, Запад пугал мир слабой Россией, из-за своей слабости не способной контролировать ядерные силы, что сильно не устраивало, потому что это отложенная угроза, а нужны прямосейчашные. Идеальная РФ — угрожающая войной прямо сейчас, но реально слабая, чтобы в ней победить. Отсюда вся противоречивость западной риторики по поводу России. Разумеется, риторика Запада вся только для внутреннего потребления. Как на нее реагирует Россия, их вообще не волнует. Короче, Россия должна реально угрожать, но никогда в реальности не побеждать.
Успехи в Сирии перевели Россию в категорию «покушение на монополию». Но не исключили из категории «пугала». Капиталисты разделились на тех, кто верит, что со стороны России угрозы нет и тех, кто верит, что покушение на их монополию есть. На тех, кто готовился грабить Европу под шумок войны между Россией и Украиной, и тех, кто стал готовить капиталистическую войну против России с территории Украины, уверенные, что дальше Украины война на запад не пойдет.
После начала специальной военной операции на Украине капиталисты совсем расстроились, потому что появилось подозрение, что со стороны России есть реальная угроза. «Денацификация» - это для кого-то «смерь фашистам» как один из итогов.
На данный момент начался грабеж Европы, под сурдинку о последствиях санкций против России. Эти получают прибыли, уверенные, что угрозы со стороны России придуманы ими самими. Те, кто готовил капиталистическую войну против России — «потеряли лицо». Оказалось, что Россия не претендует на монополию отводить опасности по всему миру и не стремится потеснить с этой кормушки капиталистов евроатлантики. Россию интересует лишь безопасность ее и ее союзников. Среди капиталистов появились верящие, что угроза со стороны России реальна. Так что теперь анализировать западную риторику вообще не имеет смысла. Она у обеих групп совершенно одинаковая — «Россия — агрессор». Поэтому они не могут объяснить свою позицию словами: одни, что угроза придумана, и потому можно грабить Европу, а другие, что угроза реальна, и поэтому нужно консолидировать Европу. А когда не могут доказать словами — доказывают эмоциями. Итог — эскалация русофобии. И поэтому может показаться, что мир делится на тех, кто за русских и тех, кто против русских. В действительности в соответствии с сутью экономической трансформации (из четвертую в пятую), мир делится на тех, для кого присяга — пустой звук и тех, для кого присяга — принцип жизни. Нас в мире упадочной четвертой экономики уже точно не будет.
Когда эта статья наберет сто одобрений, выложу статью «Экономические основания победы».
Оценили 5 человек
7 кармы