Тяжелая судьба главной ведьмы советского кино

7 1308

9 марта 1913 года в столице Российской империи в дворянской семье родилась графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко.

До революции семья жила в огромном дворце стоявшем на Английской набережной, что и сегодня находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. После революции Капнисты сбежали в крымский Судак.

В 1921 году, когда девочке исполнилось 8 лет, ее отца расстреляли, за то, что он вместе с крымскими татарами участвовал в антибольшевистском восстании.

После казни Ростислва Ростиславовича умерла его старшая дочь Елизавета, а сын Андрей сгинул где-то в эмиграции.

Жена графа Анастасия Дмитриевна Байдак вместе с сыном Василием и Мариэттой бежала из Судака в маленький приморский поселок, где их приютил бывший конюх графа. Капнисты вместе со всеми работали на земле, не чураясь самого тяжелого крестьянского труда.

В 1926 году буквально за неделю от неизвестной болезни угорел Василий, а три года спустя Мариэтта упросила маму отпустить ее в Ленинград учиться на артистку.

Девушка легко поступила в театральную студию при Ленинградском драматическом театре имени Пушкина. После закрытия студии она перевелась в театральный институт имени А.Н. Островского. Стоит отметить, что в Ленинграде девушка жила по поддельным документам, в которых фигурировало имя Мария и фамилия одного из красных командиров, героически погибших при штурме Перекопа.

В 1935 году незадолго до выпускных экзаменов в память о горячо любимом отце она решила закончить ВУЗ под своей прославленной фамилией. Чекисты словно только этого и ждали. Капнист повезло, ее только отчислили из института, и запретили проживание в двух столицах.

Мариэтта оставила себе имя Мария и переехала в Киев, где окончив техникум, получила диплом по специальности бухгалтерский учет в сфере торговли. По распределению девушка уехала работать в солнечный Батуми.

Через 2 месяца после начала войны Марию арестовали и за шпионаж в пользу зарубежных разведок впаяли ей 8 лет лагерей. В бараке она познакомилась с Анной Тимирёвой, которая два года была гражданской женой Александра Колчака. После ареста адмирала она добровольно отправилась с ним в тюрьму. За краткий миг свой неземной любви Анна Васильевна провела в лагерях 20 лет.

В Карагандинском исправительно-трудовом лагере женщины трудились на подземном руднике, где они не только добывали руду, но и неделями жили под землей. Ночами заключенные умудрялись ставить спектакли.

В Степлаге №4 Мария подружилась с известной актрисой Татьяной Окуневской осужденной в за антисоветскую агитацию и пропаганду.

В 1948 году на руднике Мария Ростиславовна влюбилась в осужденного польского инженера Яна Волконского и забеременела от него. В 1949 году ее возлюбленного расстреляли, а она родила в лагерной больнице дочку Радиславу. Удивленным врачам женщина объяснила, что назвала девочку в честь красавицы цыганки Рады, героини рассказа Горького «Макар Чудра».

Согласно тогдашнему закону по достижении двух лет дети рожденные заключенными были обязаны покинуть лагерь. Так как на воле у Марии родственников не осталось, Раду в 1951 году отправили в детский дом.

Когда дочь забирали у матери помутилось сознание, она проорала все что думает о вертухаях, начлаге, товарище Сталине и уже через неделю получила за свой эмоциональный срыв новый десятилетний срок.

Спустя непродолжительное время после разыгравшейся трагедии «лагерного масштаба» на волю вышла Валентина Базавлук подруга убитой горем женщины. По договоренности с Марией она добилась перевода Рады в детский дом своего родного Харькова, а потом начала хлопотать об освобождении Капнист, упирая на то, что в момент изъятия у нее единственного ребенка та находилась в подавленном психоэмоциональном состоянии.

Мария Ростиславовна вышла на свободу в 1956 году. Забрать Раду из детского дома она не могла. У 43-летней изможденной женщины с основательно подорванным здоровьем не было работы и даже крыши над головой, да к тому же Радочка называла мамой ее подругу Валентину.

Посовещавшись женщины, решили, что Валентина удочерит ее дочь, оставив ей фамилию Капнист. Только в подростковом возрасте Радислава признала в Марии Ростиславовне свою настоящую Маму.

Работая в Киеве дворником, Капнист месяц за месяцем пробовала попасть в массовку любого из фильмов снимавшегося на киностудии им. Довженко. В 1959 году ей повезло режиссер, Юрий Лысенко дал Марии роль игуменьи в кинокартине «Таврия».

Фильм подвергся жесткой критике, которая мало волновала Марию Ростиславовну, в 45 лет оно вновь ощутила у себя за спиной крылья. На три десятилетия погрузившись с головой в творчество, актриса стала самой страшной старухой отечественного кинематографа.

Капнист сыграла в 80 фильмах, в том числе в:

«Ключах от неба»;

«Войне и мире»;

«Пропавшей грамоте»;

«Руслане и Людмиле»;

«Бронзовой птице»;

«Дикой охоте короля Стаха»;

«Вечерах на хуторе близ Диканьки»;

«Новых приключенияъх янки при дворе короля Артура»;

«Сердцах трех».

В 1976 году судьба расставила все точки над «i» Мария Ростиславовна сыграла в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Картина снималась на киностудии «Мосфильм» по мотивам ранних рассказов Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Красавицей Радой стала обворожительная Светлана Тома, а старухой повествующей о своей прошлой «страстной жизни» с мужчинами Мария Ростиславовна.

В 1988 году актриса добилась того чтобы на Советской Украине широко отметили 230-летие со дня рождения ее двоюродного прадеда, русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. Задолго до появления «Горя от ума» и «Ревизора» его комедия «Ябеда» взорвала российские театральные подмостки. Император Павел I с упоением хлопал ладошками слыша со цены:

«Бери, большой тут нет науки,

Бери, что только можно взять,

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать».

Позже в Санкт-Петербурге появился анекдот о том, что в середине пьесы Павел Петрович распорядился отправить бумагомарателя Капниста в Сибирь, однако увидев как в финале автор лихо расправился с тягчайшими людскими пороками император приказал щедро наградить пиита.

Общаясь в лагерях с охранниками и уголовниками, Капнист напрочь лишилась практически всех страхов, ей ничего не стоило темной ночью прогуляться по кладбищу ведьм на Замковой горе или искупаться в бушующем Черном море. После работы в шахтах у Капнист появилась боязнь замкнутых пространств. Актриса старалась избегать лифтов, купе в поездах дальнего следования, поездок на метро и передвижения по подземным переходам.

В начале октября 1993 года Мария Ростиславовна, спеша на киностудию Довженко, проигнорировав подземный переход, перебегала киевский Проспект Победы и была сбита автомобилем двигавшемся на высокой скорости.

25 октября 1993 года от полученных ран 80-летняя актриса скончалась.

Прах Марии Ростиславовны Капнист захоронили на фамильном погосте полтавского села Великая Обуховка.

«ЧАСЫ ИСТОРИИ»

Математика и "армия вторжения" украинской армии в Курскую область

Отечественные СМИ где-то подхватили очередную заразу и понесли в народ новую страшилку. Украинцы, мол, за зиму мобилизуют неведомо огромное количество новых тушек, создадут "армию вторж...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Меня всегда вдохновляли женщины с сильным характером. Спасибо!
  • Дворянство не позволяет опустится!
  • Боюсь что неприятие героиней метро, подземных переходов и лифтов произошло из-за того, что "носители эуропйских ценностей" сиречь киевляне, с упорством, достойным лучшего применения, превращают в общественный туалет любое укромное местечко. Буквально любое - подземный переход, малоиспользуемый выход из метро, спуск к воде на набережной, или арка во двор возле уличного кафе. Прекрасно помню, как всем семейством перебегали Харьковское шоссе, потому что в переход невозможно было зайти.
    • vega
    • 10 августа 14:43
    "ее отца расстреляли, за то, что он вместе с крымскими татарами участвовал в антибольшевистском восстании" - вот оно чё... Вообщем - х с ней - невелика потеря...