«Мы знаем, – сказал автор «Герники», – что искусство – это не истина. Искусство – это ложь, приближающая нас к истине. По крайней мере, к той истине, которая подвластна нашему пониманию… Художник должен открыть для себя способ убеждения публики в подлинности его вымысла».
Музей Пабло Пикассо в Барселоне уникален тем, что именно здесь можно проследить все этапы развития, трансформации и совершенствования гения живописи ХХ-го века. Созданный при жизни мастера, музей открылся 9-го мая 1963 года в готическом городском дворце XII-го века Беренгера Агилара. Сначала в музее была представлена коллекция работ Пикассо, принадлежавшая Хайме Сабартесу.
А 1 марта 1970 года Пабло Пикассо подарил музею почти тысячу своих работ.
«Я не ищу, я нахожу», – говорил художник. В 19 лет Пикассо отправляется в Париж, который в тот момент стал центром постмодернистского искусства. В барселонском музее этот период творчества Пикассо представлен очень интересными, уже изменившимися по манере, работами. Безусловно, влияние художников Монмартра не могло обойти стороной молодого Пикассо. В двух работах, «Конец номера» и «Авантюристы» (1901), угадывается влияние Тулус Лотрека. А в картинах «Ла Нана» (1901), мы узнаем манеру Сезанна.
Зал «Голубого периода» – уникален, по количеству собранных работ этого этапа творчества художника. «Голубой период» продлился с 1901 по 1904 год и стал метаморфозой манеры самовыражения Пикассо. Это было очень мрачное, депрессивное время в настроении и состоянии Пикассо. Грусть, разочарование, бестелесность персонажей, иллюзорность пространства и предметов – для передачи этих настроений художником был найден именно сине-голубой тон красок. В полотнах много души и мало форм. Такие работы, как «Мать с больным ребенком», «Крыши Барселоны» или картина «Старый еврей», хранящаяся в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, запечатлели новый, своеобразный стиль, наложивший печать независимости и самобытности на работы 19-летнего юноши.
В работах «Розового периода» есть совершенно потрясающие работы «Ла Сальчичона» (1917) и «Портрет госпожи Канальс» (1905), в которых краски обретают четкость, видение мира становится менее мрачным, мягкие пастельные тона, охристые оттенки и элегантность изображения говорит о том, что художник нашел мотивы спокойствия и радости. «Розовый период» начался летом 1904 года и продолжался до 1905-го года.
Очень интересен зал работ художника, связанный с его знакомством в 1916 году с Дягилевым и танцорами русского балета. Их познакомил Жан Кокто. Пикассо работает с «Русскими сезонами Дягилева», создавая декорации, костюмы и занавес к спектаклю «Парад», декорации к «Треуголке» и «Пульчинелле». А в 1918 году Пикассо женится на русской балерине Ольге Хохловой. К этому периоду творческой жизни художника относятся картины «Персонаж в духе кубизма», «Фруктовая ваза», «Фигура в кресле» и «Бланкити Суарес».
После долгих поисков и длительной работы, Пикассо открывает кубизм. Первая работа – картина «Авиньонские девушки», которая хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Темой картины стали девушки из одного из публичных домов Барселоны на улице Авиньо. «Кубизм, – говорил художник, – не отличается от других художественных школ. Все их объединяют одни и те же принципы и элементы. Тот факт, что кубизм в течение долгого времени не был понят, не означает, что он не имеет собственной ценности. Ведь если я не знаю немецкого языка, и страницы, написанные по-немецки, видятся мне как «черное на белом», это не значит, что немецкий язык не существует; я ни в чем не буду обвинять автора, написавшего эти страницы, я обвиняю самого себя».
Особая гордость музея – зал «Менины». Здесь представлены работы Пикассо, относящиеся к периоду 1957 года. Зал прекрасных картин, интерпретирующих великое творение Веласкеса «Менина или семья Филиппа Четвертого», написанная великим испанцем в 1656 году, превращает музей в уникальное место изучения творчества гения Пикассо. В своих работах «Менины» Пикассо вступает в диалог с автором одного из шедевров мирового художественного искусства, рискуя показать другую сторону образцов классической живописи. 58 картин серии «Менины» были написаны за 4 месяца.
Бесспорно, как мастер и гений искусства ХХ-го века, Пикассо сформировался во Франции, но испанские корни и национальный характер, детство, проведенное в Испании, отец-художник, буржуазная семья – все это неотъемлемая часть личности Пикассо. Особый, динамичный путь – поиск художника проходит через все экспонаты музея, через призму которых можно только догадываться, каким чудом появлялись идеи, почему менялся стиль, что подвигало Пикассо к бесконечному поиску собственного видения этого мира и человека в нем.
Будучи уже взрослым и, посетив выставку детских рисунков, Пикассо произнес одну из самых своих известных фраз: «В их возрасте я рисовал, как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок».
Источник: http://barcelonaru.com/vse-o-B...
Оценили 15 человек
32 кармы