Кто такие украинцы?

2 512

Кто такие украинцы? Задавая подобный вопрос, я не имею в виду гражданство, ибо украинцами в гражданском смысле могут быть представители самых разных национальностей, традиций, менталитета и даже цвета кожи. Меня интересует другой вопрос – существует ли на Украине достаточно однородная и многочисленная человеческая общность, которую можно идентифицировать по этническому, религиозному или культурному признаку и дать ей определение «украинский народ»?

Мне кажется, трудно, если вообще возможно, идентифицировать украинцев по этническому признаку, уж очень велико внешнее разнообразие населения страны. У жителей Украины разная форма черепа, носа, ушей, разный цвет волос, кожи, глаз, десятки специфических фамилий. Жители разных частей Украины имеют разные антропологические корни, разные традиции и менталитет, а в крупных городах они перемешаны с мигрантами из других стран.

Еще труднее идентифицировать украинцев по религиозному признаку. БОльшая их часть индифферентна к религии, к жизни относится атеистически, а остальные принадлежат к разным религиозным течениям, конфессиям, сектам.

Но, может быть, украинский народ представляет собой особую культурную общность? К примеру, русский народ можно определить, как общность людей, которые говорят и думают на русском языке и являются носителями русской культуры. Так, может быть, и украинский народ представляет собой общность людей, которые говорят и думают на украинском языке и являются носителями украинской культуры? Наверное, такое определение дать можно, но возникает вопрос: а много ли существует таких украинцев, которые вне школьной программы читают украинскую литературу, предпочитают смотреть украинские фильмы (какие?), хорошо знают украинский фольклор? Боюсь, их немного, ведь даже в Западной Украине литература на русском языке пользуется большим спросом, чем на украинским, и почти все жители хорошо знают советские и российские фильмы.

Однажды меня поразила мысль украинского писателя и публициста А.Ваджры, который сказал, что разница между русскими и украинцами не национальная, а социальная, что украинцы это селяне, а русские – горожане. На первый взгляд, парадоксальная мысль, но если в нее хоть немного вдуматься, она очень правдоподобна. Такое соотношение между русскими и украинцами, о котором говорит А.Ваджра, особенно хорошо было заметно в 19 веке, заметно оно и сейчас.

Образованные классы общества России 19 века, составлявшие городское население страны, думали и говорили на русском языке, на нем же издавали газеты и журналы, писали книги. К этой категории населения относились дворянство, купечество, духовенство, офицерство, разночинская интеллигенция: учителя, врачи и т.д. Народные массы, состоявшие в основном из крестьян, жили в сельской местности, а также в окрестностях городов. Люди, относящиеся к этой категории (почти 90% населения) говорили на народных диалектах, отличавшихся друг от друга в разных регионах российского государства. Тогда и сложились, начали противостоять друг другу два типа культур: городская и сельская. На Украине к элементам сельской культуры можно отнести различные разговорные диалекты, народные обычаи, праздники и поверья, вышиванки, рушники, легенды о запорожской сечи, народный фольклор: гуморески, вирши, песни и так далее. Городская культура включала в себя такие элементы, как русский литературный язык, философия, литература, музыка разных жанров, живопись, скульптура, кинематограф (уже в 20 веке).

Когда какой-либо крестьянский подросток забирался помещиком на службу в город, он приобщался там к городской культуре и русифицировался, как это было, например, с Т.Г.Шевченко. Аналогичные случаи могли иметь место и в великорусских губерниях, где городская и сельская культуры также отличались друг от друга, и народные массы говорили на диалектах, отличавшихся от литературного языка своих "господ".

После революции и прихода к власти большевиков, широкие слои населения СССР получили доступ к образованию, и была полностью ликвидирована неграмотность. Одновременно были созданы произведения искусства, доступные и понятные всем гражданам страны: замечательные песни, художественные фильмы и мультфильмы, книги, в том числе, для детей и юношества. Все эти произведения искусства создавались на русском языке, что легко понять и объяснить. Творческая элита СССР не появилась на пустом месте, эти люди были наследниками, продолжателями дела своих предшественников, творцов русской культуры 19 века. Кроме того, русский язык был (и есть сейчас) языком межнационального общения, и любой истинный талант, не боящийся конкуренции, был заинтересован в том, чтобы распространить свои творения на возможно бОльшую аудиторию.

Характер городской культуры изменился, она перестала быть господской, стала массовой и всенародной. Но особенно сильное влияние, на культурную ситуацию в СССР, оказала индустриализация, совершенно изменившая социальную структуру общества. Численность сельского населения на Украине уменьшилась в разы, соответственно, во столько же раз уменьшилось число носителей сельской украинской культуры. Наоборот, численность городского населения, носителей русской культуры, увеличилась в той же пропорции. Возможно, именно поэтому украинские националисты так не любят компартию и коммунистов. Им очевиден факт русификации Украины, и они видят причину этого явления в злой воле руководителей советского государства, не понимая, что это закономерное следствие урбанизации УСССР.

В наше время сельские жители Украины, благодаря телевидению и интернету, достаточно хорошо приобщены к городской культуре, но продолжают говорить на привычных для себя диалектах, сохраняя от прошлого и некоторые другие атрибуты сельской украинской культуры. Переехав на постоянное жительство в город, они, как правило, не меняются, но уже их дети, горожане во втором поколении, переходят на русский язык.

Носителей украинской культуры легко отличить от носителей русской культуры по внешности – у них, у всех, сельские, не в обиду будет сказано, «простонародные» лица. В крупных городах Украины, в которых мне приходилось бывать (в том числе, в Киеве) я всегда мог предугадать, на каком языке ответит на мой вопрос встреченный прохожий. Все объясняется просто - люди с сельским типом лица используют в общении украинский язык, люди с городскими лицами – русский. Люди, с неопределённым типом лица, тоже в в большинстве, говорят на русском языке, но тут возможны ошибки. Конечно, нельзя утверждать, что такое понимание украинцев (как сельских жителей) есть единственно правильное, возможно понимать их и иначе. Но оно наиболее обоснованно и наиболее близко к истине, которая может включать в себя разные точки зрения. В меньшей степени такое понимание украинцев относится к Западной Украине, но и там, как говорилось выше, культурная продукция на русском языке пользуется большим спросом, чем на украинском. Мне могут сказать: но существует же городская украинская культура и достаточно большое число ее носителей? Не спорю. Но полагаю, что по объему эта культура не слишком значительна и не может быть альтернативой русской городской культуре. Она может быть лишь ее дополнением. Что касается адептов украинской городской культуры, то их предпочтение вызвано, если они не галичане, главным образом высоким уровнем политизации, приверженностью идеологии украинского национализма. В этом смысле, об украинстве и украинцах можно говорить, как о политическом явлении. Возникает вопрос: а нельзя ли назвать украинцами всех тех людей, которые в результате многолетней промывки мозгов, не считают себя русскими и сами определяют себя, как украинцев? Наверно, можно. Но такое понимание и определение украинцев не основано на объективных признаках, а исходит лишь из субъективного самоопределения отдельных личностей. С таким же успехом можно назвать этих людей манкуртами. Замечу, что в СССР таких людей на Украине было ничтожно мало, для подавляющего большинства населения Украины (кроме западной) русская самоидентификация была так же естественна, как и украинская. Если бы обычному, рядовому жителю УССР сказали, что он не русский, он бы этого не понял.

Из всего вышесказанного понятно, что дерусификация Украины, затеянная руководителями государства еще в 1991 году, является фактически наступлением села на город, на городскую культуру, что, конечно же, не могло привести к успеху в 21 веке. Дерусификация привела к "войне", иногда видимой, иногда невидимой, между представителями разных культур, разделила население Украины на два противоборствующих лагеря. Интересно, что граница между этими двумя лагерями отнюдь не совпадает с границей, пролегающей между пророссийски настроенными гражданами, сторонниками "русского мира" и их противниками. Есть много проживающих на Украине русских, не признающих права русского языка на государственный статус и одобряющих украинизацию, которые сами упорно не хотят украинизироваться и продолжают думать, говорить, читать, смотреть фильмы на русском языке. Очевидно, сердце у этих людей умнее, чем голова и находится в конфронтации с последней. На словах, выступая против русского языка, эти люди, на деле, являются его сторонниками и "сражаются" на стороне городской культуры и русского мира, сами не подозревая этого.

Таким образом, понимать украинский народ, как однородную, монолитную религиозную, этническую или культурную общность - трудно, даже невозможно. Но, может быть, украинский народ можно понимать, как достаточно цельную гражданскую общность, как, так называемую, политическую нацию? Сомневаюсь. Для становления политической нации, необходимы определённые условия, среди которых перечислю следующие: отсутствие религиозных, этнических, языковых противоречий, притеснений и конфликтов, достаточно высокий уровень жизни граждан государства, то есть, наличие среднего класса, социальная справедливость и защищенность граждан, их равенство перед законом. Трудно создать политическую нацию в государстве, в котором власть не уважает, не любит и не жалеет свой народ, относится к нему, как к быдлу. Такое впечатление, что за время существования "независимой" Украины ее власти делали все возможное, чтобы не дать сформироваться в государстве политической нации, объединить своих граждан в единую общность, превратить их в НАРОД.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • У Чеченцев самоназвание - Нохча. Украинец по-приморски - самоназвание Малоросса. Хотя с 2014 это слово уже стало обозначать приверженность к укросекте. Этакий религиозный символ, как трясуны-пятидесятники . " СкакунцЫ-УкраинцЫ" - гы-гы...
  • Варджа нацик, и автор нацик, раз ссылается на это унылое Г. Селяне, вы поняли? вы говно.  :trollface:  автор говорит что ваш труд выращивание хлеба и мяса таким вот пиртиотистам , это шняга и хрень. вы необразованное сельское говно. А если у вас в сельской Рязани говор не такой как в Москве или Питере или крупном городе, то вы дважды говно.  :trollface:  а я тут причем? к автору претензии, селюки.  :trollface: :wink: