Екатерина II (Романова). Записки касательно российской истории

0 153

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сии записки касательно российской истории сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем "Истории российской", кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными; ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превратном виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки. Писатели те хотя высказываются, что имели российских летописцев и историков пред глазами, но или оных не читали, или язык русский худо знали, или же перо их слепою страстию водимо было. Беспристрастный читатель да возьмет труд сравнить эпоху российской истории со историями современников великих князей российских каждого века, усмотрит ясно умоначертания всякого века, и что род человеческий везде и по вселенной единакие имел страсти, желания, намерения и к достижению употреблял нередко единакие способы. Все европейские народы до святого крещения, быв погружены в суеверие, в идолопоклонство, имели правила и права иные; получив просвещение Евангельское, получили правила до того им неизвестные, кои не инако могли переменить обычай, мнение и мысли людей, стариной занятые, как мало-помалу*.

______________________

* Собиратель сих записок касательно российской истории - не в числе змей, вскормленных за пазухой: он век свой чтился выполнить долг благодарного сердца. Он думает, что похвальное не останется без хвалы; непохвальное без опорочения, доброго же умалять доброту или порочного умножать дурноту, и тем подобиться неискусному врачу либо невежеством наполненному детскому учителю, не есть дело его.

Первая эпоха

7

Российскую историю разделить можно на пять эпох или времен.

Первая эпоха - до великого князя Рюрика, или до 862 года по Рождестве Христове.

Вторая эпоха - от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года.

Третья эпоха - от пришествия татар до изгнания татар, или от 1224 года до 1462 года.

Четвертая эпоха - от изгнания татар до восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича, или от 1462 года до 1613 года.

Пятая эпоха - от восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича до днесь, или от 1613 до днесь.

8

Первую эпоху российской истории паки разделить можно на три времени.

Первое время - то, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа.

Второе время - то после Потопа, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеем.

Третье время - то, о котором известия до нас дошли, но в Святом Писании не находятся.

Касательно первого и второго времен - тех, о которых, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа и после Потопа, - о тех первые книги Моисеевы Бытия повествуют.

12

Новгородский летописец сказует следующее. Един князь Славян* с братом Скифом**, имея многие войны на востоке, пошли к западу, многие земли около Черного моря и Дуная себе покорили.

______________________

* Тут видится баснословное, смешанное со истиною. Князьям едва не дано ли имен народов славян и скифов. Князья названы братьями, хотя славяне и скифы были народы разные.

** Что славяне и скифы имели многие войны на востоке и западе, и многие земли покорили - о том сомнения нету.

______________________

Славян князь оставил по Дунаю сына Бастарда, пошел к полуночи, град великий создал, во имя свое назвал Славянск.*

______________________

* Славяне везде, куда ходили, созидали грады.

______________________

Скиф князь остался у Понта Меотиса, в пустынях обитал, где питался скотоводством, и прозвалася страна та Скифия великая.*

______________________

* Скифы не имели селений.

______________________

По устроении великого града умер Славян князь, и по нем владели сынове его и внуки много сот лет.*

______________________

* Иные разумеют сей град был Новгород, а иные - Старую Ладогу.

______________________

Потом был князь Вандал*, который, владея славянами, ходил войною на север, восток и запад морем и сухим путем, и возвратился во град великий, покоряя народы многие.

______________________

* Тут опять князю дано имя народа.

______________________

После того князь Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников* Гардорика и Гунигарда со многими войсками славян, руси и чуди, и сие шедше, многие земли завоевав, не возвратились; князь Вандал разгневался на них за то, все земли от моря до моря от них отобрал, роздал своим сыновьям. Имел же он три сына, а именно: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому сыну построил по единому граду, назвал их именами. Сам пребывал в великом граде лет много и в глубокой старости умер. По нем Избор и Столпосвят умерли же, и Владимир принял власть над тою землею. У Владимира была жена от рода варяг, именем Адвинда, весьма прекрасная и мудрая, о ней много повествуют в старых песнях.

______________________

* Тако северные иностранные писатели называли Русь.

______________________

После смерти Владимира и Адвинды княжили сыновья его и внуки девятый* до Буривоя. Буривой имел войну с варягами многократно, победил их, потом сам был побежден варягами, кои дань тяжкую наложили на град великий, на славян, русь и чудь.

______________________

* Иные счисляют четырнадцать колен до Гостомысла, сына Буривоя; полагая на владетеля по двадцати пяти лет, то учинить 350 лет, и так сие поколение восходит примерно до 480 года по Рождестве Христове.

______________________

Народы, отягченные данью, послали к Гостомыслу, сыну Буривоя, просить да избавить их от варяг.

Гостомысл варяг изгнал и при море град во имя старшего своего сына Выбора построил, учинил мир с варягами, и бысть тишина в той земле.

Гостомысл был муж храбрый, мудрый, соседями почитаем, а людьми любим ради правосудия; многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушати мудрости и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися повсюду.

Гостомысл имел четыре сына и три дочери, сыновья померли прежде отца, большая дочь была за Изборским, от которой Ольга княгиня, средняя дочь его, Умила, была в замужестве за финским королем отродия варяжского; от сего супружества родился Рюрик со братиями.

Гостомысл оставил завещание своим подданным, чтоб по смерти его призван был владычествовать в Новгород внук его, сын средней дочери, Рюрик, князь варяжский, со братиями Синеусом и Трувором*.

______________________

* Сии имена суть готические и сарматские.

______________________

13

Между баснословиями почитать надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море. Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа.

14

Славянских князей поколение пресеклось в Новгороде кончиною Гостомысла.

У всех славянских поколений был обычай имена как мужеские, так и женские заимствовать от своего языка.

Примечается, что славянский народ любил везде употреблять слово "слава". Князи и вожди того народа имели имена от славы, как-то: Святослав, Ярослав, Изяслав, Мстислав, Мечеслав, Судислав, Ростислав, Радислав, Болеслав, Владислав, Венцеслав, Вышеслав, Славомир, Преслава, Возмислава, Будислава, Подражислава, Сбыслава и проч.; даже и в народных песнях припев всегда был и есть "слава". Самое имя славянского народа писатели производят от славных дел славян.

Славяне более к воинской службе прилежали, нежели к наукам и художествам, и потому не диво, буде красноречивых дееписателей между ими не случилось; однако же по сказаниям Нестеровым и иных видно, что они древние истории письменные имели, да оные утрачены или еще не отысканы, и потому до нас не дошли.

Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели; они своим соседям известны были под своим именем, иногда же и под другими многими именами. Распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского народа. До времен Рюрика почти вся Россия уже славянским языком говорила.

Многие народы в свете завоеваниями теряли свой язык, но славянский язык перенимали побежденные славянами народы.

Славяне жили в жильях; они воевали пеши, имея в одной руке малой щит, в другой невеликое копье; платье носили одно, и то короткое; говорили все одним языком, хотя много поколений славян было. Славяне были росту и вида равного, люди взрослые, здоровые и сильные; лицом были не весьма белы, волосы имели темно-русые.

Славяне на востоке, юге, западе и севере обладали толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не касались. Где же побывали, тут строили города, коим многим славянские имена до днесь остались.

Понеже славянских князей поколение, которое пресеклось кончиною Гостомысла в 860 году, восходит примерно до 480 года по Рождестве Христовом, то надежно полагать можно, что до 480 года славяне приходили в Русь.

15

Российские древнейшие писатели, как-то Иоаким и Нестор, именуют Русь и Русия.

Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.

Потери же когда где последовали, то сие происходило от вредительных ссор и междоусобиц.

Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.

Были ли государи русские до пришествия в Русь славян, о том известия порядочного по сю пору не отыскано, но вероятно, что без начальства и начальника не были.

Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали соседям в войнах.

Слово "князь" в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода и высший войск начальник, положено.

У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было.

Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.

Латины русь именовали рутении.

Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами.

Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.

Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется.

Город Старая Руса был прежде Новгород.

Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились.

У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге.

Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика.

В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления.

По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец.

Славяне, пришед, русами овладели.

Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются.

Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.

16

Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.

17

О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково на престоле русском от 862 по 1598 год, и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжалось; и в дворянстве от варяг в России и в Польше многие еще роды находятся.

По истории ясно видно, что варяги жили при море Балтийском, которое у русских Варяжским именовано.

Варяжским морем прямо называлась часть Балтики, которая между Ингерманландиею и Финландиею находится.

Со Рюриком в Русь приходили варяги, и более при нем в знатности находились, нежели славяне, ибо везде имена варяжские в его время упоминаются.

До Рюрика варяги имели войны с русскими, а иногда варяги русским князьям войски давали, были союзники русов и служили им из платежа на войнах.

Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали над неприятелем в одном месте, то продавали в другом.

18

Российские писатели сказывают, что князь Кий, пришед около 430 года по Рождестве Христове со своими братиями Щеком и Хоревом и со сестрою Либедь, или Лебедь, и со многими людьми, поселился на брегах Днепра. Кий - старший брат - построил во имя свое Киев; около Киева тогда был лес и бор велик, который к ловле зверей был полезен.

Второй брат - Щек - создал град Щековицу.

Третий брат - Хорев - построил град Хоревицу, который потом именован был Вышгород.

Сестра их Лебедь наименовала реку Лебедь, и на оной построила город Лебедь же.

Дееписатели сказывают: 1) что сии мужи были мудрые и смысленные; 2) что были не малые владетели в народе своем и 3) что они имели обычай тих и кроток.

Все сие доказывается тем, что пришед созидали города. Бесспорно, более мудрости и смысла замыкается в созидании, нежели в разрушении.

Не имев ни людей, ни иждивения, не могли созидать городов.

Самое созидание городов доказывает обычаи и склонности.

Некоторые писатели производят Кия со братиями от персиян и скифов, но скифы не весьма обычайно строили города.

Другие сказывают точно, что Кий со братиями были славяне и пришли со многолюдством. Что славяне около того времени в движении были и чинили завоевания, то доказывается приходом славянских князей около 480 года в северные края Русии, как выше сказано. Но имена Кия, Щека и Хорева не сходствуют славянскому обычаю заимствовать имена князей и вождей из своего языка.

Третьи писатели говорят, что Кий со братиями пришли из диких полей, и были в Полянах князи, и что поляне говорили славянским языком, и что, по кончине Кия, Щека и Хорева, дети и наследники их, всякой на своем уделе, долгое время порядочно и великолепно владычествовали до Аскольда и Дира, и что те князи имели подданных себе иных князей, которых в воеводы и полководцы своих войск употребляли, и что из удельных князей был первый Радим, по нем народ назывался радимичи, другой был Вятка, или Вадко, на реке Вятке и несколько по Волге, и будто по нем назывались вятичи и вятчане. Третий князь был Дулеб, который владел над рекою Бугом, и по нем звалися дулебяне.

Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.

19

Имя Скиф весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было.

Но ни единый народ сам себя не называл скифами.

Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и в название сие включали многих народов, яко то и славян, сармат и татар.

Скифы самые северные, по сказанию греческих писателей, жили или обращались у моря Каспийского, в Кубане, Кабарде, реки Дона до Днепра.

Малою Скифиею назывался Крым и бывшая степь Крымская, ныне Азовская губерния. Некоторые скифские поколения,имели самовластных государей, и сие по состоянию их для приобретения общей пользы и сохранения спокойства и безопасности весьма им было нужно.

Греческие писатели скифских государей Василеи, Латинские - Рекс именовали, а иногда Кахан, или Каган.

Сказывают, что скифы терпеть не могли, чтоб другие народы себя старейшими и древнейшими их сказывали.

Иустин повествует о древнем споре, бывшем между египтян и скифов о их древности, о котором сказует, что скифы были того мнения, что их земля была прежде населена; ибо, говорили они, буде бы в начале вещей огонь владычествовал, то их страна, яко холоднейшая, долженствовала сперва потухнуть и, следственно, удобною к населению учиниться; а буде бы вода вселенную покрывала, то, яко высочайшая страна, долженствовала быть прежде осушена.

Но втуне един народ пред другим старейшеством преимущества ищет, ибо по Святому Писанию известно, что все народы суть потомки Адама, и по Потопе отродие Ноево всю вселенную наполнило. Буде же бы быть прению между народами, то не о старейшестве, но приличнее разве о том, которой народ иного старее прославился добронравием и прочими добродетелями.

О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать другу во всякой нужде и опасности.

Дружбы неустрашимых людей искали паче иных.

Избрав друга, обязывались до смерти сохранять дружбу.

Скифы почитали, что более трех друзей иметь не можно.

Они в хлебопашестве не упражнялись, но в скотоводстве.

Домов не имели, но кочевья.

Жен и детей переваживали с места на место в телегах, покрытых кожами или листьями.

Переезжали с места на места для корма скота.

Редко были пеши, но всегда езжали верхом или на телегах.

Пища их была каймак и кобылье молоко.

Одевались звериными кожами зимою и летом.

За щегольство почитали иметь в руках лук натянутой.

Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.

У них суд отправлялся по здравому рассудку без письменного закона.

Они строго запрещали и наказывали воровство.

Сие было причиною, что их многочисленные стада без стражи паслися.

Все их законы клонились ко вложению добродетелей и неустрашимости.

Все писатели единогласно хвалят добродетели, наипаче же справедливость скифов.

Супружества у них были благополучны по четырем причинам: 1) что дети были воспитаны и наставлены в добродетели; 2) что мужья к женам, а жены к мужьям были чистосердечно привязаны; 3) для того, что те и другие имели отвращение от преступления; 4) что закон был строг над преступником супружественных обязательств.

У скифов девицы не имели иного приданого, как родительские добродетели.

Девы не могли вступать в супружества, не быв на войне; робкий же жених не сыскивал невесты, ибо девицы гнушались выйти за труса.

Для исчисления воинов скифы имели обыкновение, что, выступая в поле, каждый воин кидал стрелу в единой сосуд.

Народ, который не имеет утвержденного жилья, обыкновенно не прилежит к наукам и художествам.

Но нужда есть родительница изобретения.

Скифы имели плотников для делания телег, скорняков и кожевников для выделывания кож и ремесленников для делания луков, стрел, саблей, копий, лат и щитов.

Большая сила скифов состояла в коннице и в стрелках.

Они стреляли из лука в цель, скакав на лошади во весь опор.

Жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях. От того произошла пословица: "Скифы столько искусны стрелять из лука, сколько греки играть на лире".

Во всей древности скифы побеждали завсегда за себя или своих союзников. Трижды победили скифы всю Азию.

Дария царя Персидского они со стыдом прогнали.

Кир со всею своею армиею противу скифов удачи не имел.

Сопирион, вождь Александров, ими был побежден.

Римлянам скифы никогда покорны не были.

Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз.

Первый царь Скифский, сказывают, назывался Скиф.

Анахарсис, королевич скифский, брат царя Кадвида, во время Солона в Афинах учился.

О нем Плутарх говорит, что якори на корабли и другие полезные вещи вымыслил и к Семи греческим мудрецам причтен. В Афинах были изображения мраморные, которые его представляли с натянутым луком и с книгою.

Плиний сказывает, что Скил, королевич скифский, сын Ариатна и матери Истрины, от греков, живших по Днепру, во граде Борисфен учился.

Греки Днепр-реку называли Борисфен, а Дон-реку - Танаис.

Абарис, скифский посол, от северных стран в Афины присланный, несколько книг писал, о которых многие упоминают.

20

Выше писанное, касательно первой эпохи российской истории пределов северных, представляет Русь и Русию до 480 года по Рождестве Христове, противу нынешнего состояния яко во младенчестве.

Пределы русские, однако же, простираются уже на девять степеней широты и на двадцать восемь степеней долготы и, следовательно, обширнее суть некоторых царств европейских нынешнего века.

Русы в войне дают и получают помощные войска, следовательно, в сношении со соседьми, давая им доверенность, сходственную обоюдной пользе, и получая оную от них.

Таковые союзы едва могли ли быть без Договоров.

В мире русы торгуют на север с Даниею, Швециею и Норвегиею, на полдень - с Индиею, Сириею и даже до Египта, по свидетельству северных и полуденных писателей.

Письмо и законы письменные имеют.

Да как им и не иметь, имея толикие дела и обороты?

Города три именитые созданы, яко то: великий град (Ладога), Старая Русь, который снабдил Новгород великими людьми; Холм-город, куда северные короли приезжали нарочно ради моления.

Славяне пришед русами овладели.

Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли.

Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются, и язык славянский перенимали.

Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилось Гостомыслом.

Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали.

Варяги требовали от своих королей и вождей предприимчивости и ума.

Следовательно, славяне-русь приобрели в сем соединении со варяго-русами искусных мореходцев и предприимчивых и умных князей и вождей; следствии того ко Второй Эпохе принадлежат.

В полуденном краю России, около 430 года по Рождестве Христове, созидается на реке Днепре град Киев и иные города, князьями, пришедшими из мест тех, кои греки под общим названием Скифии разумели, одного языка со славянами.

Северные скифы переходные кочевья имеют у Днепра.

У них были самовластные государи.

Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими.

Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатство, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие лучшее их - щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво; письменного закона не имели, пороки наказывали строго.

Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов.

У них супружества были благополучны, понеже нравы имели неиспорченные.

Наук и художеств мало знали, но ремесленников имели.

Большая сила скифов в коннице и стрелках состояла.

Жены езжали с мужьями на войну; девы не вступали в супружества, пока не были в поле.

Невесты гнушались женихов робких.

Трижды скифы победили всю Азию.

Один Александр имел над ними успех и заключил со скифами союз.

Таково дееписатели представляют полуденных соседей россов. Какие же были дей и деяний обороты от времен Рюрика в полуденные края и сим народом, сие принадлежит ко второй эпохе.

Вторая эпоха

21

Вторая эпоха российской истории полагается от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года.

Вторую эпоху российской истории разделить можно на два времени.

Первое время - то, в которое Россия не была просвещена святым крещением, или от 862 года до 988 года.

Второе время - то, в которое Россия была просвещена святым крещением, или от 988 года до 1224 года.

Великий князь Рюрик I

22

Историки сказывают, что в 860 году по Рождестве Христове Гостомысл, быв при конце своей жизни, созвал старейшин земли от славян, русы, чуди*, веси**, мери***, кривич**** и дрегович*****, говорил им: "что видит между ими несогласие, всяк из них по своей мысли и прихоти правит и судит, отчего правление земель и дел медлится и разорение Великому Новгороду воспоследовать может, сами собою править не могут; и для того надобно им князя, которой бы над ними владел, что таковые три брата, князи честного происхождения, обретаются в варягах, кои разумом и храбростию славны..."

______________________

* Русы называли чудь Эстландию и Лифландию. На сарматском языке чудь значит "сосед".

** Сарматы Белоозеро называли по-сарматски - Виису.

*** Мордва сами называют себя мери.

**** Кривичи суть сарматы, обладанные славянами.

***** Дреговичи - обладанные сарматы славянами по Двине около Полоцка.

______________________

Новгородцы приняли Гостомыслов здравый совет; по кончине его, в том же 860 году, послали послов из первейших граждан в варяги, трех братов - князей Рюрика, Синеуса и Трувора - звать владети над собою.

Послы, пришед к варягам, говорили князьям между прочим сии достопамятные слова: "Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет; придите владети нами".

Рюрик со братиями, услыша о несогласии, своеволии, прихоти и беспорядке новгородцев, с трудом согласились на просьбу их.

Наконец, склонились на предложение послов.

Князь Рюрик, со братиею и своими домами собравшися, взяли с собою великое число своего народа, пришли из варяг к рубежам (границам) русским в 861 году.

Старейший Рюрик - в Старую Ладогу, который город укрепить велел.

Синеус на Белоозере - в Весь Егонскую, а третий, Трувор, - в Изборск. Сей тогда главный град был в той стороне, а Пскова еще не было. Князи от всех чинов русских с великою радостию были приняты.

По прошествии двух лет умер князь Синеус на Белоозере без наследия, а по нем наследствовал князь Трувор; но вскоре и сей в Изборске скончался (в 864 году). Могилы сих князей назначили насыпанием великих курганов земли, по тогдашнему обычаю. Сии курганы (холмы) до днесь видны. По смерти обоих братьев, Синеуса и Трувора, князь Рюрик новгородские оба княжества, Белозерское и Изборское, к Новгородскому присовокупил.

В четвертое лето княжения его переселился из Старого града (Ладога) в Новгород Великий ко Ильменю (озеро), в том городе умножил строение, и прилежание имел о расправе земли и правосудии. Дабы всюды расправа и суд не ослабел, послал князей (начальники) по градам Полоцк, Ростов, Белоозеро, Изборск, Смоленски Муром, и по тем градам князи были варяги-пришлецы (говорит Нестор), а жители были в Новгороде славяне, в Полоцке - дреговичи, в Смоленске - кривичи, в Ростове - мери, на Белоозере - весь, в Муроме - муроме.

Сам же именовался князь великий - для различия от подданных ему князей, коих Рюрик немало подвластных имел. Именование князь великий - то же, что у греков Архикратор, или Василей.

По смерти (финландского короля) отца великого князя Рюрика владел он варяго-русами, кои ему дань платили и войски давали.

Славяне, живущие по Днепру, зовомые поляне и горяне, утесняемы бывше от хазар*, кои обладали градом Киевом и прочими около лежащими областьми, брали с них дань тяжкую и требовали сверх того всякие поделия (работы) изнуряющие, прислали к великому князю Рюрику предные мужи (именитые или старшины) просити, да пошлет к ним сына или свойственника князя княжити. Он же дал им Аскольда и войски с ним отпустил.

______________________

* Древние скифы.

______________________

Аскольд же был пасынок великого князя Рюрика, сын жены его от первого мужа.

Аскольд, отъезжая, выпросил у великого князя позволение идти ко Царюграду и, получив, собрал войски, пошел на полдень к Смоленску и от Смоленска по Днепру на судах к Киеву, повоевав сперва хазар, пришел в Киев.

Аскольд остановился в Киеве, умножил войски варягами, имел войну с Польшею и древлянами.

В 865 году ходил Аскольд на греки, по Днепру спустился на судах, на лодиях и иных судах числом до двух сот по Черному морю ко Царюграду, в 14 лето Михаила, царя Греческого. Царь Греческий тогда ходил с войсками на Сарацын, и, дошед до Черные реки, Епарх (наместник), оставленный в Царыраде, послал ко царю весть, что русы идут на Царьград; что услыша, царь возвратился; Аскольд же с поляне, вшед внутрь протока из Черного в Средиземное море, именуемого Босфор Фраческий, кораблями Царьград обступил. Царь же, возвратясь, едва мог во град войти.

Греки помощи ко обороне тогда уже себе не чаяли, к Богу единственно обратили молитвы. К утру восстала буря и от крепкого ветра сильное морское волнение, которое разбросило русские корабли по берегам и мелям, так что малое число домой возвратилось.

Аскольд с остаточными пришел в Киев, откуда вскоре поход имел на печенег*, а после того на кривич (Смоленск).

______________________

* Печенеги суть татары; комани - тож.

______________________

Аскольд у греческих писателей князь Рос именован.

Пока Аскольд упражнялся сими походами и великий князь Рюрик старался о безопасности своих границ, в Новгороде начались беспокойствия, по сказаниям писателей, от зависти новгородцев противу варяг.

Начальник оных был муж храбрый, именем Вадим, князь славянский.

Мнят, что жалоба состояла в том, будто народ славянский уничижен и мало где в знатности славян находится; но повсюду варяги посылаются и употребляются.

Но великий князь Рюрик вскоре усмирил те беспокойствия и зачинщиков наказал. В сии времена многие славяне бежали от Рюрика из Новгорода в Киев, не хотели яко рабы быти варягов.

При конце жизни великого князя Рюрика, когда был вельми болен и начал изнемогати, видев сына своего Игоря двух лет в, сущем младенчестве, отдал княжение и сына своего своему шурину (брату жены) Олегу, князю Урманскому, из варяг, и скончался в Новгороде в 879 году; тут и погребен. Царствовал 17 лет.

Великий князь Рюрик имел жену, которую он весьма любил, а именно Ефанду, или Едвинду (Гедвиг), дочь князя Урманского. Когда она родила сына Игоря в 877 году, то великий князь Рюрик даде ей обещанной град Ижору.

РОДОСЛОВИЕ РЮРИКА I

Финландский король - супруга Умила, дочь Новгородского князя Гостомысла.

От них:

РЮРИК, Великий князь Северной Русии, от 862 по 879. Супруга его Ефанда, княжна Урманская, которая имела с Рюриком сына Игоря, а от первого супружества сына - Аскольда. Брат ее был Олг, или Олег, князь Урманский.СИНЕУС, князь Белозерский, от 862 по 864.ТРУВОР, князь Изборский, от 862 по 864. Князь Белозерский, от 864 по 865.

Великий князь Игорь I

23

По кончине великого князя Рюрика княжение Новгородское, или Северной Русии, досталось по наследству сыну его, Игорю Рюриковичу; но понеже двух лет был в сущем младенчестве, то делами гражданскими и военными управлял, по завещанию великого князя Рюрика, дядя и дядька Игоря, Олег, князь Урманский, из варяг.

Дееписатели сказывают, что Олег был муж мудрый и воин искусный и храбрый.

Он начал опекунское свое управление объездом областей русских.

Пришед на место, где реки Москва, Яуза и Неглинная соединяются, построил малой град, назвал его Москва и дал его во владение единому из своих свойственников.

Потом Олег, слыша от киевлян жалобы на Аскольда, и нашед оные знатно основательными, и ведав о неудаче его в походе на Царырад и о потере многих людей и кораблей, сам пошел в Киев.

Молодого великого князя Игоря Олег взял с собою и, собрав много войск, пошел сперва к Смоленску, оной град со кривичи взял, людей с доверенностию в оном оставил; сел на суда со всеми войсками Игоревыми, вниз по Днепру поплыл до града Киева; став под городом в 883 году, велел вызвать Аскольда, князя Киевского. Аскольд к нему вышел со киевлянами. Тогда Олег взял на руки Игоря, сказал киевлянам: "Сей есть наследник всех княжений русских, а Аскольд не есть самовластный князь, ни рода Рюрика, но подданный Игоря, который его сменяет с княжения и наказует". (Из сего видно, что Олег со Аскольдом поступил, яко со подвластным князем Игорю. Писатели думают, что причину к тому подало то, что Аскольд, во время своего похода в Царьград, принял веру Христианскую, что, узнав, киевляне донесли Олегу, жалуясь, что Аскольд без ведома великого князя крестился и хочет переменять народную веру.)

После того Олег с великим князем Игорем вошел в Киев, определил тут быть столице российской; другие же области государства роздал в правление знатнейшим боярам и наложил дани на города.

На Новгород - триста гривен.

На древлян, у которых столичный город был Коростен, с каждого двора по черной кунице.

На северян же - легкую дань.

Радимичам запретил дань платить хазарам, а велел платить князю великому и обещал их оборонять противу хазар.

И начал Олег города строить по всей России.

Около сего времени угры (венгерцы), пришед от востока, прошли мимо Киева, шли чрез горы в Волохи и Волынь.

Когда Игорь достиг 27 лет, тогда Олег сыскал ему невесту, из Изборска, девицу добродетельную, именем Прекраса; Олег же нарече ее Ольга, родом была из Веси, именуемой Выбутска, правнука Гостомысла, внука старшей его дочери, и выдал ее на двадцатом году за великого князя Игоря в 904 году.

В 906 году Олег в Киеве собрал российских войск великое число, а именно: варяг, славян, чудь, кривич, мерю, полян, северян, древлян, радимич, вятич, хорватов, улепов и тиверцов.

Великий князь Игорь остался в Киеве. Олег же пошел на конях и на кораблях, числом двух тысяч судов, на которых сидело восемьдесят тысяч воинов, в 907 году от Рождества Христова, из реки Днепра Черным морем в греческую державу, много городов взял; а как к Константинополю приступить намерился, то жители тамошние железную толстую цепь чрез Босфор протянули, проход заперли. Олег, узнав о том, приказал высадить людей из судов, суда перетащить велел сухим путем (писатели сказывают, будто он суда поставил на колеса и, дождавшись способного ветра, велел поднять паруса, поехал по ровному месту к городу), приступить к Константинополю. Царь же Греческий, Лев, выслал из города к Олегу съестные припасы, просил мира и обещал дары. Олег припасы не принял, требовал по двадцати гривен на каждого воина, а было с ним две тысячи кораблей, на корабле по сороку человек. Греческий царь согласился дать таковую дань. Олег же отступил от города и, остановясь недалеко от оного, послал к Греческому царю послов, а именно: Карла, Фарлова, Варемунда, Рулава и Стемида (по сим именам примечается, что первый и третий посол был из варяг, а второй и четвертый - из славян), которые заключили договор с таковыми статьями:

Первое, чтоб греки дали на две тысячи кораблей, считая на каждом корабле по сороку мужей, по двенадцати гривен на человека; что учинит девятьсот шестьдесят тысяч гривен (дань великая по тогдашнему времени, в которое менее денег было во обращении, нежели в последующие времена).

Второе, чтоб впредь греки давали дань ежегодно на российские грады: на Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Любич и на прочие, где подвластные Игорю князи определены.

Третие, чтоб приходящие в Грецию россияне имели съестное содержание от императора Греческого, а когда придет посол, тому дать шестимесячное содержание и покои удобные; на обратный же путь съестные припасы, якори, парусы и канаты, колико потребно, дать безденежно. (Из сего видно, что послы ходили водою.)

Четвертое, российским торговым людям от грек не требовать безденежно ничего и обиды не чинить в градах и селах греческих.

Пятое, россиянам, приходящим в Грецию, остановляться у Святого Мамы*, где записать их имена и дать им съестные припасы.

______________________

* Монастырь при въезде в Босфор.

______________________

Шестое, запрещение русам без дозволения императора входить в Царьград; когда же дозволено будет, тогда входить без оружия и не более числом пятидесяти человек под присмотром со стороны грек.

Седьмое, купцы русские от платежа пошлины в Царе-граде уволены.

По подписании договора Олег имел свидание с царем Константинопольским, и с обеих сторон мир утвердили присягою.

Сказывают писатели, что Олег при отшествии своем щит Игорев, на котором изображен был воин на коне, на память оставил в Цареграде, которого подобие будто и ныне еще видно на Галатских воротах в Константинополе. Также сказывают, будто Олег велел парусы исткать для судов русам шелковые, славянам - бумажные, варягам - холстинные; но у русов ветер парусы шелковые вскоре изодрал, то же и у славян бумажные; что они видя, сказали: возьмем лучше холщовые паруса, ибо ветр не знает, что дорого, но что крепко.

Возвратившись Олег со славою и со множеством злата, сребра и драгоценных вещей в Киев, от народа наречен был премудрым. Для наивящего же утверждения мира и для заключения дружеских договоров Олег послал паки Игоревых послов ко греческому царю Льву, а именно: Карла, Ингерда, Фарлова, Вельминда, Рулава, Гуды, Актева, Триана, Лидула, Феста и Стемида. Они, приехав в Царьград, со греческими от царя уполномоченными заключили договор в семнадцати статьях, из которых главные были:

1. Что россияне и греки пребудут вечно друзья и союзники.

2. Удовлетворить сходственно правде обоюдные обиды подданных по законам* той земли, откудова обидчик.

______________________

* Сим доказывается, что у русов законы тогда были так, как и у грек.

______________________

3. От погоды поврежденные корабли которого народа - отдать, кому принадлежат.

Сей договор подписан и присягою утвержден был в 912 году сентября 15 дня в понедельник. Царь же Лев со многими дарами послов российских отпустил восвояси; при отъезде приказал им показать свои сокровища и сказать им о Христианском законе и обычае.

Послы возвратились в Киев, где Олег именем великого князя Игоря утвердил мир и союз со греками и, имея тишину со всеми соседи, живя в Киеве во всяком веселии, наслаждался мудростию его приобретенным спокойствием общим.

Егда приближеся осень, говорят летописцы, Олег вспомнил о любимом своем коне, его пред себя привести велел; но, узнав, что умер в его отсутствие, сел на лошадь, поехал мимо костей того коня, из головы которого выскочила змея, его ужалила в ногу, отчего Олег умер в 912 году, и плакаша по нем люди все, жалея много.

Олег правил Русиею вместе и под великим князем Игорем 33 года, погребен на горе Щековице.

Мудрость, искусство и храбрость Олега произвели в народе доверенность, почтение и послушание ко власти княжеской. По кончине Олега великий князь Игорь Рюрикович княжить стал сам (в 912 году), имея тридцать шесть лет от роду.

В 913 году древляне отказались Игорю дань платить и войски давать.

Игорь, собрав войски, иде на древляны, победил их и наложил на них дань больше прежнего в наказание за непослушание. Дань же наложенную роздал заслуженным воеводам и войску. Единого из воевод, именуемого Свенельд (из варяг), Игорь послал усмирить Углицев*, они чинили ему сопротивление; наконец, когда вошел в город Пересечен (в 916 году), который три года в осаде держал, тогда углицы ушли вниз по Днепру, оставили город пуст.

______________________

* Углицы - от реки Угла, ныне Орел.

______________________

В 915 году пришли печенеги в первый раз на Русскую землю; Игорь послал к ним навстречу и заключил с ними мир.

Греческий же император нанял за деньги войски у печенег; но как печенеги пришли ко грекам и увидели раздор и несогласие греческих военачальников, и что об общем деле и добре не радеют, то отошли от грек и возвратились восвояси, и тем подали случай царю Болгарскому одержать поверхность над греки и взять грады многие греческие и даже до города Андрианополя.

В 920 году Игорь поход имел паки на печенег.

В том же году у великого князя Игоря родился сын, и великая княгиня Ольга нарече его Святослав.

В 921 году Игорь посылал в Грецию дани ради; видя, что греки не хотели положенной на них ежегодно по договору платить, приготовил войски и кораблей много, хотел идти на греки, но греки упредили поход, платя дань.

Греки, уведомясь о вооружении Игоря, заключили мир со Волгарем.

Потом приходили угры (венгерцы) на Царьград. Роман император откупился от них данью, к немалому предосуждению, стыду и ущербу империи Греческой, ослабевшей до такой степени внутренними раздорами и беспорядками.

В 941 году Игорь послал к грекам ежегодной дани ради, которую греки неисправно платили, и, не получая оной, пошел с войском великим в лодиях ко Царюграду.

Болгары, уведав о том, послали весть ко царю Греческому, что русь идет со войском к Константинополю.

Игорь же, пришед, воева Вифинские страны до Ираклии и Пафлагонские земли, и всю страну Никомидийскую и судов греческих много побрал. Греческого же войска не было тогда в тех местах, ни воеводы. Но вскоре пришед военачальники Памфил Демественник с сорокью тысячами, Фока Патрикий с македонянами, Федор Стратиг со Фракийскими войсками, окружили русские войска.

Игорь, учиня совет, прошел сквозь греки, и бысть битва сильная - русские войски одолели греческих. К вечеру русь стали у лодей, и тоя ночи Игорь сел в лодии, отошел с войском от берега.

Император послал в Ипподром (площадь, где в Цареграде был рыск конский) сколько было в Константинополе войска с Патрикиием Феофаном, царской одежды хранителем, и Феофан, судовые войски уготовив, вышел на русь, ожидая на себя их в лодиях, дабы напасть на них, а между тем стоял закрыт в крепком месте у Маяка (по-гречески Фара), в нем же огнь - для освещения в ночи приходящих кораблей. И встретя Патрикий Феофан русские корабли, начался бой между грек и руси, и стали русские побуждать грек, но греки начали трубами огнь* метать на лодии русские, и лодии загорелись. Русы же старались гасить и убрести в море, и возвратилось в Русь со Игорем не более третей доли, иные попадали в воду, иные - в плен грекам.

______________________

* Сей огнь, сказывают, был состав, издавна найденный у грек и потом потерянный.

______________________

Игорь в несчастии не уныл; возвратясь, начал паки собирать войски; послал по варяг за море, призывая их на грек, хотя поправить неудачу.

В 944 году Игорь, собрав все свои войска - славян, полян, русь, кривич, тиверцов, нанял печенег, пошел в другой раз на грек в лодиях и на конях. Слышав же сие, Корсунцы послали к императору извещати, что идут русы в кораблях, такожде и в Болгары послали вести о том же, и что печенеги Игорь нанял, и землею идет конница; сие услышав, император Греческий послал ко Игорю знатных бояр с просьбою, чтоб не ходить, а договоренную (дань) с Олегом взял за все годы. Такожде и к печенегам император послал злато и дары многие. Игорь, пришед к устью Дуная водою, получив послов императора Греческого, созвал своих советников, объявил им речи послов. Вельможи Игоревы говорили ему: "Когда император Греческий хочет дань платить, то чего можем более требовать? Лучше без войны желаемое получить. Кто знать может, кому в войне счастие будет". Игорь, приняв сей совет за полезно, взял от грек присланные дары, велел послам быть с обещанною данию в Киев, сам туда же возвратился. Печенег же послал противу болгар.

В 945 году прислал император Греческий послов ко Игорю для утверждения прежнего договора, и привезли обещанную дань.

Игорь же послал своих послов со грамотою* к императору и заключил снова договор в 17 статьях, взяв за основание прежние договоры, и сверх оных постановили в десятой статье того договора сию примечательную статью: "О Корсунской стране, колико городов есть на той стране, не имеют власти князи русские на оные воевать или ими обладать; но ежели они (Корсуне) дадут ко вражде причину и потребует князь русский (от Греческого императора) управь!, то царь Греческий пошлет войско и управу учинит". Из сей статьи видно, что князи русские до сего постановления ходили прежде и при Игоре на корсунские места (Крым) войною, но о сем записания потеряны или еще не отысканы.

______________________

* Сей огнь, сказывают, был состав, издавна найденный у грек и потом потерянный.

______________________

В третейнадесять статье написано тако: "Когда же придут черные или болгары, воевать на страну Корсунскую, и великому князю русскому их не допущать, дабы не учинили вреда оному пределу".*

______________________

* Греки, или лучше сказать, генуэзцы, подданные грек, сарматскими (крымскими) городами владели. Следовательно, сия статья в их пользу положена.

______________________

В седьмойнадесять статье же положено в пользу грек, что когда пожелают от великого князя помощных войск, тогда требовать оных письмом, "да чрез то уведают иные страны, какую дружбу имеют греки с русью".*

______________________

* Из сего видно, колико тогда уже уважаема была Русь.

______________________

По обряду подписания и утверждения сего договора видно, что тогда в Руси было уже много христиан. Сей договор подписан апреля 20 в третей седмице по Пасхе 945 года.

По возвращении послов великого князя Игоря в Киев и по приезде греческих послов Игорь подтвердил присягою тот договор следующим обрядом, по сказании историков: "Наутрие призвав послы, пошел на холм, и поклали оружия своя, щиты, брони и злато и учиниша присяги, христиан Русь водили ко кресту в церкви Святого Илии; много бо быша варяги, славяне и русы христиане".

Игорь же отпустил послов греческих со дарами и отдал им греческих пленников.

Писатели говорят: и бысть о сем мире удовольствие общее велие и тишина повсюды, и чрез то ремеслы и торги умножились в руси и у грек.

Игорь, имея мир со всеми соседьми, пребывал в Киеве; стал помышлять, хотел наложить и умножить дань на древлян; и пошел Игорь со войском под начальством Свенельда, и наложи и собра тяжкую дань со древлян, и учинил им оскорбления многие, и возвращался ко Киеву, отпустил войски восвояси, с малою частью паки поехал ко древлянам, желая более еще собрать дани. Малдив, сын Нискитин, князь древлян, услыша, что Игорь к ним идет, послал к нему послов просить, глаголя: "Не разори и не погуби нас, ты собрал дань всю, оставь нас в покое".

Игорь, не уважая прошение древлян, пошел к ним, стал под город Коростен. Они же ночью, вышед из города Коростена, нечаянно напали на стан Игорев, убили его и малое число людей, с ним находящихся. (В 945 году) Игорь скончался на шестьдесят восьмом году от роду. Княжил 66 лет.

Погребен бысть у Коростена града в лесу близ речки, где и до днесь называется Холм весьма великий - Могила Игорева.

РОДОСЛОВИЕ ИГОРЯ I

УРМАНСКИЙ, князь Олег, дядька Игорев, от 879 по 912...От первого супружества - Ефанды, сын ее Аскольд, князь Киевский, от 863 по 883.Финландский король - супруга его Умила, дочь Гостомысла. Рюрик I Великий, князь Северной Русин, от 862 по 879. Супруга его Ефанда, княжна Урманская. От сего супружества Игорь I Великий, князь Северной и Южной Русии, от 879 по 945. Супруга его Ольга, правнука Гостомысла, внука старшей его дочери. От сего супружества Святослав.

Великий князь Святослав I

24

По кончине великого князя Игоря Рюриковича совокупленные княжения Северной и Южной Русии достались по наследству сыну его, Святославу Игоревичу, которому (в 945 году) было 25 лет от роду, понеже родился в 920 году по Рождестве Христове. Дядька Святослава был Асмунд (из варяг). От младости великий князь Святослав был склонен к воинскому делу. В самом юношестве привык он к воздержанию.

С войском когда находился в поле, тогда много излишних повозок и сосудов с собою не возил; но пищу и одежду употреблял единакую с войском (писатели сказывают, что едал мясо вялое и сухой хлеб), спал по земли на войлоке, под голову клал седло, а вместо шатра служила ему епанча. К себе в приближенные люди избирал мужей искусных или храбрых. Таков оказался и сам. Летописцы говорят, что он был легок, быстр, проворен, шагист и бодр. Когда был обижен соседственным народом, тогда воевать не начинал, не объявляя наперед, что если миру хотят, то б прислали послов для договора, а буде того не учинять, то он пойдет к ним принудить их к миру.

Великий князь Святослав, дондеже мать его, великая княгиня Ольга, была жива, мало о правлении государственном прилежал, но упражнялся воинским распорядком.

Писатели говорят, что Святослав редко в Киеве находился и полагался во всем на мудрость и искусство матери своей.

Во время смерти великого князя Игоря (в 945 году) великая княгиня Ольга находилась с сыном своим Святославом в Киеве, воевода же был Свенельд, отец Мстишин.

Древляне, учинив злое дело над Игорем, опасались, что не останутся без наказания, и, размышляя, как быть, ласкались загладить то дело хитростно, одержать свою независимость и воспользоваться слабостию россиян, буде при перемене правления в Киеве к тому сыщут способ.

Для выполнения своих замыслов нарядили послов, послали их ко двору великого князя Святослава, с извинением и предложением теснейшего соединения и союза. (Писатели сказывают, будто послы предлагали соединить супружеством своего князя Маддива с великою княгинею Ольгою; и хотя сие мало имеет вероятности потому, что великая княгиня Ольга тогда уже была шестидесяти лет; но, с другой стороны, князя Маддива мог прельстить таковой союз по участию великой княгини Ольги в правлении Россиею.)

Посольство древлян принято было снаружи со благопристойностию. Великая княгиня Ольга выслушала причину пришествия послов, ответствовала: что, быв во вдовстве, еще благодарить обязана древлянам, что толико к ней уважения имеют, что мужа воскресить не может, желание имеет забыть прошедшее и входит с ними в теснейшее сношение, и что их угостит достойным образом по важности посольства.

Древлянские послы, получа столь приязненной ответ, (приписали знатно оной слабости), сами возгордели зело, имели нелепые прихоти*. Видно, что сих ради причин, а может быть, и для выиграния времени, великая княгиня Ольга послала гонца ко древлянам, объявляя им то же, что сказано было послам, требуя, чтоб для таковых важных переговоров древляне прислали наивящее число знатнейших мужей, с которыми ей условиться о всем можно было.

______________________

* Писатели сказывают, будто послы требовали, чтоб киевляне их и с лодками носили на головах на двор княжеский. В Киеве Днепр крутоберег, а двор княжеский был на возвышении, и статься может, что прихоти древлянских послов были сходны прихотям, бывым в прошедшие времена у непросвещенных народов.

______________________

Древляне, получив таковое извещение, нарядили пятьдесят мужей знатнейших, которых, под видом тем, чтоб от дальнего пути отдохнули, Ольга не допустила до себя, но послала паки гонца ко древлянам сказать, что, получая последнее посольство, идет к ним на соглашение, но желает прежде всего сделать тризну (поминовение) над гробом своего супруга. Сама же, собрав войски, пошла ко древлянам; приближаясь, выбрала вернейших и надежнейших малое число воинов, с которыми вошла в город Коростен, где ее встретили с великою радостию.

Ольга требовала, чтоб немешкатно указали ей могилу Игореву, куда пришед, плакала зело по муже своем. Потом повелела киевлянам и древлянам насыпать великий курган и, когда насыпали, приказала отправить по тогдашнему обычаю тризну. Древляне же спросили, где посланные от них мужи? Ольга ответствовала, что идут позади с людьми сына ее. После того Ольга своим служителям велела потчевать древлян, сама же отошла в иной шатер, ожидала остаточных своих войск, и как пришли, то приказала обступить древлян и наказать винных. Сама же возвратилась немешкатно к Киеву и собрала снова войски к походу на Древлян, дабы их совершенно под власть привести. Ольга с сыном Святославом и с войском паки пошла на древлянскую землю. Древляне же, собрався, вышли противу ее. Великий князь Святослав впервые, но храбро предводительствовал, Свенелд и Асмунд следовали усердно его примеру. По некоем супротивлении российские войски, сразясь мужественно, древлян победили.

Древляне побежали и затворились во градах своих. Ольга с сыном своим пошли к городу Коростену и стали с войском около града, а к другим градам послали воевод; стояли все лето, не могли взять град Коростен. Под конец лета послали во град требовать сдачи града. Древляне же обещались сдать город, буде оставят их без наказания за злое дело над Игорем, обещали и дань умеренную платить. Пока договаривались о сдаче города и о дани, учинился во граде пожар и сгорел город Коростен весь, жители же побежали из града. Ольга приказала войску своему древлян ловить и имать, иных наказать, других раздать в работу, а прочих оставить платить дань две доли в Киев великому князю, а третью - к Вышеграду - ей самой, понеже Вышеград был Ольгин удел или вено.

Потом великая княгиня Ольга и великий князь Святослав пошли и со всем войском по Древлянской земле, установляя порядок, устроя и распорядя все, возвратились в Киев.

В 947 году великий князь Святослав остался в Киеве; Ольга же со многими вельможи пошла к Новгороду по Мете и по Поле-реке, погосты устрой и по Луге, оброки и дани уложи.

Летописцы сказывают, что Ольга из Новгорода иде во отечество свое, идеже родилася, в Весь Выбуцкую. Егда же в стране той приде к берегу реки, зовомой великой, где река, нарицаемая Пскова, впадает (бяше же на том месте лес велик, и предвидя, что на том месте полезно и выгодно быть городу), повели город Псков (Плесков) созидати и людей населяти, и довольно злата и сребра даде на то; и много сел и деревень строя, и разделяя их на погосты, и сие распорядя, возвратилась в Киев и пребывала со сыном в любви.

Во время похода Ольгина родился в Будятине, селе близ Пскова, от Малуши, Ольгиной ключницы, у великого князя Святослава третий сын, нарече его Владимир.

Природная острота разума великой княгини Ольги сияла и посреди непросвещения того века: ее к добродетелям склонная душа находила в тогдашних правилах, нравах и обычаях много недостаточного и исправления требующего. Великий ее смысл понимал, что было ей неизвестное; в соседстве ее находилась империя Греческая, которая часто притягала по делам внимание правителей России. Оттудова приходили избытки, торги, знании и даже до понятий о вещах, несходных принятым в землях, подвластных России. В самом граде Киеве, под очами великой княгини Ольги, находились не токмо греки, но и подданные великого князя Святослава - русы, славяне, варяги, исповедающие уже закон греческий, жития воздержного и добродетельного, поучающие благонравию и любви к ближнему, привлекающие к себе кротостию, послушанием, повиновением и терпеливостию похвалы общие.

Неоспоримые правила толиких благ, труда не имели вкорениться в душе, истинну любящей. Ольга, наполнена быв чувством истинным, получила желание ехать в Царьград принять прямое Христианское учение со святым крещением; не удобно было ей того учинить в Киеве, где большая часть народа еще обреталась в неведении закона Христова.

В 955 году великая княгиня Ольга, взяв с собою немалое число знатнейших вельмож и множество сокровищ, пошла водою в Константинополь, якобы для пользы дел и нужд ее державы.

Тогда царствовал в Греции император Константин VI Порфирородный, сын царя Льва. Ольга, по тогдашнему обычаю, когда пришла ко царю, принесла ему дары многие.

Греческие писатели сказуют, что царь, царица, царская фамилия и все придворные вельможи были в отменно великолепном наряде, для встретения столь знаменитого гостя; во все время ее пребывания в оной столице ничего более не производилось, как только радостные пляски, беспрестанные пения, веселости и торжественные пирования.

России писатели говорят, что царь Греческий, узрев ее (по летам еще) добру зело лицом и смысленну, удивился. Беседуя меж прочим, рек к ней: "Достойна ты есть многих царств, и счастлив был бы и сей престол тобою". Она же отвечала: "Я сюда приехала для слышания и вразумения закона Христианского, и желаю быть крещена, ежели хочешь ты сам меня крестить". Император, видя ее благие намерения, тем был обрадован, повелел все ко крещению ее приуготовить и крестил ее с патриархом Феофилактом, было же наречено имя ей в святом крещении Елена*; и царь Греческий даде ей дары многие и отпусти ее. Ольга же, взяв благословение патриарха Константинопольского, иде во свою землю и, пришед в Киев, уговаривала сына креститься; он же ей ответствовал: "Как я един крещуся, а прочие не хотят". Она же рече: "Ежели ты токмо крестишься, то все будут тоже творить", но Святослав не крестился, опасаясь, что войски его покинут на брани, войски не быв крещены.

______________________

* Писатели говорят, будто во святом крещении царь ей заговаривал жениться; но она отговаривалась тем, что он ей был отец крестный; но понеже Ольге было тогда семьдесят лет, то сватание невероятно, вовсе же опровергается тем, что Константин сам тогда имел супругу, которая принимала и угощала Ольгу по ее сану и всех с нею находящихся бояр.

______________________

В 956 году царь Константин прислал послов ко Ольге и сыну ее Святославу просить помощных войск.

Ольга тогда не была довольна греками, которые ей не дали решительного ответа по делам, но заставили ее долго стоять во ожидании решения в Скутари. Сын же ее Святослав не любил грек; оба рассуждали, что за Царьград посылать войски в помощь грек далеко, и тако не дали войск, но одарив послов, отпустили их с честию.

В 965 году ходил великий князь Святослав на хазар; они же вышли противу его со князем своим, или Каганом.

Святослав одолел хазар и град Беловежу взял. Потом шед ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение.

В 967 году Святослав, по соглашении со Греческим императором Никифором и ради собственной обиды от болгар, что болгары помогали хазарам, пошел к Дунаю и сошедшись у Днестра со болгары, хазары, косоги и ясы*, кои его тут ожидали с великою силою (или во многолюдстве) не переходя реку, но Святослав, обошед, выше перешел Днестр, где ему помощь от венгров приспела, и, тако дошед до них, болгаров, хазар, косоги и ясы победил, и восемьдесят градов их по Днестру, Дунаю, Пруту, Серету, Олше и другим (впадающим в оные) рекам взял; сам остался жить в Перееславце** на Дунае, куда ему греки договоренную погодную дань бесспорно присылали; со венгерцами же имел любовь, согласие и свойство по причине своего супружества с Преславою, княжною Венгерскою, от которой родися ему два сына, а именно Ярополк и Олег.

______________________

* Косоги и ясы были в Молдавии.

** Ныне город Русчуг.

______________________

В 968 году великий князь Святослав упражнялся в делах военных в Переяславце на Дунае.

Великая княгиня Ольга с тремя внуками, Ярополком, Олегом и Владимиром, жила в Киеве и управляла дела земские (гражданские, или внутренние).

Тогда внезапно печенеги пришли к Киеву, град облегли отвсюды. В Киеве на то время войск не случилось; граждане, колико могли, обороняли град, укрепяся елико умели. К Святославу весть послать было не можно, все пути печенеги заняли и ко Днепру воду брать не допускали. За Днепром, в Чернигове был воевода Претич; уведомясь он о том, вскоре собрал войска сколько мог, приплыл в лодиях и конницу привел, стал за Днепром противу Киева (на Лугах), имея лодии перед собою.

Старейшины же киевские начали искать человека, кого переслать к воеводе сказать о крайней нужде, в которой находились; и нашелся един муж, довольно печенежский язык знающий, которой обещал перейти за Днепр с вестию ко воеводе. И тоя ж ночи вышед из града с уздою конскою, пошел сквозь печенежский стан, будто ищет коня, спрашивал у встречающих, не видали ли коня?

Печенеги же мня его быть своим; дошел к реке Днепру, скинул одежду, пошел в реку и поплыл; что увидев, печенеги устремились за ним, но не могли ему учинить ничего. Воины же русские, пришедшие с воеводом Черниговским, видя человека, плывущего в Днепре, послали лодии ему на помощь и, взяв в лодию, привезли к воеводе, которому объявил, в какой нужде Киев находится.

Воевода Претич учинил совет, в котором едва не все согласно представили, что с малым таким числом войск, как они с собою имели, противу превосходного множества град оборонить нельзя, и во град войти без довольного запаса для войск не польза же. Но Претич рассудив, что он имеет лодии, и печенеги на воде ничего ему сделать не могут, не имея лодий, решился, чтоб конечно идти чрез реку в лодиях, говорил: "Если града оборонить и помощь учинить не можно, то по крайней мере великую княгиню и княжичев можем взять и привести на сию сторону".

И учинил тако: ночью шедши в лодии, на рассвете вострубили в трубы и пошли прямо ко граду, а люди во граде, слышав оное, сделали из города вылазку, напали на печенег. Печенеги же, видя, что с лица и с тылу на них наступают, подумали, что Святослав сам приспел на помощь города, убояся его, побежали от града; ибо боялися зело даже до имени великого князя Святослава, понеже был муж искусный и вельми храбрый воин. Тогда великая княгиня Ольга и со тремя внуками ее, Ярополком, Олегом и Владимиром, и со людьми вышла из города к лодиям и отъехала от города. Но, как светло стало, князь Печенежский возвратился с малыми людьми и приближился к войску русскому, звал, дабы князь или воевода к нему приехал для переговора. Воевода Претич поехал к нему, и князь Печенежский спросил: "Кто пришел к городу, князь ли сам или воевода?" Претич же отвечал: "Аз есмь воевода Святослава, пришел с передовыми войсками, а за мною придет множайшее число войск со князем самим". И рече князь Печенежский: "Буде ми друга и помиримся", на что Претич согласился, и подали руку друг другу

Печенежский князь подарил Претичу коня, саблю и стрелы, а Претичь даль князю щит и меч; после того князь Печенежский отступил с войском от града, возвратился восвояси, не могши взять Киев.

И послала великая княгиня Ольга ко великому князю Святославу с вестию глаголя: "Ты, княже, дальние пределы хранишь, а древнее свое владение Киев и матерь свою с детьми твоими оставил без обороны, что увидав, печенеги, пришед, едва град не взяли; и ежели не придешь и не охранишь, то весьма опасно, чтоб оные паки не пришли, и сей престольный град прародителей твоих не взяли. Паче же должно тебе, сожалеть матерь твою, в старости сущую, и детей, да не попадутся в руки иноплеменников".

Святослав же, слышав сие, вскоре с воинством пришел к Киеву и вельми сожалел о бывшем от печенег утеснении, и немедля пошел на печенег, и, нашед и победи их, учинил с ними мир и возвратился ко Киеву.

В 969 году великий князь Святослав, не долго быв в Киеве, скучил, говорил матери своей и боярам: "Не приятно мне быть в Киеве, но люблю жить в Переяславце на Дунае, тамо бо есть сердце земли моея, тамо вся благая сходится. От грек получаю парчи и одежды, злато, вина, овощи различные; из чех и утр - сребро и кони; из руси - кожи, зверей, воск, мед и войско". Ольга же увещевала его, говоря, чтоб остался с нею по кончину ее, она же уже была больна суще, и несколько дней спустя скончалась великая княгиня Ольга восьмидесяти четырех лет. Погребена в Киеве в Десятинной церкви. По ней же не токмо сын ее и внуки, но всенародно жалели и плакали.

Блаженная Ольга, будучи сама от рода князей славянских, паки народ славянский возвысила. При ней всюды имена славянские в начальниках и правителях оказываются. Ольга и язык славянский во употребление общее привела. Известно, что народы и языки народов мудростию и тщанием вышних правителей умножаются и распространяются. Каков государь благоразумен, о чести своего народа и языка прилежен, по тому и язык того народа процветет. Многие народные языки исчезли от противного сему.

Великая княгиня Ольга приятием святого крещения и книгами церковными, переведенными с греческого языка на славянский язык, наипаче утвердила язык славянский.

Святослав по смерти матери своей, пребыв несколько времени в Киеве, распределил о всем правление.

В 970 году определил старейшего сына своего Ярополка в Киеве со властию, а второго - Ольге в Древляне. Тогда новгородцы просили себе от Святослава для управления единого из его сынов, и Святослав дал им на волю просить которого хотят, и хотя они прилежно из старейших просили, но Ярополк и Олег отреклися. Един же из послов новгородских, именем Добрыня, советовал им просить меньшего сына Святослава, Владимира, который рожден был от Малуши, дочери славянина Каплюши Малки Любчанина, сестры Добрыниной (Малуша же была свойственница и ключница Ольги и в ее призрении воспитана). Новгородцы, прияв тот совет за благо, просили Святослава, чтоб им дал Владимира, чему Святослав быв рад, отдал им охотно; новгородцы приняли Владимира, и он поехал с Добрынею к Новгороду.

В 971 году Святослав упражнялся в Киеве земскими распорядками. Тогда болгары, сведав Святослава поход к Киеву противу печенег, пришед, обступили Переяславец на Дунае. Воевода же Святослава Волк крепко во граде оборонялся и, видя недостаток в пище, велел тайно войску своему лодии приготовить, и Волк, убравшись на лодии свои, пошел со всем войском и имением вниз по Дунаю, и не могли ему болгары ничего учинить, понеже он лодии все отнял. И пришед Волк к устью Днестра, уведав, что Святослав идет с войском, пошел по Днестру и тут с ним соединился, а болгары, взяв Переяславец на Дунае, елико возможно укрепили. Когда же Святослав пришел к Переяславцу, болгары заперли град, начали крепко оборонять. Святослав же храбро град приступом взял. Уведав же Святослав от пленных болгар (в числе которых были два сына царя Петра Болгарского, а именно Борис и Роман), что греки подущали болгар на него идти войною, послал в Константинополь царю объявить за его неправду войну. Царь же отвечал, извиняясь, якобы болгары на него неправду говорят, говорил: возьмите дань. Но пока договаривались о дани, греки узнали, колико войск Святослав противу их ведет, и послали греки войски вдвое, а дани не послали. Святослав же, собрав все войски и устроя, пошел противу грек. Увидевше же русы, венгерцы и поляки, кои были со Святославом, войска греческого зело великое число, удивися, и рече Святослав к ним: "Уже нам нет иного способа, токмо стать противу них, да не посрамим чести своея, и, ежели побеждены будем, да умрем на месте, мертвые бо стыда не знают; ежели же побежим, страм вечный себе нанесем; и сего ради не хочу бежать, но станем крепко и оборонимся храбро чести ради своея и отечества. Я же пред вами пойду". И рекли все: "Где ты будешь, тут и мы". Святослав же одержал победу, греки побежали.

Святослав пошел за ними во Фракию и многие грады взял. Царь же Греческий, услыша о неудаче той, созвал вельможи своя в совет, требовал их мнение, что делать, рассуждая, что силою не можно со Святославом воевать, и советовали вельможи ему послать послов с дары к нему и увещевать к миру. По которому совету согласясь, царь Греческий послал ко Святославу мужа мудра со дарами, которому и велели разведать о состоянии Святослава.

Святослав, уведав о приходе посла греческого, велел его к себе допустить; когда же посол, пришед, по обычаю поздравил, и дары положили перед ним - злато, сребро, парчи и иные драгоценные вещи, то Святослав, не воззрев на дары, рек служащим своим: "Возьмите и раздайте нужду в том имеющим"; послам же сказал: "Я имею злата, сребра и прочего довольно и воюю не для сих вещей, но по причине неправды Греческого царя. Ежели хотите мир иметь, я с охотою учиню, токмо заплатите по договорам, чего несколько лет не исправляли".

Послы же, возвратяся ко царю, возвестили о том, что происходило. Тогда советовали царю послать ко Святославу в дар оружие, и царь послал к нему меч и иные оружия; и когда принесли оные ко Святославу, то он их принял и начал хвалить оружие и благодарить царя. Послы же возвестили царю о происходящем, что услыша, вельможи греческие говорили с восхищением о Святославе, и, вспомня все храбрые предприятия и действия великого князя Святослава, его воздержание и умеренность, что имение презирает, а в почтении имеет и приводит славу оружия и честь отечества, не инако употребляет, как в защищение правды или в наказание за неправду, жалели, что Святослав не родися царствовать в Греции, говоря (и при своем царе): "Мы бы рады сами такому государю служить, которой возвышает славу и честь своего государства". Святослав же шел далее, и был уже близ Царяграда; тогда пришли паки послы греческие и дань по договорам принесли. Святослав же рассудил возвратиться в Киев и положил со греками мирные договоры окончать, и послал в Дестрград к царю Греческому, который тогда в том городе находился, послы. Царь же Греческий тому рад бысть, и послы с Греческими полномочными от царя учинили вечной мир и совершенную любовь, и договорились и написали, во-первых, прежние договоры утвердили, яко были при царе Игоре, и сей договор подписали Свенельд, посол Святослава, и Феофан, Сигклит Греческий, месяца июля 11 дня в 971 году.

Святослав, учиня мир со греки, пошел из Переяславца на Дунае в лодьях по Дунаю на море к устью Днепра. Воевода же Свенельд советовал ему, что лучше идти на конях сухим путем к Киеву, нежели на лодьях, понеже по Днепру около порогов стояли печенеги, но Святослав, не послушав, пошел водою на лодьях с малым числом людей, войски же отпустил сухим путем, Свенельд поехал с великим князем. Печенеги же заступили пороги; и как Святослав к порогам пришел, не можно было пройти от множества печенег. Он же, отступя, остановился в Белобережье, где укрепился елико удобно было; но, не имея пищи довольно, претерпели немалую нужду. В наставшей весне (972 года) Святослав, вооружив свои войски, пошел из того места вверх по Днепру, и, как пришел в пороги, напал на него Куря, князь Печенежский, и победил Святослава. И во время того боя великий князь Святослав, быв с лодьями между порогов Днепровских, утонул во Днепре; воевода же Свенельд прииде с оставшимися людьми ко Киеву.

Великий князь Святослав скончался на 52 году от своего рождения. Погребен близ порогов Днепра. Княжил 27 лет.

В супружестве имел Пред славу, княжну Венгерскую, от которой родилися два сына, а именно: Ярополк и Олег; от Малуши же, ключницы великой княгини Ольги, дочери славянина Каплюши Малки Любчанина, родилися Святославу сын Владимир.

РОДОСЛОВИЕ СВЯТОСЛАВА I

Игорь I, великий князь Северной и Южной Русии, от 879 по 945.

Супруга его Ольга.

От сего супружества:

Святослав I, великий князь всея Русии, от 945 по 972.

Супруга его, княжна Венгерская Предслава.

От сего супружества: Ярополк и Олег.

2. Малуша.

От сего супружества:

Владимир.

http://dugward.ru/library/ekaterina2/ekaterina_ii_zapiski_kasatelno.html#rurik

Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

Украина атаковала Крым американскими ракетами ATACMS
  • ATRcons
  • Вчера 12:12
  • В топе

Сотрудники информационного центра о ситуации на автоподходах к Крымскому мосту сообщили, что движение автомобильного транспорта по мосту было временно остановлено. Реклама «Движение ав...