Тайна восточного базара

0 824

Европейцам восточный базар непонятен, хотя его аналог в самой Европе был заменен рынком совсем недавно, а потомки «а ля базар» существуют и до сих пор. Непонятно, например, почему на восточном базаре продавцы обижаются, если с ними не торгуются? И почему некоторым покупателям уникальные безделушки продавцы отдают практически даром?

Европейцы вообще во многом беспамятны. Им память заменяют фантазии. И не я это сказал. Кто не в курсе, у них парадигма психотерапии прямо так и утверждает: память не имеет отношения к действительности – фантом. Если психическая проблема из-за травматических событий в прошлом, нужно лишь травмирующие воспоминания заменить на счастливые и проблема решена. Поэтому и занимаются переписыванием истории себе и всем, до кого доберуться. Затем, чтобы чувствовать себя хорошо. Мы говорим: перевираете. Они говорят: позитивно мыслим. Вот вы же как бы помните, что нас победили и поэтому хорошо себя чувствуете и смело действуете, вот, и мы хотим, как бы помнить, что вас победили и поэтому хорошо себя чувствовать и смело действовать.

У нас отношение к памяти другое, мы за память о действительных событиях держимся, что европейцев очень удивляет: что вы все бомбёжки Донбасса, бомбёжки Донбасса – негативно, фу! У нас помнят, например, что, европейские рыцари наступают строем, и в нашем кино это показывают, а у них этого нет и в помине. У них в кино рыцари перед боем строятся, а потом врассыпную. Вы тогда для чего строились-то?!

У нас помнят, что между рынком и базаром есть какая-то значимая разница. И, что торговаться за снижение цены – в этой разнице не самое главное. У нас помнят, что ярмарка не ради наживы затевается, хотя в последнее время рынки почему-то называют ярмарками, а в основном для того, чтобы свой товар показать и на другие товары посмотреть.

Ярмарка – прежде всего праздник урожая. Базар переводят с персидского как что-то благотворительное, намекает на бесплатное. Все вместе соответствует четвертой экономической ситуации процветающей экономики третей экономической эпохи: обряд (если хотите - традиция) распределения излишков урожая.

При распределении излишков может возникнуть две ситуации. Первая: излишков меньше, чем желающих. Вторая: излишков больше, чем желающих. В терминах рыночной экономики: спрос превышает предложение и предложение превышает спрос.

Вопрос по первой ситуации: что нужно сделать, чтобы запас достался тебе? Поскольку экономика третья, то нужно проводить обряд поощрения сил самовозрастания полезности запаса. Кто использует малое с наибольшей пользой, тому вещь и достанется. Отсюда содержание обряда – перечисление достоинств вещи. Кто вещь лучше расхвалит, тот лучше ее использует, вещь принесет владельцу, а значит и всем большую пользу. Это экономически разумно, а значит справедливо.

К тому же все хотят славы, ради славы человек привез свой товар, и если в славе продавцу отказывают, то значит хотят отобрать вещи за просто так. Когда просто забирают – обидно же. Привычка обижаться на не торгующихся в крови восточных торговцев.

Сегодня такие ярмарочные/базарные отношения где-то еще сохраняются, даже на европейских развалах, когда продавец сам устанавливает цену и является выходцем с востока. Кто покажет, как эту вещь хочется, как она нравится, кто прославит понравившийся товар, то получает его с большой скидкой, а то и вовсе бесплатно. Многократно это представление наблюдал воочию.

Вопрос по второй ситуации: что нужно сделать, чтобы избыток стал желанным? Согласно обычаям третей экономики, чтобы получить вещь, ее нужно прославить. А чтобы вещь славить, вещь должна быть в определенном смысле уникальной, ее должно быть меньше, чем желающих. Поэтому неуникальное нужно сделать уникальным. А для этого провести над разными частями запасов разные обряды поощрения сил самовозрастания каких-то качеств, чтобы одинаковое стало разным и этого разного по отдельности оказалось меньше, чем желающих это отдельное получить.

В современном смысле – это создать самовозрастающим запасам различные условия, чтобы получились различающиеся по качеству запасы. Например, одним дать больше воды, другим, меньше. Одни выставлять на солнце, а другие укрывать, одни собирать утром, а другим вечер и одни сразу везти на ярмарку, а другим дать полежать до пятниц и т.п.

Отсюда второй метод торга за вещь, которых у продавца много: создать продавцу разные условия поощрения сил самовозрастания желания продать и страха не продать, из которых он предсказуемо изберет – продать. Выбранный товар разумеется нужно расхвалить, прославить, хорошо бы, чтобы соседние продавцы позавидовали, но назвать свою цену, на которую продавец естественно не согласится. Далее нужны двое: он говорит – уходим, а она – хочу. После нескольких итераций подвижек в цене и убедительных демонстраций ухода, продавец догонит, упаковывая на ходу и всучит, не забыв получить причитающиеся себе. Скорее всего обнаружится, что это можно было купить за стенами базара дешевле, но мы же не о наживе, а о принципе.

И естественно, что на ярмарке, что на базаре, обряд поощрительных криков продавцов типа «бери, бери» или «сюда, сюда» без уточнения, что именно брать и зачем туда – древний обычай.

Сергей Дегтярев

Статья на моем сайте и Дзене

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...