"Три мира. Три финала", или как загубить одну из перспективных отечественных кинофраншиз

0 1923

Некоторое время назад прошла премьера одного из ожидаемых продуктов киноиндустрии в 2019 году - полнометражного фильма "Чернобыль. Зона отчуждения", сиквела двух сезонов одноимённого сериала. Создатели фильма обещали дать ответы на все вопросы, возникшие у зрителей после просмотра второго сезона, а слоган фильма - "Три мира. Три финала" свидетельствовал, что три версии продолжения будут иметь разные концовки и завершатся в разных реальностях (для людей, не знакомых с франшизой укажу, что здесь уделяется огромное внимание теме перемещения во времени).

Когда я просмотрел первый фильм, мои впечатления были неиссякаемыми. Это был хэппи-энд, в котором главным героям удалось разорвать временную петлю и не дать втянуть себя в авантюру с поездкой в Припять. Сам сюжет был довольно динамичен, вновь, как и в сериале, была подчёркнута уникальность каждого из персонажей. Но просмотрев второй и особенно третий фильм, я понял, что первый мне понравился по той причине, что он был первым. Никаких "трёх финалов" и тем более "трёх миров", как нам обещали, не было. Были несколько различий в сущих мелочах и по итогу - возврат в реальность 1 сезона сериала, только в разные дни.

Возник закономерный вопрос: зачем делать три практически одинаковых фильма? Можно, конечно, сказать, что это делалось специально под кинотеатры, не готовые к экспериментам с тремя фильмами, ведущими к абсолютно разным финалам. Но если это так, то зачем было отменять показ в кинотеатрах и переносить его на онлайн-платформу ТНТ Premier? Вопрос, остающийся без ответа.

Теперь о сюжете. Авторская задумка про "золотую кровь" дала ответ на вопрос, что произошло с Пашей, одним из главных героев, и откуда у него в арсенале способности управления электромагнитным полем. Однако на вопрос, когда и вследствие чего он стал марионеткой заточенного в реакторе Виталия Сорокина, вразумительного ответа мы не получили. Аня лишь сказала полковнику Рябову что-то в духе "во время одного из перемещений это что-то в него проникло". Какого именно из перемещений? Как проникло? Можно ли было этому воспрепятствовать? Фильм породил ещё больше недосказанности, чем все два сезона сериала.

Ещё одна нелогичность была с конференцией межгосударственной комиссии по атомной энергетике. Представьте себе: некая компания занимается непонятными исследованиями и строительством на территории Зоны отчуждения в режиме полной секретности. Уверяю, это привлекло бы внимание всех спецслужб мира, которые бы уже давно знали об истинных намерениях "ГлобалКинтек" (напоминаю, что между событиями второго сезона и фильма прошло 6 лет), а совместные силы спецподразделений СВР, ЦРУ и Моссад уже давно провели бы штурм Чернобыльской АЭС (забыв обо всех разногласиях и имея общего врага) и, пусть и с большими потерями, численным превосходством уничтожили бы противника. Паша в этом случае, несмотря на все свои сверхспособности, был бы изрешечён пулями и лежал бы в морге, будучи объектом исследований полковника Рябова, чья мечта найти пациента с нулевым резус-фактором наконец-то бы осуществилась.

Но авторы сценария не знакомы с тонкостями работы разведслужб, поэтому получилось то, что получилось. Во всех трёх случаях глава комиссии Голухов был обречён погибнуть, а Паше удавалось уйти с места преступления, получив ранение и потеряв много крови, из-за чего действие т.н. RS-частиц на время ослабло. Эпизод с разоблачением предателя в пресс-центре вообще напоминал не то "Полицейскую академию", не то ещё что-то, ассоциируемое с жутким дилетантством. Разрешить одному из подозреваемых покинуть комнату для допросов под предлогом "сходить в туалет" - это невозможно в принципе, тем более когда речь идёт о расследовании перестрелки на международной атомной конференции. Однако опять же, оставим непонимание принципов работы спецслужб и координации реагирования в экстремальных ситуациях на совести сценаристов и перейдём к рубрике "бездарные сливы".

Первый бездарный слив, характерный для всех трёх фильмов - это произошедшее с Сергеем Костенко: в первом и третьем фильме он погибает, во втором тяжело ранен от действий Паши, вновь находящегося под манипуляциями Сорокина. Понятно желание авторов сохранить полюбившуюся нам команду ребят в целости и сохранности, но с другой стороны, Костенко - профессионал разведки и как отличный боец, и как превосходный аналитик. Пожертвовать тем же Гошей было бы куда логичнее: он во всём сюжете значит гораздо меньше, чем все остальные.

Второй бездарный слив имел место в третьем фильме, где в отличие от двух предыдущих, в живых осталась жена Рябова Марина Северова. У Марины, как и у Паши, нулевой резус-фактор, а значит, она также способна управлять электромагнитным полем, причём в удивительном ключе: Северова может создавать галлюцинации в сознании людей. Этот приём можно было бы использовать сразу в нескольких значительных для сюжета моментах в Припяти. Например, можно было бы разыграть схватку Северовой и Паши, находящегося под влиянием Сорокина. В решающий момент, когда перегорает прибор, создающий защитный купол, а Паше ещё не до конца перелили плазму крови и он начинает сопротивляться, в дело вступила бы Марина и привела парня в ступор, создав несколько галлюцинаций, чем бы облегчила ребятам задачу. Кроме того, в моменты схватки с террористами и финальной битвы с Сорокиным также можно было бы вставить Северову с её способностями. Что сделали вместо этого авторы? Правильно - Марина умерла в пригороде Москвы в отсутствие мужа и никакого влияния на сюжет не оказала.

Разница между тремя фильмами была только в мелочах. Обстоятельства смерти Голухова, удавшийся/неудавшийся/частично удавшийся побег предателя из пресс-центра, появление Димы (нового парня Ани, также не сыгравшего никакой роли в сюжете)/его отсутствие, смерть/ранение Костенко, погибшая/живая Марина - все эти различия при грамотной логической увязке могли бы привести не к трём, а к гораздо большему количеству разных финалов. Но это осталось лишь мелочами, приведшими к трём однотипным финалам, также различным лишь в мелочах. Какая разница, в какой день вернётся Паша и что будет с деньгами в его сейфе? И это нам пытаются выдать за "три финала", а "трёх миров" не было и вовсе...

Когда закончился второй сезон, фанаты мгновенно начали строить свои догадки относительно продолжения, но лишь два человека, Сергей Качанович и ваш покорный слуга, смогли написать полноценное видение сиквела. Моё повествование, изложенное ещё весной прошлого года, строится на том, что авария на ЧАЭС стала следствием злого умысла Сорокина, который ещё ДО катастрофы обладал определёнными способностями вследствие заражения секретным вирусом. Чтобы остановить его, ребята и Костенко отправляются обратно в 1986 год с помощью "большой" машины, построенной Киняевым, и в итоге вновь меняют ход истории. Сорокин побеждён, аварии на ЧАЭС не случилось, СССР не развалился... но и в США ничего подобного не произошло. Финал - новая реальность, продолжение холодной войны, а дальше - спин-офф "Боец невидимого фронта" про Сергея Костенко. Мою книгу читало довольно большое количество людей, и только из-за упрямства администратора официальной группы франшизы в ВК эта аудитория сократилась.

По крайней мере, в отличие от авторов каноничного сценария я сумел ответить на ряд принципиальных вопросов. 1) Как Паша стал носителем способностей? В фильмах, повторюсь, вразумительного ответа нет. Моё понимание состояло в том, что Паша был им с рождения, и причиной стали эксперименты Виталия Сорокина с частицами вируса, подобно тому, как в Звёздных войнах Энакин Скайуокер стал результатом эксперимента Дарта Плэгаса с мидихлорианами. 2) Обладал ли Сорокин ДО аварии какими-либо задатками необычных способностей и управления временем? В моём сценарии ответ был однозначен - да, и я подробно объяснил, как это было возможно. Фильмы ответ на этот вопрос опять же не дают, более того, теория "золотой крови" порождает новый вопрос - был ли сам Виталий Сорокин её обладателем? Ответа нет. Многие другие вопросы, более мелкие, но также играющие роль в повествовании, также остаются без ответа.

Кроме того, авторы фильмов отошли от символики, которая буквально пропитывала сериал, особенно 1 сезон (https://politikus.ru/articles/...) Авария на АЭС мыслилась именно как символ краха великой державы (СССР в 1 сезоне, США во 2), и возврат к status quo ante во всех трёх фильмах неприемлем хотя бы потому, что он не предлагает развития этой символики. Одним из финалов просто обязано было быть создание новой реальности, в которой обе сверхдержавы существуют до сих пор, как отражение принципа "отбоя не было, борьба продолжается", и соответственно, нигде в мире в 1986 году не случилось катастрофы на АЭС (именно этот посыл и был положен в основу сценария вашего покорного слуги). Это был бы один из тех самых "трёх миров", о которых нам рассказывали создатели фильма.

Подводя итог, можно констатировать, что три фильма "Чернобыль. Зона отчуждения" в целом представляют собой провал, которого отечественная киноиндустрия ещё не знала. Создатели фильмов не выполнили ни одного обещания, данного зрителям. На выходе получились три фильма об одном и том же, с большим количеством нереализованных возможностей, которые могли бы внести хоть какое-то разнообразие в фильмы. Многие вопросы зрителей остались без ответа или были и вовсе проигнорированы. Зрители ожидали три зрелищных и уникальных по-своему блокбастера, а на выходе получились унылые копии друг друга. Франшиза, которая считалась одной из образцовых в российском кинематографе и имела большие перспективы в плане продолжения, оказалась этим продолжением едва ли не уничтожена. Вкратце то, что получилось на выходе, можно описать следующим образом:


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...