Китайский вельможа Цзин Хоу однажды посетил правителя государства Вэй. Это было в период Борющихся царств (475–221 гг. до н.э.)
Цзин был богато одет для этого случая и держал в руках меч, инкрустированный драгоценными камнями. На груди его висела нефритовая подвеска, оба эти предмета ярко сверкали. Однако правитель Вэй даже не взглянул на них и не задал никаких вопросов.
Цзин Хоу спросил: «Есть ли в вашем государстве сокровища?»
— Да, конечно, — ответил правитель.
— Какие именно? — настаивал Цзин.
— Правитель чтит доверие, офицеры дают клятву верности, у государства есть любовь народа — это сокровища Вэй.
— Нет, я имел в виду не это, — сказал Цзин. — Я спрашивал о реальных драгоценных предметах.
— Настоящие сокровища? Да конечно! — ответил правитель. — У нас есть мудрец Ту Шичжао, управляющий торговлей, поэтому нет затоваривания или неравномерного распределения на рынках, откуда устраняются хитрые, неправедно наживающиеся купцы. Ещё у нас есть мудрец Си Синь, который управляет городами, поэтому никто не может присвоить потерянные на дороге вещи. У нас также есть судья Ман Мао, все талантливые люди с хорошей репутацией приходят отдать ему дань уважения. Эти три мудреца — наши истинные сокровища.
На этот раз Цзин Хоу понял, и ему стало стыдно. Он встал, как будто в растерянности, сел в свой экипаж и быстро уехал, не взяв свой драгоценный меч и нефритовую подвеску.
Правитель послал своего слугу на лошади, и тот вернул меч и подвеску Цзин Хоу, передав слова своего хозяина: «Я не в состоянии хранить ваши драгоценности. Кроме того, эти предметы не могут стать одеждой, чтобы согреться в холод, и они не могут стать пищей во время голода. Они приносят лишь кражу. Так что их необходимо вам возвратить».
Источник: «Шуо Юань» или «Сад разговоров»: истории и сказки конфуцианского учёного Лю Сяня династии Западная Хань.
Оценили 10 человек
9 кармы