Ходить к нам с мечом

1 547

6 февраля 1191 года папа Римский узаконил Тевтонский орден.

На военную базу в Литве перебросили 190 немецких танков с экипажами. В Польшу они уже доехали.

Стоит поговорить о том, что к орденам у наших границ нам не привыкать. Это они всё никак не привыкнут стоять на месте, хоть и топчутся там веками.

                            Вооружённые до зубов «санитары»

   Ассоциации с названием «Тевтонский орден» самые однозначные: рыцари в белых плащах с чёрным крестом, закрытые шлемы, построение «свиньёй», битва на Чудском озере, во время которой все утонули. Тем более непонятно, почему в булле папы Римского Климента III говорится о «Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem». Откуда вдруг Иерусалим в наших палестинах?

   А ничего удивительного. Тевтонский орден действительно был основан в Палестине, но настоящей. Немецкие паломники во время Третьего крестового похода, находясь в Сирии, основали (1190) госпиталь. Сначала были при госпитальерах, затем сами по себе – как раз папская булла это право и утвердила.

   Следует понимать, что понятие «госпиталь» 800 лет тому назад несколько отличается от сегодняшнего госпиталя. Сегодня это такое учреждение, где седые врачи ставят диагнозы, а молоденькие медсёстры водят на процедуры, то есть лечат болящих. Во времена Третьего крестового похода в госпитале вы  нашли бы несколько священников, который прочли бы вам молитву о здравии, возможно, ещё травника. И обязательно суровых рубак, которые охраняли вышеупомянутых и помимо владения оружием могли зашить рану и наложить повязку. Это если вдруг непонятно почему, возвращаясь из крестовых походов домой, эти монахи и медбратья вдруг подминали под себя территории целых княжеств.

   В XIII веке орден переместился в Европу. В качестве причины обычно говорят о прозорливости гроссмейстера ордена Германа фон Зальца, который предвидел падение королевств крестоносцев на Ближнем Востоке. Однако более реалистичным выглядит другое объяснение.

   Что стали делать тевтонцы, вернувшись в Европу? Отправились в поход против прусских племён (1217). Если бы племена объединились, то легко победили бы войска ордена. Но орден разбивал племенные союзы один за другим и каждый раз становился сильнее, потому что пополнял свои силы за счёт побеждённых.

На Ближнем Востоке такой рекрутинг проводить было неизмеримо сложнее, если вообще возможно, а значит и выживание ордена оказывалось под вопросом.

   Зато с выживанием на Европейском континенте у Тевтонского ордена был полный порядок. В 1217-м ещё разбирались с прусскими племенами, а к началу 1240-х уже вплотную приблизились к русским землям, взяли Псков и Изборск, изготовились брать Новгород. А потом вместе с псковскими и новгородскими «тевтонцами» такая судьба ждала бы и остальные русские княжества. Судя по скорости, с которой двигались до этого, в течение примерно 25-30 лет. Но у нас тогда оказался Александр Невский, а тевтонцам не свезло.

   Ещё больше им не свезло в начале XV века. Надо сказать, что после битвы на Чудском озере сомнительная радость разборок с территориальными посягательствами тевтонцев стала в основном головной болью Великого княжества Литовского и Польского королевства. Формальной причиной этого до Кревской унии (1385) было язычество литовцев. Однако тевтонцы не успокоились и после провозглашения унии, заявив, что Ягайло перешёл в христианство лишь формально. Хотя непонятно, зачем им были эти тонкости – в XIV веке орден захватывал земли Польского королевства, населённые поляками-католиками.

   В общем, было понятно, что никакая уния, вера или взывание к заступничеству прочих монархов христианской Европы (и даже к папе) проблему не решат. Литовцы и поляки (при живейшем участи предков современных белорусов и смоленских полков) решили её сами, нанеся армии ордена поражение в ходе Грюнвальдской битвы 15 июля 1410-го. Это поражение не стало закатом тевтонцев, но первым шагом к закату. Некуда стало расширяться, совсем как в Палестине пару веков назад. А невозможность экспансии для орденских структур означает застой и гибель.

   Уже в 1466 году орден признал себя вассалом польского короля. Конец был и вовсе анекдотичным: последний великий магистр перешёл в протестантинзм. В XIX веке орден, правда, возродили, но уже исключительно как благотворительную организацию. Плюс новый орден ещё и присматривает за наследием старого – документами в основном.

                                 Проблема выбора и как её решать

   Ну и бог с ним, с орденом, тем более, что он – лишь частный случай воплощения политики в истории. В земле, камне, металле и крови. Орден – лишь понятное, компактное свидетельство простой истины: история – это одновременно устремлённая в бесконечность линия  и  Уроборос, кусающий себя за хвост.

   Всегда (попробуйте прочесть это слово с пониманием, что за ним стоит как минимум 800 лет) будет происходить одно и то же. Ватага целеустремлённых пацанов будет подчинять своей воле менее целеустремлённых и в одно прекрасное морозное утро их стяги затрепещут на ветру невдалеке от наших границ. Они могут называться Тевтонским орденом, войском короля Казимира, Grande Armée, вермахтом или ещё как-нибудь. Это будет всегда. Что будет потом?

   Хотелось бы думать, что это зависит от времени, но нет. По факту всегда одно и то же. Либо становишься в ряды очередной инкарнации Тевтонского ордена, либо выходишь на берег Чудского озера.

   Выбор, ведь всё дело в нём, так? Почему одни, условно говоря, становятся филиппинцами и спокойно живут под пятой очередного ордена, а другие, опять же условно говоря, становятся кубинцами?

   Ответ, конечно же, в каждом случае свой. Но в целом его можно свести к фразе «Мы – не они». И в этом смысле собирание земель послевоенной Европы или позднейшая глобализация не слишком отличаются от более ранних попыток создать мировой порядок. Просто любая очередная легенда о том, что «Все люди братья», заканчивается на простом вопросе «А кто этим братством управляет?».

   Те, чьи флаги мы видим с той стороны границы нашего исторического мира, могут быть нам соседями, друзьями. Но мы – не они, это не меняется. Сотни лет наши предки втаптывали их предков в наши чернозёмы. То же самое будет и после нас, но лишь в том случае, если мы будем помнить эту фразу.

Автор: Иван ЗАЦАРИН


Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Очень жаль, что третьи силы всегда находят возможности поставить Германию "паравозом" в этом противостоянии Европы с Россией.