Высота малахитовых колонн 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреблено первоклассного малахита 14632 килограмма.
В 1843 году между одним из самых именитых промышленником того времени Демидовым и Комиссией постройки Исаакиевского собора были подписаны условия на поставку малахита.
Знаменитый на весь Мир уральский камень при возведении собора решено было использовать для изготовления восьми колонн и двух пилястр алтаря. Согласно документу, с Меднорудянского рудника (под Нижним Тагилом ) Нижнетагильскому демидовскому заводу надобно было поставить 1500 пудов малахита наивысшего качества. Малахит должен быть ленточный и добыт из меднорудянских шахт. Минерал должен быть крупных кусков , не имеющих пустот, удобных для обработки. Была также определена цена — 700 рублей ассигнациями за пуд.
События эти происходили в разгар «малахитовой лихорадки». Когда на Урале (сначала под Полевским, а потом в Нижнем Тагиле) были обнаружены крупные залежи малахита, украшения с этим камнем приобрели огромную популярность и в России, и в Европе, стали визитной карточкой нашего края.
В июне 1835 года в шахте «Надёжная» под Нижним Тагилом на глубине 76 метров была обнаружена грандиозная глыба малахита весом более 40 тонн. Всего же в этом гнезде было добыто 480 тонн самоцветного камня. На смену небольшим украшениям из малахита пришли крупные предметы интерьера: вазы, столы, двери.
Как-же изготавливали такое чудо, увы не из цельного куска малахита?
Каждая малахитовая колонна в разрезе представляет собой чугунный цилиндр, прикрытый тремя стоящими друг на друге бронзовыми тамбурами, которые облицованы малахитом . При работе с малахитом использовался метод «русской мозаики». Его применение связано не только с небольшими размерами кусков малахитовой породы и хрупкостью камня, но и с задачами создания определенных мотивов рисунка из пластин, имевших рисунок, в целом неорганизованный. Для этого кусок малахита распиливался на тонкие пластинки, толщиной 3,8 мм , которые разворачивали в виде гармошки , что порождало непрерывность в расположении светлых и темных полос . Затем их подгоняли между собой с целью ликвидации видимых швов, чтобы колонны выглядели, как монолитные. Пластины наклеивали на бронзовое основание, покрытое горячей мастикой из канифоли и воска, после чего поверхность тщательно шлифовали и полировали .
Монферан испытывал к этому камню особое пристрастие и хорошо разбирался в нем. Он лично контролировал все работы, связанные с малахитом начиная с поставки. Только на дотошный отбор малахита ушло несколько лет. Далее мастерам-малахитчикам поручено было приготовить 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны монтироваться колонны. Малахит распиливали на тонкие плитки, толщиной 2,54 мм. Затем их подбирали по "жилам и оттенкам". Швы плиток "должны быть сколь возможно менее заметны". К сожалению история не сохранила имен русских мастеров-малахитчиков сотворивших это рукотворное чудо.
На фотографиях видно, что это мозаика.
Что можно почитать по теме, как делали камни того времени и какие фабрики были, что смог найти.
Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае
Очень хорошая книжка с картинками, история фабрики, природа местности, условия работы, школы, и т.д.
Далее книга
Можно почитать в сети тут
Тоже очень интересная книжка, история, оборудование, производство.
Что можно еще по теме почитать:
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Камнерезные фабрики в России XVIII - XIX веков
Геологическая энциклопедия Резьба по камню.
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Исторические чтения Исторические чтения. 2009 год .Малахитовое убранство Исаакиевского собора и оценка его состояния
Малахит - один из красивейших минералов
Екатеринбургская гранильная фабрика
Очень интересную книгу Ферсмана найти пока не могу.
Вот как академик А.Е. Ферсман описывает технику этой работы в своей знаменитой книге "Очерки по истории камня":
"Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в б. Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня"
Так что малахитовые колонны отливали, но из чугуна, а затем облицовывали. Здесь разобрались.
Сейчас конечно все гораздо проще, но надо не забывать, что и мастера прошлых веков очень ценились и знали свое дело без всякого колдовства.
Это современная мозаика из камня.
Да, Колыванский камнерезная фабрика до сих пор там, на месте.
При ней музей камнерезного дела.
Ну и знаменитая царица ваз из зелёно-волнистой яшмы вышеуказанной фабрики.
И видео по рекомендации Взор
Оценили 57 человек
79 кармы