Рим на Понте и Roma на Тибре. Часть 4: Сравнение архитектурных памятников.

0 186

Затронув в предыдущем посте архитектуру Царь-града, перейдём к сравнению архитектурных памятников Рима на Понте и на Тибре, перейдя таким образом к системному анализу и проверке достоверности исторических данных!

Переводя историю греческую Рима на Понте на латинскую историю Рима на Тибре, историки были вынуждены также переводить и исторические известные памятники, здания, сооружения из Царь-града в Рим италийский, а это не всегда получалось достоверно или вообще уже не влезало в Рим на Тибре!!!

Здесь обращаемся к сравнению городов

Грегоровиуса Фердинанда в его лучшей монографии Истории города Рима в Средние века

который даёт описание Рима 5 века по Curiosum Urbis и Notitia.

наиболее яркие несовпадения описания Вечного города по источникам:

с.14 Рим в Италии лежит на 8 холмах, а не на 7 как общеизвестно.

с.26 остров на Тибре указанные документы вообще не знают. Видимо на реке Гевр в Царь-граде островов в черте города нет.

с.17-26 даются 14 районов, которые были в Константинополе, а Рим в Италии был разделён на 7 церковных округов при Домициане.

По всем районом автор указывает объекты (здания), которые либо отсутствуют в описаниях, либо реально отсутствуют в Риме италийском.

Важным и замечательным обстоятельством является то, что христианская церковь уже в первом периоде своего существования подчинила своему ведению город Рим, разделив его, независимо от существовавших 14 гражданских округов, на 7 церковных округов, составивших самостоятельную систему управления церкви. Этим округам соответствовали семь нотариусов, которыми велись истории мучеников, и семь дьяконов, наблюдавших за исполнением церковного учения и за церковным порядком. Такое распределение Рима приписывается уже Клименту, четвертому епископу Рима при Домициане...

Число этих округов ставилось в зависимость то от гражданских округов, причем предполагалось, что каждый церковный округ обнимал два гражданских, то от соответственного же числа сторожевых когорт; точно так же тщетно пытались восстановить их границы. По новейшим исследованиям оказывается следующее: I церковный округ обнимал XII и XIII гражданские (Piscina Publica и Aventinus); II – приблизительно II и VIII гражданские (Coelimontium и Forum Romanum); III-III и V гражданские (Isis et Serapis и Esquilia); IV-VI и, может быть, IV гражданские (Alta Semita и Templum Pads); V соответствовал VII гражданскому (Via Lata) и части IX (Circus Flaminius); VI-IX округу до Ватикана; наконец, VII включал в себе XIV гражданский (Транстеверин).

Районы Константинополя — совокупность административно-территориальных единиц, на которые подразделялся Константинополь, будучи столицей Византийской империи. Согласно легенде, деление на 14 районов было установлено ещё Константином Великим (306—337), сделавшим этот город столицей своей империи. Перечень этих районов (лат. regiones, др.-греч. ρέγεώνες, κλίματα) известен из документа Notitia Urbis Constantinopolitanae[en] периода императора Феодосия II (402—450), аналогичного соответствующим спискам[it] для Рима, описывающим его деление на 14 округов. В отличие от римского перечня округов, в константинопольском приводятся только порядковые номера без указания названия, под которым данный округ известен в народе. Исключение сделано только для 13-го района Сики[1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F

с.37. например, в Риме италийском нет 4 базилик основанных Константином.

По преданию, император Константин основал в Риме следующие базилики: Св. Иоанна в Латеране, Св. Петра в Ватикане, Св. Павла за стенами, Св. Креста в Иерусалиме, Св. Агнессы за Номентанскими воротами, Св. Лаврентия за стенами и Св. Марцеллина и Петра за Porta Maggiore. Однако исторически ничего не известно о построении этих церквей и, вероятно, только базилика Св. Иоанна в действительности обязана своим возникновением Константину.

Посреди этих латеранских дворцов стояла древняя базилика, построенная Константином; уже поэтому она не могла быть большим зданием и включала в себе скорее три, чем пять кораблей, колонны которых были взяты из языческих храмов. Но о константиновской постройке мы не имеем теперь уже никакого представления, и до нас дошло сколько-нибудь ясное описание только нового здания, воздвигнутого при Сергии III в начале X века. Базилика была посвящена Христу и называлась базиликой Спасителя, и только после VI века она стала называться базиликой Св. Иоанна Крестителя. Ее называли также Константиновская базилика, по имени ее основателя, и Basilica aurea вследствие богатых ее украшений. В книге пап перечисляются многочисленные приношения, сделанные Константином этой церкви: золотые и серебряные изделия большого веса, чаши, вазы, канделябры и другая утварь, украшенная праземами и гиацинтами; но очевидно, что биограф Сильвестра включил в описание и все то, что накопилось Ценного в церкви в последующие столетия. Как мать христианских церквей, Omnium Urbis et Orbis Ecclesiarum Mater et Caput, базилика Константина ставила себя на первое место перед всеми другими церквями и даже заявляла притязания, что святость иерусалимского храма перешла на нее, так как кивот завета евреев сохраняется под ее алтарем. Тем не менее эта епископская церковь Рима, торжественным вступлением во владение которою каждый папа начинал свое правление, была отодвинута на второй план собором апостола Петра.

Совершенно неизвестно, при каком папе и при каком императоре была основана церковь Св. Петра;

Книга пап говорит, что этот император воздвиг ее в храме Аполлона по просьбе епископа Сильвестра и положил тело апостола в неподвижный гроб из кипрской бронзы. Ватиканский храм Аполлона известен только по преданию; но раскопки показали, что церковь Св. Петра была основана рядом с святыней, у которой совершались служения в честь Кибеллы; этот культ долее всего сохранился в Риме и продолжался в священном Ватикане еще тогда, когда Феодосии уже молился у могилы апостола.

Большое почитание, которым пользовался св. Лаврентий, доказывается двумя церквями, которые уже в ранние времена были посвящены ему на Марсовом поле. Епископ Дамаз, будучи португальцем и потому близким к святому по своему происхождению, основал между 366 и 384 гг., неподалеку от театра Помпея, базилику S. Laurentius in Damaso. Вероятно, она находилась подле курии или атриума, в котором был убит Цезарь. С постройкой базилики могло начаться разрушение этого памятника. Древняя церковь, построенная Дамазом, была снесена только в конце XV века и заменена новым зданием внутри дворца вице-канцлера.

Еще до Гонория была построена базилика S. Laurentis in Lucina. Так как такого рода добавления – in Lucina, in Damaso и т. п. – обыкновенно обозначают имя основателя, то предполагают, что церковь эта была построена римской матроной. Другие полагают, что церковь названа так по имени храма Juno Lucina. Но такой храм на Марсовом поле неизвестен. Базилика находилась поблизости тех солнечных часов, которые были поставлены Августом вместе с обелиском, служившим указателем для них.

Предание приписывает благочестивой Елене первое основание базилики Santa Сrосе in Gerusalem. Здесь императрица должна была поместить часть найденного ею подлинного креста. Время построения этой очень древней и замечательной церкви неизвестно. Она была выстроена в пустынном и красивом месте Рима, в северо-восточном углу стен, возле Кастренского амфитеатра и неподалеку от бань Елены. Книга пап помещает ее в баснословный дворец Sessorium, по имени которого находившиеся недалеко от него Porta Maggiore назывались Sessoriana. Так названа была и сама церковь; но действительное название ее было Basilica Heleniana и Hierusalem. Так как она упоминается под этим именем в 433 г. при Сиксте III, то она уже должна была существовать при Гонории.

И чудо свершилось. Либерии приказал начертить на свежем августовском снеге план базилики, на построение которой патриций дал средства. История поясняет это сказание. Базилика была памятником Никейского Символа веры и ортодоксального учения Анастасия, из-за которых Либерии сам был в изгнании в течение двух лет. Поклонение же Богородице в IV веке еще не было общепризнанным и оно получило такое значение только после 432 г., когда Сикст III вновь построил Basilica Liberiana, украсил ее мозаикой и уже прямо посвятил ее Богоматери.

Не может автор достоверно определить здание Сената, а вот в Царь-граде на Понте он точно существовал и даже было 2 здания Сената.

Из того же ФГ: оказывается нет никаких следов, данных, информации о разрушениях Рима италийского в результате захвата города готами Алариха (стр. 62).

Между тем вопрос, в чем заключались эти разрушения, весьма важен, так как история развалин Рима, которая отчасти должна быть изложена нами, начинается, по-видимому, именно с этого разграбления Рима, как события, составляющего эпоху, хотя собственно разорение Рима началось уже с Константина.

А пару источников (писатель-историк и поэт), посетившие город спустя два года находят его цветущим и прекрасным, без каких-либо следов разрушения.

Впрочем, лишь через два года после завоевания Рима Аларихом этот разграбленный город видели историк и поэт, и город так мало походил на развалины или так мало пострадал от пожара (чтобы ни говорил св. Иероним), что и историк, и поэт оба в изумлении прославляют несравнимые красоту и великолепие Рима. Олимпиодор рисует ту картину еще неразрушенных терм и дворцов Рима, которую мы знаем; префект же Рутилий из Нумаца в своем прощальном стихотворении к Риму ни словом не упоминает об опустошенном виде города, а, смотря еще раз на Рим с Тибра, приходит в восторг при виде «красивейшей царицы мира, храмы которой возносятся к небесам».

Следующий грандиозный по своим размерам факт - объект - это.... Ипподром

при Константине был достроен и торжественно открыт 11 мая 330 года (День города по-христиански) в Константинополе на 200 тыс зрителей (иногда называют 100 тыс.).

Этот ипподром начал строить Септимий Север во 2 в. н.э.

Что за город такой был великий и значительный Виза, чтоб там начать такую стройку? чтобы строить его около 100 лет...?

В несколько раз больше, чем современные футбольные поля. Его длина внешняя - ок. 500 метров, внутренняя, арена - 330м.

У этого Ипподрома была известная и характерная архитектурная особенность - он был соединён крытым проходом со Дворцом ромейских василевсов!

например как-то так
https://avatars.mds.yandex.net...

Так что такое изображение ипподрома со дворцом стало типичным характерным топографическим символом для изображения на картах-планах схемах и в Риме на Тибре.

Ипподром отличается принципиально архитектурно по форме и по функциональному назначению и от Цирка - круглой или овальной формы и от Амфитеатра - полукруглой формы, и функционально: только на Ипподроме можно проводить скачки - бега на колесницах!!!

В Риме на Понте до сих есть останки этого Ипподрома,

если обходить ипподром с восточной стороны там, где он закругляется, и то что по-научному называется Сфендон

вид предстаёт примерно такой

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sphendone_of_the_Hippodrome_of_Constantinople?uselang=ru

стены разной технологии постройки, то плинфа, то дикий камень, то бетон, но наверху любопытный турист заметит здания относительно новые, хотя на старой картинке там вроде был второй ярус арок

https://avatars.mds.yandex.net...

обогнув остатки "ипподрома" с восточной стороны, идя в гору к северу и поднявшись, я обнаружил на нулевом уровне Лицей Техникум, то есть с северо-западной стороны нет такой стены, которая есть с южной;

с центральным входом и там же висит мемориальная доска с историей данного здания и места, примерное содержание соответствует инфо на сайте:

в 1054 году сын византийского императора Леона Константин Философ организовал здесь больницу для душевнобольных.

Далее здесь была кузница, оружейная мастерская.

После взятия турками была кузница, оружейная мастерская при Фатихе Султан Мехмете в 1453.

в Риме на Тибре есть и ныне только пустырь, которому придали форму ипподрома и назвали

Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный[2] ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином.

https://avatars.mds.yandex.net...

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. Посередине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

ГВ больше всего понравилось древнеримское слово "спина - spina"!!!! и как по смыслу подошло!

Любопытно, так какой ипподром и где открыл Константин Великий? и колонну где поставил?

Любопытно и как же можно расширить ипподром: беговую дорожку с трибунами? и фундамент тоже расширил?

вот например фантазёр великий и искусный художник Пиранези на своих чертежах - планах путал названия и назначения объектов

нарисовал два ипподрома и назвал их Circus - Цирк

https://avatars.mds.yandex.net...

а Колизей для морских представлений нарисовал

https://avatars.mds.yandex.net...

и картографы не могли удержать свою фантазию, вот считайте, сколько здесь символов Ипподрома нарисованы в одном городе Риме на Тибре, я насчитал 8 символов и даже с одинаковыми колоннами внутри!!!

https://avatars.mds.yandex.net...

Ancient Rome and its Hills, from the West

Series/Portfolio:Speculum Romanae Magnificentiae

Artist:Etienne DuPérac (French, ca. 1535–1604)

Publisher:Antonio Lafreri (French, Orgelet, Franche-Comte ca. 1512–1577 Rome)

Date:1573, Engraving

Дополнительные ссылки

Пло́щадь Султанахме́т (Ахмедие́, Ипподро́м; тур. Sultanahmet Meydanı) — главная площадь Стамбула,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%82_(%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C)

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hippodrome_of_Constantinople

План вид сверху Царь града при османах

https://avatars.mds.yandex.net...

Планы Рима на Тибре на которых не видно Ипподрома

https://avatars.mds.yandex.net...

а здесь нашли место втиснули Cirucs Maximus, но кажется не в историческом центре

https://avatars.mds.yandex.net...

и чуть не упустил этимологию слов Цирк - Circus - Круг, которая исключает абсолютно вариант названия Ипподрома с беговыми дорожками именем Цирк Максимус!

Itaque, слово имеет Мадам Лингвистика:

Этимология

Происходит от лат. circus «круг; цирк, ристалище», далее из праиндоевр. *kirk- «поворачивать, закруглять(ся)».

circulus

Значение: круг, колесо, орбита

English Etymology

From Latin circus (“ring, circle”), from Proto-Indo-European *sker, *ker (“to turn, to bend”).[1][2]

Latin Etymology

From Ancient Greek κίρκος (kírkos, “circle, ring”), related with κρίκος (kríkos, “ring”).

Ancient Greek Etymology

Compare κρέξ (kréx, “crane, crex”) and κρίκος (kríkos, “ring”) (the different senses may well be of different origin).

Etimologia / Derivazione

dal latino circus, cerchio ma anche luogo circolare

вот наглядная картинка из словаря французского толкового - пишут круг, а рисуют ипподром

https://www.lexilogos.com/latin/gaffiot.php?q=circus

Ипподром не круглый!

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC

latitudo hippodromi: circiter 120 m, longitudo: 210 m.

la.wikipedia.org/wiki/Hippodromus

Обзор движения фронта с 22 по 28 апреля. Карты

Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.ВС РФ ведут последователь...