Национальная идея предпринимательства

31 508

Многие мыслители, философы, общественные деятели и другие категории людей, имеющих доступ к СМИ, пытаются убедить нас в том, что современная экономическая система в целом несправедлива и аморальна. Говорят о пагубности ростовщического процента, о разрушительности для экономики максимизации прибыли. Некоторые кощунственно для либеральной идеологии указывают на конкуренцию, как главную причину экономических проблем. И почти все аргументируют свою критику заявлениями об истощении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды.

Складывается впечатление, что люди либо эмоционально переживают, но не напрягаются в исследовании ситуации и просто занимаются пересказом уже сказанного кем-то, оправдываясь тем, что раз мы за все хорошее, то строго обосновывать свою позицию нет нужды. Либо все, имеющие доступ к СМИ, то есть те, кому разрешили говорить, находятся в сговоре и «дуют» в наши уши только такие аргументы, которые не имеют отношения к реальному положению дел. А поэтому они мало кого убеждают и еще легче ставятся под сомнение. Например, в статье «Управление будущим для спасения цивилизации» В.П. Попов и И.В. Крайнюченко (случайный выбор, остальные примерно про то же) пишут следующее.

Капитализм, возводя в абсолют механизм рынка и институт частной собственности, уводит рыночно-капиталистического человека от ответственности за состояние планетарной экологии. Стремление постоянно повышать уровень потребления имеет очевидные негативные последствия, которые уничтожат все достижения цивилизации [1].

Аморальность современной экономики в том, что она поставила во главу угла не создание материальных благ, а получение прибыли как самоцель. Финансовый сектор перестал обслуживать нужды реального сектора экономики и производит «прибыль» из воздуха [2] .

Современное либеральное общество саморазрушительно. Поскольку ставит частное (личное, корпоративное, групповое) благо выше, чем общественное. Безграмотно рассматривать индивидуума (часть системы) в отрыве от системы, социума, мира, макрокосма. Ни одно человеческое существо не может благополучно существовать в неблагоприятной окружающей среде. Удовлетворяться должны естественные потребности, а не раздутые рекламой завышенные искусственные запросы.

Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей…

Позвольте спросить, что плохого в получении прибыли как самоцели? Закону это не противоречит. Любой, занимающийся предпринимательством, скажет, что если не получать прибыль, то предпринимательство бессмысленно. То есть обогащаться аморально, а разоряться морально? Что плохого в стремлении постоянно повышать уровень потребления? И почему частное благо, поставленное выше общего, саморазрушительно? Все это лишь декларации, декламации и т.п. Особенно «поражает» глубина вывода.

Однако разобраться нужно, потому что интуитивно понятно – с экономикой большие проблемы, несправедливость, ощущаемая каждым из нас ежедневно, зашкаливает.

Не будем изобретать велосипед и пойдем от основ экономической теории, которая говорит, что экономика состоит из четырех сфер: производство, распределение, обмен и потребление. Предпринимателю особенно интересна сфера обмена, потому что именно там оформляется прибыль. В некоторых случаях прибыль – это разница между доходами и расходами. Но эта формула не исчерпывает все возможности. Еще одной возможностью получить прибыль является завышение запланированных расходов. Например, по смете 1 млн, а уложились в 800 тыс. 200 тыс – чистая прибыль.

И теперь мы задаем законный вопрос. На каком основании доходы могут быть выше расходов, а запланированные расходы выше фактических?

Говорят, что есть риск предпринимателя. И говорят правильно.

Если предприниматель купил товар, который не факт, что раскупят весь, то цена на товар завышается так, чтобы с высокой вероятностью покрыть издержки. Эту ситуацию мы отнесем к рискованному потреблению. Когда нет 100% вероятности, что продукт будет потреблен.

Другой род рисков относится к рискованному производству, когда не факт, что запланированное будет произведено. В этом случае затраты на производство составляют так, чтобы с высокой вероятностью продукт был произведен. Это может быть случай, когда сделать нужно любой ценой. Например, создание оружия.

Короче говоря, есть ситуации, когда производство не гарантировано или потребление не гарантировано.

А есть ситуации, когда и производство гарантировано и потребление гарантировано. Например, производство и продажа товаров по отлаженной технологии с отлаженной логистикой поставок, когда нет нужды в маркетинге, потому что товар всем известен и всем нужен. Иначе говоря, ни производство, ни потребление товара не рискованно, то есть завышение цены или расходов не имеет экономического смысла. В таком случае завышение цены или расходов можно объяснить лишь алчностью. И в этом смысле прибыль, полученная завышением цены или расходов, является аморальным поведением.

Зафиксируем: гарантированная прибыль аморальна.

Капиталисты этот момент ясно осознают. Люди, в общем, понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы скрыть факт, что прибыль получена гарантированно, капиталисты множат сущности.

Например, создают множество подразделений отрасли, разрешая участвовать в этом разделении и предпринимателям. На уровне отрасли никаких рисков нет, но так как продажи идут через несколько каналов, то между каналами возникает конкуренция за покупателя. Получается, что как бы есть риск, что товар не будет распродан, что и определяется как предпринимательский риск. В этом заключен весь смысл либеральной идеи о необходимости конкуренции. Если конкуренции нет, то становится очевидным факт получения гарантированной прибыли, поэтому конкуренцию необходимо создавать.

В части производства предпринимательский риск «создается» налоговым прессингом. Там, где капитализм сращен с государством, налоговая нагрузка на производственный бизнес запредельная, чтобы «риски производства» были очевидны. На самом деле на уровне отрасли никаких рисков нет, поскольку она субсидируется государством, капиталист свою гарантированную прибыль из-за завышения расходов получает. А предприниматели, участвующие в отраслевом разделении, создают фон рискованности бизнеса, оправдывающий завышение расходов по отрасли.

Из всего сказанного следует, что нужно искоренять из нашего общества не предпринимателей, а капиталистов, четко разводя эти два понятия. Капиталист занимается не развитием производства или продвижением товаров. Этим занимается предприниматель. Капиталист завладевает собственностью, приносящую гарантированную прибыль. Если некто не имеет гарантированной прибыли, то он не капиталист по определению. Если же человек вкладывает средства и силы в дело, которое ему по душе, но еще не знает, получится ли все, как задумал, или будет ли результат востребован другими людьми, то этот человек по определению предприниматель.

В ближайшей перспективе алгоритм искоренения капитализма автору видится следующий. Национализация отраслей и производственно-потребительных цепочек, которыми владеют капиталисты. Они как маркеры.

И что важно, так как производство и потребление гарантированно, то продукты и услуги этих отраслей и цепочек распределяются между работниками общенародных предприятий по уравнительному принципу «по едокам», то есть, считая и членов семей (супруг, дети, родители). Если продукт не делится, то человечество выработало и другие формы не обменного распределения: очередь, награда, подарок и др. Принцип «от каждого по способности – каждому по потребности» реализуется лишь в этих условиях. Большевики поспешили и слишком обобщили его.

Потом, 

нужно выстраивать многоукладную экономику с законодательно урегулированным переходом права собственности при возникновении определенных условий.

Предприниматель решает задачи минимизации рисков в новом производстве или удовлетворении потребностей новыми продуктами или услугами. Когда же все риски исключены, то бизнес по закону «О запрете гарантированной прибыли» переходит в общенародную собственность, национализируется.

Сергей Дегтярев

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • Дурдом. Конкуренция, как метод получения гарантированно прибыли? Уставной целью работы предпринимателя является прибыль, планово-убыточные предприятия угробили советскую систему. Богатая страна--это совокупность богатых людей. Даже при Сталине понимали, что НЭП ежеминутно воспроизводит капиталлистический тип хозяйствования. Просто малообразованный бред.
  • Оглянитесь, эта конструкция деградировала до уровня Остапа Бендера, когда максимально хапнуть и в Рио , белые штаны носить..Всё..Вот альфа и омега современного бизнеса. Итог такой конструкции будет закономерен: территории, с которых всё выгребли, останутся у разбитого корыта с маргинальным образованием, медициной, культурой и отсутствием тех же традиций.
  • Статья так себе, единственное её достоинство в том, что автор понимает необходимость кардинальных перемен. Но вот каких! СВФ - системно-вакуумная физика. Цивилизация - развивающаяся система, подсистема другой, гораздо более мощной развивающейся системы - Вселенной. Базовое свойство любой системы - свойство "быть", существовать, и к реализации этого свойства каждый тип системы стремится своим способом. Цивилизация людей (хотя, скорее всего не только она), тоже "нужна" Вселенной для этой цели, потому что такая система самое мощное антиэнтропийное средство, потому что энтропия - враг любой организации. В том числе и такой, как цивилизация. Так какие же меры должна принимать цивилизация, чтобы выжить в высокоэнтропийной среде (во Вселенной очень много остаточного хаоса и разрушительных энергий), и хотя бы просуществовать подольше? Первое - надо по возможности глубже знать свойства мира, в котором мы живём. Второе - надо как можно глубже знать свойства такого феномена, как Разум, и таких структур, как цивилизация. Третье - нужно располагать эффективными методами применения этих методов и соответствующими подсистемами системы "общество". Что же у нас есть? Да, по сути, ничего. Мы продолжаем жить в той же гиперпарадигме, в которой жили наши мохнатые предки, гперпарадигме тотального потребления, понимая окружающую среду исключительно как ресурс, который следует потреблять тем или иным способом. При этом абсолютно игнорируя базовые системные принципы: каждая подсистема существует для чего-то, она должна что-то делать полезное для своей гиперсистемы. И мы просто жрём. И гадим. И все существующие "экономические теории" направляют свои усилия именно на то, чтобы как-то узаконить, возвести в ранг некоего закона, оптимизировать это, по сути, насекомое поведение. А какую же деятельность можно считать соответствующей поведению разумного существа, а не насекомого? Тот аспект деятельности общества, который принято называть экономикой, должен быть переосмыслен и реорганизован кардинально. И целью этой деятельности должно быть не бесконечное увеличение жирового слоя у отдельных слоёв общества, а выживание всей цивилизации. Основной деятельностью в этом плане должно быть познание, поскольку в конечном счёте вся жизнь общества есть производная от тех знаний о мире и себе, которые мы получаем в процессе познания. И от корректности этих знаний. Поэтому глубина познания, масштабы познавательных программ не могут ограничиваться требованиями прибылей буржуев. Не может быть также фиксированных экономических систем: капитализм, коммунизм - производительная структура общества должна "дышать", изменяться в зависимости от получаемой в процессе познания информации. И само познания, само-собой, не должно руководствоваться критериями потребления, наживы, благ, иначе оно заплесневеет как современная наука. Распределение благ в обществе тоже должно преследовать цель максимального развития и проявления человеком своих способностей. Каждым человеком. Именно в реализации этих установок будет заключаться развитие цивилизации людей в рамках Созидательной Парадигмы. Хоть какое-то время мы сможем прожить и в рамках Парадигмы Потребления. Но, скорее всего, недолго... Ну, дебилы, орите: бред!!!
  • Содержание статьи - яркий пример подмены понятий лукавыми идеологами капитализма. Я хочу напомнить, тем кто знает, и сообщить тем кто не знает, что проблемы социалистической экономики и разрушение идеологии начались в СССР с введения прибыли как главного критерия оценки эффективности производства. А прибыль является узаконенной формой присвоения прибавочного продукта при капиталистическом способе производства, и скрытой формой эксплуатации наёмного труда. И нет никакой разницы между бизнесменом и капиталистом, поскольку и тот и другой эксплуатирует наёмный труд. Бизнеса без эксплуатации наёмного туда не бывает. Если нет эксплуатации, то нет и бизнеса. И не нужно лукавить, автор. Единственной социально-политической, экономической системой, которая запрещает эксплуатацию наёмного труда кем бы то ни было, является социализм, и только при нём возможно справедливая оценка труда каждого члена общества согласно принципу "От каждого по способностям - каждому по труду". А о коммунизме и его принципе распределения "От каждого по способностям - каждому по потребностям" можете забыть. Поскольку эту морковку Маркс вбросил для люмпен-пролетариата, с целью привлечь его к участию в революции в мировом масштабе, плодами которой, по замыслам сионистов-глобалистов, они должны были воспользоваться. Именно поэтому в революции 1917г. активное участие принимали их ставленники троцкисты. То, что сейчас происходит в мире, есть очередная попытка сионистов-глобалистов реализовать свой план по достижению мирового господства, попытку реализации которой через череду революций в мировом масштабе им сорвал Сталин.
  • Идея понравилась, она и впрямь - толково звучит в теории. Правда на практике опять будет - кто сильнее, тот и съел. И не иначе.