Экономика дани

0 245

Убеждение, что деньги были с испокон веков и пребудут до скончания времен, внушается населению с тех пор, как были изобретены деньги. Поэтому все что сегодня известно о дани (определения, объяснения, интерпретации исторических событий, понимание исторических явлений и т.п.) можно охарактеризовать одним словом – брехня. Подвиг волхвов во время властвования так называемого Святослава интерпретируют как восстание. И как так называемые татаро-монголы обложили данью огромные территории, не имея столицы?

Например, вопрос: если дань брали черной куной, то те, кто ее давали, где ее брали, если водилась она в Сибири, а про зарплаты подданному населению черной куной летописи не пишут? Другой вопрос: если дань – налог = доля продукта, то как ее вычисляли и на каком языке выражали, если система счисления на Руси была не позиционной (числа обозначались буквами из алфавита), и поэтому умножение и деление – задача не для среднего ума? Если, положим, собирать дань – это собирать налог, то наложить дань – это что за процедура? Кто-нибудь объяснит? «Наложить налог» - это что? Или «дань уважения» - это «налог уважения»? Или «дань памяти» - это «налог памяти»? Так что слово «дань» в слово «налог» не переводится.

Чтобы понимать свою историю, нужно понимать экономику в историческом периоде.

В прошлых статьях я определил дань, как знак, указывающий на запасы в связи с нарядом на использование/употребление запасов. Отмечая исчерпанные запасы, говорят: наложить дань или отдать дань. Отсюда смысл некоторых устойчивых речевых оборотов. «Отдать дань уважения» означает, что наряд проявить уважение выполнен исчерпывающе. «Отдать дань памяти»: наряд помянуть выполнен исчерпывающе.

Чтобы объяснить дань в том смысле, в котором она употребляется сегодня (инструмент порабощения), достаточно сделать один шаг: от эксплуатации природных запасов перейти к эксплуатации людей.

Это может произойти лишь тогда, когда нарядная (вторая) экономика на природных запасах в принципе уже не работает, и поэтому экономика падает сначала к первой экономике, упадок которой выражается в отчуждении, а далее к нулевой экономике – естественная потребность которой – что-нибудь найти. Но вырождение общества второй экономики не лишает общество умения нарядного управления запасами. Просто управление применяется на другой базе «запасов».

Содержанием поисковой части экономической деятельности второй экономики является разведка. Если разведать запасы не получается, то разведка не прекращается, а продолжается. Разведчики отдаляются от своего сообщества. Сталкиваясь с другими сообществами, разведчики испытывают искушение как банда поживиться запасами чужаков. Только нужно иметь в виду, что чужаки не могут относиться ни к экономике первого типа, поскольку она не накапливает запасы, ни второго, потому что общество второй экономики живет разведанными запасами, а мы рассматриваем ситуацию, когда разведка безрезультатна. Получается, что разведчики могут поживиться накопленными запасами только какой-то другой экономики, в которой запасы хранятся в готовом к употреблению виде. Для краткости будем называть - погреба.

Поскольку во второй экономике, согласно теореме о нарядном управлении запасами, ведется учет использованных запасов, постольку на разоренные/истощенные погреба накладывают дань. Однако разведчики не будут разведчиками, если не наведут на «разведанные» запасы своих соплеменников.

Один экономический такт выглядит следующим образом. Проводиться разведка погребов. С погребов, полных запасами собирают дань и по количеству собранной дани оставляют жить подходящее число соплеменников, которым раздадут собранную дань. Подселенцы, истощая погреба, накладывают на них дань, которую потом соберут периодически возвращающиеся разведотряды. Так завершен.

Дань собирают разведчики, потому что занимаются силовым проникновением в погреба. Поэтому должны превосходить туземцев по силе и в вооруженности. Технология эксплуатации данью знания местных языков не требует. Безмолвно забрался в погреб, оценил запасы, снял/оставил дань, пошел до другого погреба. А кто будет помехой - тот получит тумака, понятного без всяких слов.

Таким образом, вырождающееся сообщество экономики второго типа состоит из двух групп: армии разведчиков и тех, кого оставляют на подселение. Остальное варианты. Подселенцы - по сути несчастные чужаки, не способные прокормить себя своим традиционным занятием. Поэтому армия разведчиков может получать доступ к погребам для оценки запасов местного населения как силовым путем, так и уговорами, в том числе доверять сбор дани местному наряднику (князю). А подселенцы могут вести себя скромно, а могут наглеть.

В Новгородской летописи читаем.

Во времена же Кия, Щека и Хорива новгородские люди, называемые словенами, и кривичи, и меря имели волости: словени свою, кривичи свою, меря свою. Каждый своим родом владел, и чудь своим родом, и давали дань варягам от мужа по зимней белке, а которые жили среди них, совершали насилия над словенами, кривичами, мерей и чудью. И восстали словене, кривичи, меря и чудь против варягов и изгнали их за море. И начали сами собой владеть и ставить города.

Ясно написано: одним варягам дань давали – собирателям дани, а другие варяги же среди новгородцев жили.

Для обеспечения безопасности подселенцев, разведчики могут периодически возвращаться для острастки местных, чтобы оставленных соплеменников не обижали, а также могут брать в заложники детей местной знати. Прокормить несколько бездельников, чтобы аборигенное население безропотно кормило десятки или сотни семей подселенцев – стоящий размен. А с момента, когда соплеменники расселены, туземцы приручены, завоевания оказываются единственным насущным делом. Единственной гарантией того, что аборигены побоятся восстать и вырезать ненавистных пришельцев, являются слухи о "великих победах", поддерживающие миф о непобедимости.

Желание завоеваний основывается на жестокой необходимости сохранять свой народ, уберечь его от мести. Логика проста: покорив весь известный мир, можно получить гарантии безопасности своего народа. Идея глобализма, которая в той или иной степени глобальности реализовывалась тем или иным вырождающимся народом, про которые сохранилось в памяти лишь то, как их называли другие народы. Однако к каждому «глобалисту» быстро приходит понимание, что это будет и концом, поскольку о былых победах легко забудут, появятся сомнения в силе завоевателей.

«Окинул взором Александр свою империю и… заплакал, ибо нечего больше было завоевывать».

Может быть, это просто легенда, и Александр не плакал, но мизансцена точно передает суть момента. Окинул взором Александр свою империю и, увидев, как во всех концах мира убивают соплеменников его, друзей его, родичей его и всех, кого он когда-то знал и оставил жить, а теперь выходит, бросил на произвол чужаков.

Теперь касательно того, чем дань давали. Поскольку данью отмечались исчерпанные «погреба», то поселенцы пользовались «погребами», неотмеченными данью. Следовательно, чтобы уберечь запасы от поселенцев, достаточно на своей «погреб» дань наложить. Отсюда задача для завоевателей - накладывать дань предметами, которые местное население не может подделать, ни изготовить, ни добыть. Поэтому «черная куна» из Сибири и другие экзотические белки (мелкий пушной зверек по-тогдашнему), серебряная гривна, ярлыки, «монеты» без номинала и т.п.

Награда – по сути та же наложенная дань, изготовленная так, чтобы нельзя было подделать, указывающая, что человек наряд полностью исполнил и исполнять наряд больше не нужно, если только сам не захочет. А захочет и исполнит, то еще отдадим ему дань уважения и памяти.

Моя интерпретация подвига волхвов, который на основе лаврентьевской летописи стали называть «восстанием волхвов». Как оно интерпретируется в официальных источниках, любой может узнать из интернета самостоятельно. Рекомендую читать новгородские летописи как наиболее сохранившиеся. Лаврентьевская – это подарочный экземпляр царю. Значительно сокращена по сравнению с другими летописями и многие слова заменены. Все для того, чтобы в целом текст стал легко читаемым и понятным. Цель - сохранить в полной мере изначальный смысл - не ставилась. Подарок, как известно, должен быть приятным.

Случился голод. Семейная пара волхвов пошла по Волге и у тех хозяйств, которые соглашались помочь, брали дань. Дань раздали нуждающимся. Нуждающиеся с данью пошли по хозяйствам, где покормились и дань отдали. Воевода (глава разведчиков) Святослава не обнаружил полные «погреба», и ему пришлось вернуться без собранной дани. А, значит, «народ» Святослава остался без кормежки. Бешенство Святослава неудивительно. В порядке мести к семейной паре были применены пытки и мучительная смерть: затолкал в глотки то, чем собирали дань и провезли трупы по реке. Что касается убитых волхвами хозяек, то вполне возможно, что их убил Святослав и, как это бывает, приписал это преступление волхвам.

Технология дани позволяет эксплуатировать население и без подселения. Например, раз в год делается объезд подданного населения. У кого что понравилось или нужно – дань берут. Значит, собери, изготовь и вези в столицу или определенное место, где на тебя дань наложат. И поэтому при следующем сборе дани все должны быть подданными, а на кого дань не наложена, тот наряд с прошлого раза не выполнил – прими наказание и наряд исполни. Эта технология называлась «полюдье» и применялась в случае, когда эксплуататор и эксплуатируемые говорили на одном языке.

В дальнейшем дань была превращена в «кормление». Как пишут в Википедии: вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы. Хотя кормление на Руси было официально отменено в 16 веке, но сам принцип применялся и в Российской империи и в первые годы Советской власти. Составлялась очередь хозяйств, в которых большевистские функционеры и, например, сельские учителя столовались.

Таким образом, феномен дани, возникший с незапамятных времен, является не денежной формой эксплуатации (внеэкономический способ получения доступа к запасам, созданным в экономике), сохраняющейся в различных видах до сих пор, потому что люди создают скопления запасов, которыми желают внеэкономическими способами воспользоваться маргинальные от экономики лица. 

Сергей Дегтярев 

Статья на моем сайте и Дзене

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...