“Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут”. Евангелие от Матфея 5:7
Состояние Иудейской религии в дни Христа было неглубоким, поверхностным, показным и ритуальным. Иудейские лидеры думали, что находятся в духовной безопасности и несомненно наследуют Царство Божье. Они думали, что будут лидерами в Царстве Мессии.
Однако наш Господь сказал этим людям: “что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (Матф. 23:27). Ранее, Иоанн Креститель, вступивший на служение, говорил книжникам и фарисеям, шедшим к нему креститься: “Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам” (Матф. 3:7-9). Другими словами: “Не надейтесь, что вас спасет ваше происхождение.
“Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь; я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” (Матф. 3:9-12).
Иоанн Креститель говорил о страшном суде, которому подвергнутся все кто только придерживается поверхностной религии. Топор уже был занесен, и огонь уже разжигался.
Иисус противостоит всем, кто ищет внешней, эгоистичной самоправедности: “Вся суть заключается не во внешнем, но во внутреннем”. Он отвергает все что они могли бы поставить себе в заслугу и говорит о самой сути. Христос всегда уделяет особое внимание внутреннему состоянию. Он не оставляет в стороне и то, что происходит извне, однако рассматривает его как результат внутреннего побуждения.
Внутренняя праведность производит внешние плоды, выражающиеся соответствующими действиями. Но можно проявлять добродетель лишь напоказ, и тогда это будет законничеством. Иисус хочет, чтобы поступки вытекали из истинного характера.
В шестой и седьмой главах Евангелия от Матфея речь идет о поступках: о том, что мы делаем, говорим или думаем. Предпосылкой для Нагорной проповеди является состояние сердца человека. “Христианство – это что-то такое, что предшествует каким-то действиям”.
Быть сыном Царствия, находиться в Царствии – это прежде всего значит обладать определенным характером, т.е. сознавать свою духовную нищету, плакать о своей греховности, быть кротким, алкать и жаждать правды, быть милостивым, быть чистым сердцем, быть миротворцем. Мы не говорим о том, чтобы нам контролировать наше христианство. Наоборот, наше христианство должно иметь контроль над нами.
Жить как христианин – это не значит просто выставлять на показ красивый фасад. Христианство – это нечто, затрагивающее самую нашу суть и только после этого оно изнутри проявляется в нашей внешней жизни. Бог никогда не удовлетворялся только кровью жертвенных волов и козлов. Он никогда не удовлетворялся внешней духовной активностью, но желал видеть праведное сердце (Ам. 5:21-24).
Вот почему Иисус сделал перед толпой несколько непонятных для нее заявлений. В первом блаженстве Он говорит: “Вы нуждаетесь в духовном банкротстве. Вы должны осознать, что вы являетесь безнадежно нищими и что вы не можете принести перед Богом ничего доброго, и вся ваша надежда состоит в том, чтобы осознать ваше пребывание во мраке, и понять что вы не можете абсолютно ничем себе помочь. Вы не должны удовлетворяться своей собственной самоправедностью. Вам нужно плакать о своей греховности. Тем более вам не следует гордиться исполнением каких-то определенных законов. Вам нужно проявить кротость перед святым Богом. Вам нужно почувствовать голод праведности”.
Первые четыре блаженства полностью относятся к внутреннему состоянию. На них основаны принципы того, в каком состоянии вы находитесь перед Богом. Пятая же заповедь, хотя также имеет отношение к внутреннему состоянию, в то же самое время затрагивает и внешнее проявление нашей внутренней сущности, т.е. то, как мы относимся к другим людям. Это плод первых четырех блаженств. Когда мы сознаем нашу внутреннюю духовную нищету, когда мы плачем о нашей греховности, когда мы кротки и жаждем правды, в результате мы становимся милостивыми к другим.
Первые четыре блаженства прямо ведут к следующим четырем. Первые четыре являются внутренними качествами, а последующие четыре теми внешними результатами, в которых они проявляются.
Когда мы духовно нищи и сознаем нашу нищету, у нас появилось желание давать другим нищим, т.е. мы будем милостивыми.
Осознавая свою греховность, мы омываем свои сердца слезами покаяния, и мы становимся чистыми сердцем.
Будучи кроткими, мы становимся миротворцами, поскольку кротость ведет к миру.
И если мы жаждем правды, у нас появляется желание, чтобы нас преследовали за правду.
А теперь давайте рассмотрим, что означает быть милостивым. Заявление Иисуса является хотя и очень простым, но таким глубоким и обширным, что мне трудно решить, с чего начинать. Я чувствую, что я не смогу сказать обо всем, о чем можно сказать, если бы я даже посвятил этому одному стиху целую книгу. Но давайте сделаем все, что возможно.
Важность милосердия
Что означает быть милостивым? Иудеям, жившим во времена Иисуса Христа, это было нелегко понять. Они сами, как и римляне, управлявшие их страной – были немилостивы. Напротив, они были горды, эгоистичны, самоправедны и осуждали других. И то, что Иисус говорил, затрагивало их самым непосредственным образом.
Люди часто рассматривают это блаженство с точки зрения гуманизма. Они говорят: “Если ты будешь хорошим по отношению к другим, то и они будут хорошими по отношению к тебе”. Даже Талмуд признает некоторое величие человеческой добродетели, заключающейся в милосердии, и цитирует Гамалиила: “Если ты милостив, то и Бог будет милостив к тебе, но если ты не имеешь милости к другим, то и Бог не будет иметь милости к тебе”.
По-видимому, мнение о том, что если ты будешь добрым по отношению к другим, то и они будут добрыми к тебе, основано на человеческой точке зрения. И даже люди, рассуждая теологически, подобно Гамалиилу, думают: “Если я делаю это для Бога, то и Бог будет делать то же самое для меня”.
Один автор так изложил пятое блаженство: “Это величайшая жизненная истина: если люди увидят вашу заботу о них, они будут заботиться о вас”. Однако все это не так просто. Если говорить о Боге, то вы будете пользоваться полной взаимностью. Если мы поистине славим Бога, то Бог будет заботиться о нас, как говорит об этом Гамалиил. Однако мир так поступать не будет, поверьте мне. Факт остается фактом, что римляне не имели милости и не знали ее, несмотря на то как бы люди не поступали хорошо.
Один римский философ говорил, что милость – “это болезнь души”, это признак слабости. Римляне высоко ценили справедливость и храбрость, дисциплину и силу, но они не уважали милость. Когда рождался ребенок в семье римлянина, отец имел право патриа потестас (верховная власть, которой располагал глава римской семьи). Если он хотел, чтобы ребенок оставался в живых, то он поднимал палец вверх, но если он опускал палец вниз, то ребенка тут же топили в воде.
Если римский гражданин не хотел больше своего раба, он мог убить его и зарыть в землю в любой момент, и против него нельзя было начать никакого судебного дела. Он также мог безнаказанно убить свою жену, если бы пожелал. Поэтому, если вам пришлось бы говорить с людьми, жившими во времена Римской империи, вы не могли бы убедить их в том, что в человеческом обществе милость рождает взаимную милость. Так тогда не происходило.
То же самое относится и к нашему эгоистичному и не насытимому в своей жадности обществу. В наше время справедливым будет следующее изречение: “Прояви к кому-нибудь милость, и он сядет тебе на шею!”
Наилучшее доказательство не милосердия людей это их отношение к Господу Иисусу Христу. Он был наиболее милостивым из всех людей, живших когда-либо. Он направлялся к больным и исцелял их. Он исцелял калек, возвращал зрение слепым, открывал уши глухих и давал речь немым. Он находил блудниц, мытарей и пьяниц, вводил их в круг Своей любви, прощал их и ставил их на путь истинный.
Он встречал одиноких людей и окружал их любовью. Он брал на руки маленьких детей и, обнимая их, проявлял Свою любовь. Никогда не было никого на земле человека, кто проявлял бы столько милости. Однажды встретив похоронную процессию, Он увидел плачущую по единственному сыну мать. Она уже была вдовой, а теперь у нее умер сын, который позаботился бы о ней. Кто будет теперь о ней заботиться? Иисус остановил похоронную процессию, возложил Свои руки на гроб и воскресил мертвого юношу, эта была Его забота о матери.
В Евангелие от Иоанна 8 главе описан случай, когда Христос простил женщину, обвиненную в прелюбодеянии. Какое милосердие! Когда книжники и фарисеи увидели Его, что он ест с мытарями и грешниками (Map. 2:16), они спросили у Его учеников: “Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?” Он общался с людьми, находящимися на самом дне общества!
Христос был наиболее милосердным из всех когда-либо живших на земле людей, и тем не менее люди потребовали Его крови. Если бы милосердие получало должный отзыв, то они не пригвоздили бы Его к кресту, не плевали бы Ему в лицо и не проклинали бы. От людей, которым Он оказал столько милости, Он не получил никакой милости.
Две немилосердные системы, римская и иудейская, объединились в общем желании убить Христа. Но милосердие, о котором сказано здесь, не получает должного воздаяния в человеческом обществе. Здесь речь идет не об этом.
Что же тогда наш Господь имел в виду? Очень простую вещь: будьте милостивы к другим, и Бог будет милостивым к вам. Вторая половина фразы относится к Богу.
Само слово милостивый происходит от греческого слова елиамосуна, происходящего в свою очередь от слова елеемосинари, что значит – благотворительность. Это слово в такой же форме встречается еще только один раз в Новом Завете. А именно в Послании к Евреям 2:17: “Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником”. Христос – это величайший пример милосердия. Он является Великим Первосвященником, ходатайствующим за нас, и от Него исходит милость.
Глагольная форма этого слова встречается в Писании очень часто. В Евангелии от Матфея 6:3 оно используется в том случае, когда речь идет о подаянии милостыни. Еврейский синоним этого слова чесед означает: “иметь милосердие, сострадать страждущим, помогать нуждающимся, спасать несчастных”. В общем все то, что вы сделаете на благо кому-то нуждающемуся – это милость.
Мы часто думаем о прощении в деле нашего спасения, когда речь идет о милости, однако это слово имеет более широкое значение. Оно идет дальше сострадания, более выражения симпатии. Оно означает и симпатию, и сострадание, проявленное на деле по отношению к нуждающемуся. Господь говорит об этом истинном елиамосуна – это не бессильная симпатия, которую чувствует плотский эгоизм, но никогда ничего не делает конкретного. Это также не ложное милосердие, оправдывающее свою собственную плотскую природу и дающее ложное успокоение нашей встревоженной совести. Это не молчаливое и пассивное сострадание, никогда и не приносящее никакой реальной помощи ближним. Но это истинное сострадание, движимое чистым и не эгоистичным побуждением помочь нуждающимся.
Другими словами, сказанное Иисусом можно выразить так: “Сыны Моего Царства не берут, но дают другим. Сыны Моего Царства не ставят себя выше других, но они низко склоняются, чтобы послужить другим”.
Иисус рассказал историю о человеке, который не захотел материально помочь даже своим собственным родителям под предлогом что он уже пообещал дать жертву Богу и теперь не может нарушить своего обещания. Далее Иисус сказал им: “Вы находитесь в опасном положении. Вы заменили заповедь Божью: “Почитай отца и мать” своими собственными традициями, придуманными вами”. (См. Матф. 15:1-9).
Таковы были иудеи! Они были немилосердными даже к своим собственным родителям.
Милость – это накормить голодного. Милость – это дать любовь молящему о ней. Милость – это разделить одиночество с одиноким. Милость – это помочь в нужде, а не только сочувствовать.
Чтобы понять, что такое милость, сделаем краткое сравнение подобных слов, встречающихся в Писании. Это может показаться трудным делом, но давайте займемся им, и я думаю, что вы придете в восхищение.
Послание к Титу 3:5 говорит нам: “Он спас…по Своей милости”. В Послании к Ефесянам 2:4-9 мы узнаем, что Бог спас нас по Своей “богатой милости”. Именно милость Божья позволила Ему спасти нас. Итак за прощением стоит милосердие. Милость и прощение идут рука об руку.
В книге пророка Даниила 9:9 сказано: “А у Господа Бога нашего милосердие и прощение”. В Псалме 129:1-7 также показана прямая связь между милостью и прощением:
“Из глубины взываю к Тебе, ГОСПОДИ. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, ГОСПОДИ, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на ГОСПОДА, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра. Да уповает Израиль на ГОСПОДА; ибо у ГОСПОДА милость и многое у Него избавление”.
Здесь изложена личная молитва покаяния, прошение о прощении и признание что прощение вытекает из фонтана милости. Мы не можем мыслить о милости, не учитывая что она выражается в прощении, и мы не можем мыслить о прощении без его источника – милости. Но прощение не является единственным выражением милости. Мы не можем ограничивать милость.
Милость явно больше, чем только прощение. В Псалме 118:64 сказано: “Милости Твоей, ГОСПОДИ, полна земля…”; Бытие 32:10: “Недостоин я всех милостей и всех благодеяний”. Во 2 книге Царств 24:14 сказано: “…ибо велико милосердие Его”. У пророка Неемии 9:19: “Но Ты, по великому милосердию Твоему”; Псалом 68:14: “по великой благости Твоей…” Прощение – это акт милосердия, но есть много других путей проявления милости.
В книге Плач Иеремии дано, пожалуй, самое прекрасное описание милости: “По милости ГОСПОДА мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!” (3:22-23).
Что можно сказать о любви и милости? Можно ли их сравнить? Мы уже говорили, что прощение вытекает из милосердия. Но откуда истекает само милосердие? – Из любви. Почему Бог милостив? “Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас” (Еф. 2:4). Видите ли вы эту последовательность? Бог любит, а любовь милосердствует, милосердие же прощает и делает многое другое.
Милосердие больше, чем прощение, а любовь больше, чем милосердие, поскольку любовь может делать намного больше, чем милосердие. Милость уже сама по себе напоминает о нужде. Любовь же действует независимо от того, есть ли нужда.
Так например, Отец любит Сына, но Сын не нуждается в милости. Отец любит ангелов, и ангелы любят Отца, но никто из них не нуждается в милости. Милость – это врач, любовь – это друг. Любовь действует по расположению, милость – по нужде. Любовь постоянна, милость же нужна только на время. Милость не может быть без любви. Видите, как великая любовь Божья снисходит к нашим нуждам через милость?
Есть и другое отличие. Когда мы будем праведны и не будем нуждаться в милости, Он и тогда будет любить нас. Он будет любить нас в вечности, а там мы уже не будем нуждаться в милости. Но в нынешней жизни любовь нисходит к нам через милость, а милость низводится к прощению.
Что же сказать о милости и о благодати? Вы находитесь близко к одной из сложнейших богословских тем. Под термином милость и производных о него всегда подразумевают разрешение целого рядя проблем: боли, страдания, отчаяния. Благодать имеет дело с грехом. Милость разрешает симптомы проблем, а благодать прощает за преступление. Сначала действует благодать. Она удаляет грех. А милость устраняет наказание.
В притче о добром самарянине, милость приводит к облегчению страданий. Благодать же приводит пострадавшего в гостиницу. Милость имеет дело с негативными вещами, а благодать с позитивными. Милость устраняет боль, а благодать приводит к лучшему положению. Милость говорит аду – нет. Благодать указывает на небо. Милость говорит: “Я проявляю к тебе сострадание”. Благодать говорит: “Я прощаю тебя”. Таким образом милость и благодать являются двумя чудесными сторонами одной медали. Бог предлагает людям обе стороны.
Что можно сказать о милости и о справедливости? Люди говорят: “Если Бог справедлив, как Он может быть милостивым?” Если подходить к этому вопросу со стороны справедливости, святости и праведности Божьей, может ли Он пренебречь требованиями справедливости? Может ли Он сказать: “Я знаю, что ты грешник, и Я знаю, как плохо ты поступал, однако Я настолько милостив, что готов тебя простить”? Может ли Он это сделать? – Да, может. Почему? – Потому что Он пришел в этот мир в человеческом теле, взял на Себя человеческие грехи и Своим телом вознес их на крест.
Он уплатил цену за все наши грехи. Крестной смертью Христос удовлетворил требование справедливости. Бог уже ранее сказал, что прощения не бывает без пролития крови. Он также указал что в свое время будет принесена совершенная жертва за грехи всего мира. И этой жертвой стал Христос. Требования справедливости были удовлетворены. Милость не является нарушением справедливости.
Когда я говорю о милости Божьей, я имею в виду не глупую сентиментальность, которая извиняет грех. Этого добра слишком много даже в церкви. Бог же простирает Свою милость грешнику только потому, что Кто-то уже уплатил цену за его грех. Есть ложная, глупая сентиментальная милость, которая желает просто отменить справедливость и не желает, чтобы люди расплачивались за что-либо. Царь Саул пощадил когда-то царя Агага (1 Цар. 15). Это было нарушением Божественной святости. Давид также проявил неразумную милость по отношению к Авессалому, позволив семени бунта прорости в его сердце (2 Цар. 13). Никогда не забывайте об этом. В Псалме 84:11 сказано: “Милость и истина встретятся”.
Бог никогда не нарушит истину справедливости и святости, чтобы быть милостивым. Он проявляет милость только в том случае, когда удовлетворено требование справедливости. Если бы Авессалом покаялся и принял Божью истину, тогда бы милость по отношению к нему была бы реальной. Однако так не случилось, поскольку он был непокорным.
В церквях есть люди, которые живут в грехах и даже не пытаются бороться со злом. Однако они надеются на милость. Посмотрите, что пишет апостол Иаков: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: “не прелюбодействуй”, сказал и: “не убей”; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости …” (Иак. 2:10-13).
Людей, не принимающих истину и не сознающих значение жертвы Иисуса Христа, ожидает немилосердный суд. Мы не говорим о сентиментальности. Если вы грешите всю вашу жизнь и не признаете Иисуса Христа, Бог не обещает оказать вам милость и принять вас к Себе. Вы будете судимы без милосердия.
Таким образом, милость – это что-то особое. Это больше, чем просто прощение. Но это нечто меньшее, чем любовь. Она отличается от благодати. Она идет рука об руку со справедливостью. Милостивый человек не только слышит злословие злых людей, но в ответ на это его сердце наполняется состраданием к ним. Милостивый проявляет симпатию к другим людям. Он прощает других. Он внимателен и любезен к другим. Но он и не настолько сентиментален, чтобы считать, что грех останется ненаказанным или безответственным только потому, что люди уже и так переживают печаль и горе.
В Псалме 36:21 сказано: “Нечестивый берет взаймы, и не отдает; а праведник милует и дает”. Если мой сын приходит ко мне и говорит: “Папа, я поступил неправильно, прости меня”, то я проявлю к нему милость. Однако я говорил моим детям, когда они были маленькими: “Если я узнаю, что ты сказал мне неправду, или ты постараешься утаить от меня что-либо, то не жди милости. Ты будешь наказан”.
Авраам оказал милость своему племяннику Лоту после того, как тот поступил с ним несправедливо.
Иосиф проявил милость своим братьям и оказал им помощь несмотря на то, что они причинили ему столь великое зло.
Моисей проявил милость своей сестре Мариами, восставшей против него, за что Бог поразил ее проказой, и начал молиться: “Боже, исцели ее!” (Чис. 12:13).
Давид оказал милость Саулу, и дважды не воспользовался возможностью убить его. (См. 1 Цар. 24 и 26 главы).
В Псалме 108:14-15 мы читаем о немилосердном человеке следующее: “Да будет воспомянуто пред ГОСПОДОМ беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится. Да будут они всегда в очах ГОСПОДА, и да истребит Он память их на земле”. Почему? Господи, почему Ты так страшно хочешь наказать этого человека? Почему его так строго обвиняешь? “За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его” (Пс. 108:16).
Милостивы те, кто готов идти навстречу другим, а не те, которые желают брать у других. Бог помогает нам преодолевать зло, царящее в этом мире, и мы слышим Его голос, призывающий нас отдавать все, что имеем.
Если кто-то нападает на нас, мы должны быть милостивыми. Терпеливыми, благожелательно настроенными, относиться с симпатиею. Если кто-либо по ошибке, по недопониманию или даже умышленно не заплатил нам долг или не возвратил занятое у нас, мы должны проявлять милосердие. Мы должны обладать характером сынов Царствия Божьего.
В Притчах 11:17 сказано: “Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою”. Хотите ли вы быть действительно несчастным? – Будьте немилосердны. Хотите ли вы быть по-настоящему блаженным? – Будьте милосердны. “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Притчи 12:10). Праведные милосердны даже к животным. Нечестивые жестоки по отношению ко всем.
Хотите ли вы знать, что говорит Библия об обществе нечестивых? “Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы” (Рим. 1:29-31).
Означает ли это, что в мире господствует не милосердие? – По-видимому, да.
Но кто из нас, получив милость от Бога, может оставаться немилосердным? Что мы заслужили? Если мы так отчаянно нуждаемся в Божьей милости, можем ли мы проявлять жестокосердие по отношению к кому-то другому? Вот это и привело нас к нашему следующему пункту.
Источник милосердия
Бог является источником милости, но только по отношению к тем, кто исполнил четыре предыдущих блаженства. Милость не является природным свойством человека. Время от времени человек может проявлять милосердие, но оно не является нормой поведения. Мы можем быть милостивыми только в том случае, если в нас живет Бог, дающий эту милость. И есть только один путь стать милостивым – это получить через Иисуса Христа Божью праведность. Именно об этом говорит Иисус. Если мы встанем на блаженный путь алкания и жажды правды, которые может утолить только Бог, мы познаем, что такое милость.
Люди хотят иметь благословение, но они не хотят жить так, чтобы получить это благословение. Они подобны лжепророку Валааму, который сказал: “Да умрет душа моя смертию праведников…” (Чис. 23:10). Один человек сказал: “То, что Валаам желал умереть как праведник – это хорошо, плохо то, однако, что он не хотел жить, как праведник”. И только те, кто приходит к Святому Богу, сознавая свою духовную нищету и стремясь к Божьей праведности, имеют милосердие.
Псалмопевец говорит: “Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его” (Пс. 102:11). Мы боимся Бога, мы приходим к Христу, и Бог дает нам Свою милость. Вот почему Христос говорит: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лук. 6:36). Ничто другое не может сравниться с милосердием, проявленным Христом на кресте, и Христос стал нашим милостивым Первосвященником (Евр. 2:17).
Когда Иисус Христос умер на кресте, все необходимое для спасения Богом человека было совершено, и пророчества данные ранее стали историческим фактом. Бог теперь проявляет милость по отношению к нам. А поэтому если кто-либо просит у Бога: “Боже, будь милостив ко мне” – это равносильно тому, чтобы просить Его еще раз принести в жертву Христа. Все милосердие Божье по отношению к человеку уже осуществилось, со смертью Христа. Это милосердие для всех. Ничего большего не может быть. И Бог может поступать с нами на основании Своей милости, поскольку он уже полностью излил Свое милосердие на нас. Источник милости теперь полностью открыт и доступен, и из него потоком течет милость Божья”.
Сущность милосердия
Что означает быть милостивым? Священное Писание отвечает на этот вопрос и призывает нас быть милостивыми. Матф. 5-6; Рим. 15; 2 Кор. 1; Гал. 6; Еф. 4; Кол. 3 и многие другие места. Как же вы можете быть милостивым?
1. Физически
Давая нищим деньги, голодным пищу, раздетым одежду, бездомным приют. Ветхий Завет указывает на множество путей, которыми можно оказать милосердие. Милостивый человек никогда не держит ни на кого обиды, никогда не мстит, никогда не воздает злом за зло, никогда не хвастается на фоне чей-то слабости, никогда не ставит препятствий другим, никогда не считает чужих грехов. Святой Августин был настолько милостивым человеком, что всегда приглашал тех, кому нечего было есть, за свой огромный и прекрасный обеденный стол. Над столом была выгравирована надпись: “Если кто любит бесчестить чье-то имя – этот стол не для него, пусть он постится”.
Человек, самоправедный и оправдывающий сам себя, подобен священнику и левиту из притчи о милосердном самарянине, которые не оказали помощи собрату.
2. Духовно
Святой Августин говорил: “Если я плачу о том, чья душа оставила его тело, тем более я должен плакать о том, чью душу оставил Бог”. Мы проливаем слезы по умершим. Ну, а как мы поступаем, когда речь идет о душах людей? Как объяснить тот факт, что если я, как христианин, не праведен и нищ духом; если я плачу о своей греховности, нищете и о своем безнадежном состоянии; если я сокрушен, смирен и кроток; и алчу и жажду того, в чем имею нужду, но чего я сам не могу достичь; и после всего получив милость и сострадание, исходящие из любвеобильного Божьего сердца, не оказываю милости и сострадания другим людям?
Я слышу, как Стефан, побиваемый камнями, молится Богу: “Господи! не вмени им греха сего” (Деян. 7:60). Он сострадал их душам. Мы должны относиться к погибающим с состраданием, а не возвышать самих себя, думая, что мы намного лучше, чем они.
Наставление.
Во 2 Послании к Тимофею 2:25 сказано: “С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины”. Наставлять – это значит указывать людям на их грехи чтобы они покаялись и Бог простил им. Люди нуждаются в проповеди Евангелия.
В послании к Титу 1:13 говорится: “… обличай их строго, дабы они были здравы в вере”. Мы проявляем заботу о душе грешника, когда открыто обличаю его грех. Такое действие не противоречит любви. В стихе 23 Послания Иуды сказано, что некоторых людей можно спасти страхом, “исторгая их из огня”. В таком случае это не проявление ненависти, а проявление любви.
Милость обличает. Прежде чем человек сможет осознать свою греховность, ему нужно указать на его грех.
Молитва.
Молитва о тех, кто не знает Бога, – это акт милосердия. Молимся ли мы за погибающих грешников? Молимся ли мы за наших ближних? Молимся ли мы за тех верующих, которые не проявляют послушания Богу? Наша молитва за них – это акт милосердия и она приносит Божье благословение.
Проповедь.
Я верю, что проповедь Евангелия – это наиболее необходимая и наиболее милосердная вещь, которую мы можем делать для спасения погибающих душ.
Итак мы можем проявлять милосердие к человеку через сострадание, наставление, молитву и проповедь.
Результаты милосердия
Результатом милосердия является получение милости. Видите ли вы развитие этого цикла? Бог оказывает нам еще большее милосердие. Во 2 книге Царств 22:26 говорится о том, что милостивые сами получают милость. Но говорится еще и о немилостивых: “Суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13).
Тот, кому оказана милость, должен сам быть милостивым. Тот, кто получил прощение, должен сам прощать. И если вы милостивый человек, это может служить доказательством того, что вы являетесь чадом Божьим, а потому всякий раз, когда вы согрешаете, Бог прощает вас. Всякий раз, когда вы имеете нужду, Он идет вам навстречу. Он заботится о вас. Он изливает милость за милостью на тех, кто сам обладает милосердием, поскольку он, в свою очередь, получают милость от милосердного Бога.
Милостивы ли вы?
Оценили 2 человека
4 кармы