Шаманизм как религиозное явление

1 416

Шаманизм эта самая первобытная религия существует и сегодня в Сибири, Азии, Африке, Австралии и Америке.

Европейские исследователи называли эту древнейшую форму верования культом одержимых.

Справедливости ради стоит заметить, что на разных континентах этнографы неоднократно подтверждали способность шаманов вступать в контакт с духами и иными представителями потустороннего мира.

Среди народов Сибири дар шамана передавался через поколение, переходя от деда к его избранному духами внуку.

Знамение подавалось высшими силами, когда маленький мальчик еще только начинал осознавать свое появление в подлунном мире. В ребенка била молния, нападал хищник, он тяжело занемогал, и, разминувшись на пути со смертью, открывал в себе дар щаманизма.

Рано или поздно наступало время, когда избранный духами заболевал шаманской болезнью, человек с сильной волей проходил путь выздоровления за три года, слабый шел к своему преображению семь лет.

Сотни, тысячи дней и ночей ребенок бился в падучей, впадал в транс, боролся с тягучими кошмарами, искушением наложить на себя руки, и после каждого пройденного испытания как бы заново рождался на свет.

В момент приступов родственники ребенка как могли, помогали ему противоборствовать демонам и нежити. Пройдя первый этап испытания «шаманенок» вместе с духом своего наставника путешествовал по мирам, получая от богов разнообразные дары, и устанавливая «дружественные» инфернальные контакты.

Духи кузнецы дарили ему железное сердце, медные кости, выливали из магического металла глаза способные смотреть в прошлое и видеть будущее, вставляли в горло луженую глотку позволявшую часами читать заклинания.

Каждый подарок сделанный нежитью будущему шаману находил воплощение в одежде для камлания (общения с представителями потустороннего мира), постепенно костюм украшали символы тотемных животных: медведя, оленя, росомахи, снежного барана, моржа.

Для путешествий по Верхнему и Нижнему миру шаман надевал разные парки, штаны и шапки-колпаки. Перед тем как отправиться в дальний и опасный путь он при помощи бубна пробуждал мир духов, и, увеличивая частоту и силу ударов, отправлялся в странствия по мирам.

Представителю людей в потустороннем мире не возбранялось обманывать духов, при условии, что до этого он трижды не смог с ними договориться. Соглашаясь на исцеление больного соплеменника, шаманы брали на себя обязательство вылечить его, или сопроводить умершего в иной мир. На обратном пути провожатый договаривался с духами о переуступке ему неприкаянных детских душ, которые он вернувшись на землю дарил бездетным, или единожды рожавшим женщинам.

Чтобы войти в транс шаманы использовали магические травы, бубен, зеркала, спирт, наркотики. Во время камлания, когда ему нужно перевести дух, подшаманивать мужу помогала его верная спутница жизни, или «зрители» собравшиеся в чуме.

Шаманы, применявшие свою силу во вред людям, считались «черными магами», а целители людских душ и тел «белыми». Вторые всегда помогали соплеменникам в охоте, рыбалке, отведении бед, раскрытии тайн будущего и сопровождении умерших в иной мир.

Шаманы могли плавать в ледяной воде, выходить безоружными навстречу диким зверям, глотать угли, гасить и пробуждать жизнь. Берясь за исцеление человека они прежде всего начинали с оценки состояния души больного, считая что причина всех серьезных заболеваний кроется в деформации духа человека.

Душа страждущего могла потеряться в сумеречных мирах из-за попытки эмоционального самоубийства, серьезного душевного ранения, проклятья «черного шамана», пожирающей человека зависти, неразделенной любви, страха.

Некоторые шаманы осуществляли переходы между мирами благодаря неким порталам (линзам) например у индейцев входами в «иномирье» служили дупла волшебных деревьев, пещеры, берлоги и норы крупных хищников.

Воспользовавшись порталом шаман оказывался в туннеле ведущем вверх или вниз. Для того чтобы отправиться в иной мир сильному «камланщику» достаточно было иметь бубен и голос, слабому требовались подручные психотропные вещества или алкоголь.

Вот что могло случиться с гостями которые осмеливались попробовать питье шамана настоянное на «спецсредствах»: «Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, шаман велел у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать…» (Крашенинников, 1949, с. 694–695).

Перед началом камлания шаман определял, как правило, стандартный план путешествия и всего того, что ему предшествовало:

- Психологическая и психотропная подготовка шамана и «массовки» его камлания;

- Определение маршрута путешествия со всеми пунктами остановок;

- Выбор духов помощников и запрос их согласия на предоставления помощи в пути;

- Подготовка одежды и инструментария для путешествия;

- Варианты экстренной эвакуации шамана, в случае риска застрять между мирами.

Перед тем как отправиться в «иномирье» шаман на всякий пожарный прощался с родней и единоплеменниками.

Добравшись до места назначения, он находил нечисть похитившую душу больного человека и вступал с ней в переговоры, стараясь узнать, какая жертва ему будет угодна. Получив необходимую информацию, колдун пускался в обратный путь и сообщал родне больного волю, озвученную духом. В большинстве случаев после правильно организованного жертвоприношения и лечения люди шли на поправку.

Помимо лечебных, шаманы проводили военные, охотничьи и сугубо религиозные обряды.

«ЧАСЫ ИСТОРИИ»

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить