Голова египетской статуи, выполненная из голубого стекла и экспонировавшаяся в Лувре недавно признана экспертами подделкой. Еще несколько лет тому назад один очень известный египтолог выбрал ее в качестве украшения обложки своего фундаментального труда «История Древнего Египта». Она, впрочем, не единственная в своем роде. Во всех крупнейших музеях мира хранятся фальшивые памятники, имитирующие произведения древнеегипетского искусства…
Со времени экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет в конце XVIII века египетское искусство стало объектом коллекционирования. Именно с этой эпохи торговля древностями приобрела совершенно новый и невероятный размах. Коллекционеры были готовы платить все больше и больше за понравившийся памятник, что и дало изготовителям подделок возможность заработать себе на хлеб. С тех пор в Египте и других странах регулярно перехватываются партии подлинных и фальшивых предметов, арестовываются их недобросовестные изготовители и авантюристы. Асами подделки меж тем порой выполнены столь превосходно, что ставят в тупик специалистов, которые дают им экспертную оценку. Порой эти предметы, выполненные пару десятков лет тому назад в какой-нибудь деревне, расположенной неподалеку от Луксора, находят свое место в залах престижных музеев.
«В 1890 году Британский музей в Лондоне купил раскрашенную известняковую статую царицы Тетишери. В 1984 году один из египтологов музея, Вивиан Дэвис, идентифицировал ее как подделку. Это предположение было подтверждено научным анализом», — рассказывает французский египтолог Люк Ватрин. История, которая неоднократно повторялась во многих музеях. «В 1977 году Чикагский музей приобрел в одной из известнейших американских антикварных галерей статую фараона Хоремхеба, высотой 80 см, и поместил ее в свою экспозицию. Некоторые египтологи высказывали свое сомнение в ее аутентичности. Полноценное исследование показало, что музей приобрел фальшивку. Точно по тому же сценарию развивалась история в Филадельфии в 1985 году с тремя другими «памятниками», попавшими в музейные залы», — вспоминает египтолог Ибрагим Аль-Навави.
По его словам, в музее сложно определить фальшивку до тех пор, пока памятником кто-либо не заинтересовался и не настоял на полноценной экспертизе. Исключением в этой истории не стал и Лувр. В 1923 году Лувр приобрел голову египетской статуи, выполненную из голубого стекла, изображавшую мужчину в превосходно выполненном парике. Лишь в 1960 году американец Джон Куни, специалист по амарнскому искусству, усомнился в подлинности луврского «шедевра». Финал детектива разыгрался в конце 2002 года, когда окончательная экспертиза вынесла свой приговор шедевру современного арабского художника, которым так долго гордился Лувр.
«Цвет стекла, из которого выполнена голова, небесно-голубой, а не бирюзовый, что было бы характерно для амарнского памятника; форма и вид парика также не оставляет сомнений в том, что это не древнеегипетская вещь. Тщательный лабораторный анализ материала памятника и подлинного древнеегипетского стекла поставил точку в дискуссии. Перед нами была подделка», — рассказывают Исабель Бирон, реставратор Центра исследований и реставрации музеев Франции и Женевьева Пьерра-Боннефуа, новый главный хранитель египетской коллекции Лувра.
Характеристика материала и некоторых элементов техники изготовления памятника указан на более чем молодой возраст «портрета Тутанхамона» — XX век. «Теперь же эта скульптура приобрела в наших глазах совершенно иной статус. Она стала памятником искусства 1920-х годов, выполненном в стиле, позволяющем назвать ее шедевром «нео-египетского» стиля, демонстрирующего необычайное влияние египетских форм на искусство модерна», — дополняют специалисты.
Хуже всего то, что этот случай не единственный. Другой памятник также вызывал долгое время подозрения специалистов: голова, выполненная из дерева и расписанная, получившая условное название «Голова арфы». История этого «амарнского» памятника началась очень давно. Лувр купил ее в 1932 году. Только лишь к середине 1950-х годов поднялся вопрос об ее аутентичности. В начале 1980-х памятник был исследован группой исследователей нового поколения. В 1991 году разразился скандал: детальное и длительное исследование памятника вновь обнаружило фальшивку в одном из признанных раритетов собрания Лувра, в чертах лица которого многие «мэтры» видели не то Эхнатона не то Нефертити. Результаты анализа утверждали иное: «эта голова выполнена из старого дерева, возраст которого составляет от одного до четырех столетий и никак не может быть датирована амарнской эпохой», — подтверждает Жан-Луи де Сениваль в статье, опубликованной в журнале, посвященном проблемам Лувра и других музеев Франции. Вслед за появлением статьи голова из залов исчезла.
«Идеальные преступники», Анатолий Сергеевич Бернацкий, 2008г.
Оценили 2 человека
3 кармы