Скрытые смыслы в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Жук в муравейнике»

0 592

Братья Стругацкие творили в те времена, когда бурлила политическая жизнь: инакомыслящие пытались развалить государство, а оно отвечало жесткими репрессиями. Потому их фрондирующие романы полны скрытых смыслов, «ключами» к которым являются имена и даты. 



Эпиграф

Стояли звери около двери, в них стреляли, они умирали.

По воспоминаниям Б. Стругацкого, этот стишок вызвал в воображении «какие-то смутные картинки… какие-то страшные и несчастные чудовища… трагически одинокие и никому не нужные… уродливые, страждущие, ищущие человеческой приязни и помощи, но получающие вместо всего этого пулю от перепуганных, ничего не понимающих людей…».

Обращает на себя внимание и то, что в годы написания повести «зверями» презрительно называли приезжих и инородцев. Так, в свое время, прогремела история, как второй секретарь КПСС Киргизии (русский), увидев первого секретаря (киргиза), воскликнул: «На ловца и зверь бежит!». Что было воспринято, как оскорбление, и стало причиной конфликта и разбирательства в ЦК КПСС. (Возможно, анекдот.)

Основные действующие лица и организации

«Странники» — древняя раса сверхлюдей, имеющая более высокий уровень развития, активно, но скрытно воздействующая на другие расы. Их действия и цели непонятны.
КОМКОН-2 («Комиссия по контролю») — начальник секретной службы по предотвращению и защите от угроз человечеству.
Рудольф Сикорски — начальник спецслужбы.
Максим Каммерер — агент, ведущий расследование.
Лев Абалкин — один из 13 выросших из эмбрионов детей, найденных в некоем саркофаге-инкубаторе, оставленном Странниками.

В первых вариантах повести (1975 год) в саркофаге, наличествовало 12 зародышей. В опубликованной повести их число было увеличено до 13. (Вероятно, во избежание слишком явной аллюзии с 12 апостолами.)

Значение имени Лев — царь зверей (вспомним эпиграф повести «Стояли звери около двери …».

Значение фамилии Абалкин: в псковских говорах абалка, или обалка, — охапка, вязанка хвороста, дров — горючего материала. Абалкой могли ласково, по сходству, назвать запеленатого ребенка.

Родился в 2138 года из эмбриона № 7. Имел на теле особый знак — стилизованную букву «Ж» — очень многозначный символ.

Именно с этой буквы начинается название повести «Жук в муравейнике».

Это первая буква слова «жид» — оскорбительного прозвища евреев.

В старо- и церковнославянской азбуке обозначает букву-слово «живѣ́те» (то есть «живите», повелительное наклонение от «жити»). Это символ существующей и зарождающейся жизни. В алфавите она седьмая по счету, Цифра 7 для славян обозначала духовное совершенство, Божью печать.

Но эта буква странная, единственная, не имеющая числового значения в кириллице. А цифре 7 соответствует девятая буква-слово Земля. Она употреблялась в таких значениях, как общность людей, а также тело человека.

Славянская руна Рока

Славянская руна Рока.

При гадании выпавшая славянская руна Рока указывает на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо.

Внешне буква Ж схожа с японскими  иероглифами. (Аркадий Натанович Стругацкий, об этом не мог не знать, будучи переводчиком с японского языка.) Причем, их значение зависит от позиции смотрящего. (https://www.liveinternet.ru/us...)

Иероглиф  "о"-  царь. (Вспомним имя Абалкина  - Лев)

иероглиф "О" - царь,


Иероглиф "сандзю" - число 30.

Иероглиф "сандзю"

В славянском алфавите число 30 соответствует букве-слово Люди, которая обозначала людей любого сословия, пола, возраста, рода и национальности.

Знак Ж Абалкина был желто-коричневого цвета и располагался на сгибе локтя руки. Это вызывает некоторые ассоциации со знаками различия заключенных фашистских концлагерей. Нашивки желтого цвета носили евреи, а коричневого — цыгане. Татуировки с номером делались на сгибе локтя руки.

Фантастика, детектив, развлекательное чтиво

Лев Абалкин узнает, что государство ограничивают его личную свободу: ему запрещено жить на планете Земля, работать по выбранной специальности. Причиной является его происхождение: он не рожден человеком, а создан инопланетной расой Странников и, возможно, является ее агентом, не осознающим подлинные мотивы своих действий. Стремясь воссоединиться со своей расой, Абалкин пытается прорваться к специальному устройству, оставленному Странниками. Но начальник секретной службы Рудольф Сикорски убивает его.

Политический подтекст

О политической направленности повести «Жук в муравейнике» весьма прозрачно намекают даты событий и некоторые имена.

«Странник», «чужеземный пришелец» — значения слова «еврей» . (https://nev-tanah.info/proisxozhdenie-slova-evrej/)

— Эмбрионы найдены в 2137 году. Лев Абалкин родился в 2138 году.
— 1937-1938 гг. — период политических репрессий (Большой террор), во время которого были казнены «чуждые элементы» - «враги народа», «контрреволюционеры», «вредители», а также их родные и близкие.

— Действие повести происходит в 2178 году.
— 1976–1979 гг. — рост диссидентского движения и ответных репрессий со стороны государства, пик которых пришелся на 1978 год. Особый резонанс вызвал процесс с Анатолием Щаранским, который мужественно (как Лев) отстаивал свои права на суде и в долгие годы заключения.

— Рудольф Сикорски в книге «Обитаемый остров», предшествующей повести, имел позывной «Странник» и являлся представителем КГБ (Комитета Галактической Безопасности).
— В 1978 году Председателем КГБ при Совете Министров СССР был
Андропов Юрий (Григорий) Владимирович. Он носил фамилию и отчество отчима - Андропова Владимира Константиновича, но биологическим отцом его был Вэлва Либерман, а матерью Евгения Флекенштейн. То есть Андропов был евреем («странником») по национальности. Тем не менее, именно он в то время руководил репрессиями против инакомыслящих диссидентов и евреев «отказников», стремящихся эмигрировать в Израиль.

Учитывая эти намеки, время написания (1975-1978 гг.) и время издания (1979 г), повесть может быть прочитана, как памфлет на актуальную для того времени тему: диссидентское движение, стремление евреев выехать на этническую родину, ответные акции государства. В повести описано психологическое состояние человека, столкнувшегося с репрессиями государства по причине его инакомыслия и еврейского происхождения, стремящегося воссоединиться с себе подобными, а также психологическое состояние и отношение к инакомыслящим и «инакорожденным» представителей государственных спецслужб.

Поставленный авторами вопрос: «Инакомыслящий, «инакорожденный» — это жук в муравейнике или хорёк в курятнике?» оставлен ими без ответа.

Философский подтекст

Если отвлечься от фантастики и политики, конкретной ситуации и рассмотреть суть проблемы максимально обобщенно, то в повести поставлен вопрос о взаимоотношения и права личности и государства.

Как жить человеку, если он не такой, как окружающее его общество, не согласен с политикой государства и не желает подчиняться его законам?

Имеет ли право государство ограничивать права и свободу своих граждан и в интересах общества, и где та грань, за которой разумные ограничения превращается в репрессии?

Актуальность повести в настоящее время

Проблема взаимоотношения личности и общества в том числе и разных наций была и остается актуальной. Некоторые евреи, как и прежде, ощущают себя особой, инородной всем прочим нацией – «жуками в муравейнике». Их мироощущение весьма колоритно описывает популярный в настоящее время в России рэп-исполнитель Фёдоров Мирон Янович (Oxxxymiron) в композиции «Жук в муравейнике» из студийного альбома «Вечный жид». (https://pesni.guru)

Мой рэп - как самооборона, вас много, вы - стадо баранов,
………
И я не дорожу вашим мнением, кина не будет, ведь я в вашем рэпе жук в муравейнике
Это ёб твою мать среди вашей дружной полемики,
Я дышу с колыбели тем, что я жук в муравейнике!
Муравей, беги! Да, я жук, и разворошил разом весь муравейник,
………
Злость во мне, значит, в тебе мой нож.
Я беден, ты кинут, грехи - мой смысл в жизни,
Что ж, ложите крест мне на спину,
И если кто-то хайп и имидж, то я псих-похуист.
Моя мораль вам не понятна, как бары полициста

………

А некоторые люди в противовес этому убеждены, что евреи не "жуки в муравейнике", а,  скорее, «хорьки в курятнике».

В повести Стругацких «странники» проявляют себя по-разному. «Странник» Сикорски преследует других странников. Абалкин восстает против государства и стремится воссоединиться с себе подобными. Другой из 13 «странников», добровольно сотрудничает с секретными службами. Третий - покончил с собой узнав о своем происхождении. Но большинство, ничего не подозревая, живут жизнью обычных людей. Это говорит о мнении авторов: поступки определяет не национальная или какая-либо иная групповая принадлежность человека, а, прежде всего, его личное мироощущение.

В настоящее время государственные органы ограничивают права и свободы граждан в связи с пандемией, объясняя это интересами общества. А несогласные с этим люди воспринимают это, как репрессии и пытаются им противостоять. Как тут не вспомнить бессмертную повесть братьев Стругацких!

Аркадий и Борис Стругацкие писали образно. Их произведения отличаются наличием нескольких смысловых слоев, отсутствием агрессивности, навязывания своего личного мнения, уважением к иной точке зрения. Этого явно не хватает современным литераторам, режиссерам и прочим художественным деятелям (язык не поворачивается назвать их творцами, как братьев Стругацких).

P.S. Возможно, кому-то поиски скрытых символов в повести Стругацких покажутся, несколько надуманными. Но, во-первых, автор статьи имеет право на свою личную точку зрения. Во-вторых, не следует недооценивать Стругацких. А, в-третьих, талантливые произведения всегда выше своих создателей и сами создают смыслы, о которых авторы даже не задумывались. Уверен, что со временем будут открываться все новые пласты понимания произведений Стругацких, но они лишь отодвинут недостижимый горизонт познания творений, которыми зачитывались поколения читателей! 

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...