Наступление в Харьковской области: что известно на данный момент. В нашем телеграм

У вас одни талисманы, у нас - другие

1 112

По сути дела, подумалось, любая вещь, любой предмет в вашем окружении, если встать на такую позицию, является амулетом или талисманом, пусть он и не освящен, ибо в него вложена мысль, подчас живущая своей собственной самостоятельной жизнью. Мысль же может быть не только доброй, но и дурной.

Более всего амулеты и талисманы нужны африканцу на чужбине. Однажды я повстречал нигерийского военного пилота, который, учась на курсах «Выстрел» под Москвой, отказался совершить тренировочный полет, так как кто-то из советских коллег ненароком дотронулся до его джуджу - талисмана. Услышав о таком поступке, я привел ему слова А. С. Пушкина:
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Его реакция была неожиданной. Он улыбнулся и проронил:

- В Пушкине заговорила африканская кровь.

И я приревновал к нему великого русского поэта: ведь и в нас иногда говорит голос крови, и мы иногда слышим голос прошлого, голос наших дорогих предков.

Вряд ли можно понять проблемы и события в Черной Африке в отрыве от неисчислимых фетишей, тотемов, амулетов и талисманов, без которых ее жителей просто невозможно вообразить. В «Обращении к читателю» в романе «Нгандо» заирский писатель Ломани Чибамба очень точно отображает мироощущение и мировосприятие соотечественников.

«Люди существуют благодаря некой жизненной силе, которая создала их во имя собственного возрождения, - пишет он. - Если люди умирают, то потому, что этой силе противоборствует другая - сила зла. Иногда она оказывается сильнее силы добра, которая, породив людей, осталась равнодушной к их судьбе. Для защиты их от сил зла необходимо, очевидно, обратиться к третьей силе, способной отвратить зло. Эта могущественная сила воплощена в некоторых людях, проникших в священные тайны и умеющих общаться с духами и добиваться того, чтобы они подчинялись их приказаниям. Таких людей называют «нганга нкиси» - «жрец».

Если европейцы считают, что человек сам виноват в своих несчастьях, то африканец усматривает истинную причину своих неприятностей и бед на стороне - в чьих-то кознях. В окружающем его враждебном мире он издавна ищет злоумышленников и покровителей. Колдун легко может наслать болезнь или смерть. И чтобы излечиться, Мало обычных лекарств, - надо найти не менее искусного жреца-целителя, чем злой колдун. Нганга нкиси укажет истинного виновника - того, кто побудил человека к поступку, повлекшему за собой несчастье.

С незапамятных времен африканцы мечтают о мире справедливости и жизни без зла. «Если для европейца «индивидуализм - жизненный идеал», то для африканца идеал состоит в установлении справедливых отношений между людьми», - отметил Джомо Кениатта в книге «У подножия горы Кения». По понятиям африканцев, человек подвержен массе зримых и незримых воздействий, добрых и часто злых. Их невозможно перечислить или классифицировать. Зло для африканца совпадает с колдовством. Уберечься от зла, вытеснить его из реального мира, не оставить ему места на Земле - вот заветная мечта и цель жителей Черного континента. Стремление человека к непомерной власти или богатству, например, вызывает у них недоверие и неприязнь. «У человека все должно быть в меру», - гласит один из постулатов африканской морали. В жизни должно быть равновесие, ибо крайности и нарушения баланса - не от добра.

Африканцы стремятся снять все завесы, ограничения и запреты, мешающие им разумно мыслить и трезво воспринимать сущее. Меньше всего зла - в кругу семьи, поскольку все друг друга знают, больше - за ее пределами. И чем дальше от деревни, тем зло более многолико, агрессивнее и лютее. По сути, если глубже разобраться в представлениях и психологии африканцев, то они видят зло в самом человеке, который непрестанно нарушает принципы общежития и морали, отвергает проверенный вековой образ жизни, признанный нравственным и желаемым.

Чтобы парировать выпады зла, отогнать его от себя, африканец прибегает к амулетам и талисманам. Однако перед лицом несметного числа дурных влияний и недоброжелательных духов вряд ли напасешься амулетов. Человек - вечный пленник случая. «Самых хитроумных и предусмотрительных убивает свалившийся сверху камень», - говорят сафва, обитающие у озера Ньяса в Кении.

Смысл пословицы в том, что знахарь или любой другой человек, который обзавелся массой амулетов, полагает себя в безопасности от любой напасти, так как думает: «Никакое свирепое животное не может атаковать меня, никакой враг не принесет мне вреда». Жизнь распоряжается иначе. Его внезапно настигает болезнь - и он умирает. Вот тогда-то люди, вздыхая, говорят: «Бесполезно хитрить, вас убьет камень».

«Африка - земля парадоксов», Владимир Алексеевич Корочанцев, 2001г.

Невоенный анализ-62. Харьковский сюрприз. 11 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

К дискуссии вокруг Харьковской операции

Не успели российские войска перейти границу в Харьковской области, как многократно обжигавшиеся на преждевременных победных реляциях писатели "сводок с фронта" начали хором верещать – э...

Просто новости - 185

Рядом с Путиным на Параде Победы сидели ветераны, из которых до сих пор можно делать гвозди, которые не гнутся и не ржавеют. Выяснилось, что в Минобороны страны 404 для подсчёта ро...

Обсудить
  • . Меньше всего зла - в кругу семьи, поскольку все друг друга знают, больше - за ее пределами.