Проблемы религии в современном мире

10 562

Религия – особая форма отношения человека к окружающему миру, в основе которой лежит вера в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, а также ритуалов, обрядов, культовых действий. Главными же религиями мира являются христианство, ислам, индуизм, буддизм.

Поскольку религия – это нравственная составляющая человеческого социума, она всегда играла важную роль в жизни общества. Правда, эта роль со временем могла меняться. Если в государствах Древнего мира и Средних веков религии принадлежала ведущая роль практически во всех сферах общества, то начиная по крайней мере с XVIII века и до середины минувшего столетия ее влияние стало уменьшаться. Это явление получило название «секуляризация».

Суть этого явления заключается в том, что научно-технический прогресс, а также экономические успехи снижают влияние религии как в целом на общество, так и на умы отдельных людей. Иначе говоря, в настоящее время религиозные доктрины и институты теряют свою привлекательность. Именно такой точки зрения долгое время придерживался создатель теории секуляризации современный американский теолог и социолог Питер Бергер.

Парадокс, правда, в том, что такая экономически развитая страна, как США, в течение второй половины XX века оставалась также и одной из самых религиозных. Естественно, этот факт ставил под сомнение фундаментальные основы теории секуляризации.

А тем временем, несмотря на теоретические изыскания социологов, с конца минувшего столетия произошли кардинальные изменения в отношении членов различных обществ к религии и вере. И проявилось это прежде всего в том, что религиозный фактор стал оказывать все большее влияние на политику и общественную жизнь. Особенно это стало хорошо заметно в возросшем авторитете ислама. Впрочем, активизировались и другие религии и конфессии. Этот процесс коснулся США, России, большинства католических стран, Израиля, Индии.

В результате всех этих изменений, происшедших в основном в течение последних двух десятилетий, на классическую теорию секуляризации обрушился шквал критики со стороны многих известных социологов, философов, историков. В конце концов, этого критического натиска не выдержал создатель секулярной теории – Питер Бергер. В своей статье, увидевшей свет в 1999 году, он заявил: «Предположение, что мир подвергся масштабной секуляризации, ошибочно. Более того, он так же религиозен, как и сто, и двести лет назад. И хотя модернизация в некоторых странах привела к секуляризации, тем не менее в ней скрыт и обратный эффект: подъем религиозности людей». Вот только некоторые примеры, доказывающие справедливость этого тезиса.

Например, та часть Африки, которая расположена южнее Сахары, сто лет назад являлась вотчиной этнических религий. Однако к началу нынешнего столетия все кардинально изменилось: теперь в южной части континента основной религией является христианство, а в северной – ислам. Причем благодаря именно этим изменениям многократно сократилось число последователей местных религиозных культов, в то время как существенно возросло количество христиан и мусульман.

Более того, исследования показали, что 59 % жителей Земли считают себя религиозными людьми. Среди наиболее религиозных стран оказались Армения, Румыния, Ирак, Перу, Бразилия и ряд других. В этих государствах число верующих колеблется от 85 до 95 %. Высокий процент верующих людей отмечен в Польше, Молдавии, Индии, Колумбии и т. д. А вот в США, Канаде, Австрии, Германии уровень религиозности очень низкий: от 10 до 15 %. Россияне же в вопросах веры находятся в середине: 55 % жителей России относят себя к верующим, 26 % – относят себя к неверующим, а 6 % – к убежденным атеистам. Кстати, среди наиболее религиозных стран много православных: Сербия, Македония, Грузия, Румыния и Молдавия. Причем именно в этих странах значительно возросла и религиозность.

Исследуя веру людей в разных странах, эксперты института Гэллапа также установили, что бедные страны более религиозны, чем богатые, а «образованные» менее религиозны, чем «необразованные». И такое объяснение, безусловно, имеет определенные основания.

Однако, кроме бедности и образованности населения, существенное влияние на уровень религиозности оказывает ситуация, когда религия выступает в роли фактора национальной идентификации, особенно при наличии политических и конфессиональных проблем. Иначе говоря, внутренние или межрегиональные конфликты приводят к росту религиозности. Этот процесс наблюдается, например, в Ираке, Пакистане, Македонии…

Кроме изменений численности верующих в различных конфессиях, в течение прошлого века и в первое десятилетие нынешнего в самой религии произошел ряд существенных изменений: в частности, появились новые религиозные движения. Кроме того, из тех символов, которые характерны для разных конфессий, люди стали «создавать» собственные, так называемые «лоскутные» религии. Существенным трансформациям подверглись также структурные и организационные принципы религиозных сообществ, формы их деятельности.

Самое же значительное изменение, которое произошло в религиозной сфере, – возникновение многочисленных независимых церквей. Причем каждая из них по-своему уникальна. Поэтому и выяснить историю происхождения этих церквей практически невозможно. В этом процессе важную роль могли сыграть и национальные особенности, и языковые, и культурные.

Важным моментом в современном мире является отношение представителей одной веры к людям другой. Это явление, называемое веротерпимостью, имеет долгую и весьма противоречивую историю. Так, правившие в Испании арабы довольно терпимо относились к христианам и иудеям. В то же время европейцы строили гетто для иноверцев.

Султан Саладин, правивший в XII веке Египтом и Сирией, после завоевания Иерусалима проявил к христианам намного больше милосердия, чем христиане к сарацинам в подобной ситуации.

И сегодня фундаменталисты демонстрируют крайнюю нетерпимость к ценностям других религий.

Чтобы воспрепятствовать неуважению к другим верованиям, во многих государствах приняты законы о религиозной терпимости. Например, первая поправка к конституции Соединенных Штатов Америки, 4-я статья основного закона Германии и т. д. Кроме того, в ряде стран существуют законы, запрещающие дискриминацию по религиозным мотивам. В частности, первая статья конституции Франции, 40-я статья конституции Египта и т. д. Защищают право на свободу вероисповедания и законодательные акты ООН: в частности, 18-я статья Всеобщей декларации прав человека. А ее 2-я статья запрещает дискриминацию на религиозной почве.

В то же время в ряде стран существуют законы о богохульстве, запрещающие диффамацию религиозной веры, которые нередко являются скрытым способом оправдать религиозную нетерпимость. Причем наказания по этим статьям весьма суровы. Так, в Пакистане богохульство в отношении Корана наказывается либо пожизненным заключением, либо смертью. Отречение от своей предыдущей религии в ряде стран тоже является уголовно наказуемым преступлением. Например, в Малайзии за обращение мусульман в христианство полагается смертная казнь.

Особенно широкое распространение получила нетерпимость в таких странах, как Северная Корея, Саудовская Аравия и Афганистан, а также в Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.

Крайне консервативной формой нетерпимости не только к другой вере, но и к процессам глобализации и секуляризации является религиозный фундаментализм. Основную свою задачу это течение видит в возвращении религии к господствующей роли в обществе. Центральными положениями религиозного фундаментализма являются требования неукоснительного следования предписаниям, содержащимся в священных книгах, запрет на критику этих текстов или их либеральное толкование.

Принято думать, что религиозный фундаментализм присущ в основном исламу. Но это далеко не так. Существует фундаментализм и католический, и православный, и иудейский, и индуистский. Причем в каждом из них имеется ортодоксальное направление, представители которого могут применить крайние меры к отступникам. Например, в исламе отдельные группы фундаменталистов даже используют террор в отношении традиционных государственных институтов.

Таким образом, религия в современном мире выработала многообразные формы влияния на людей, а также поставила перед собой весьма масштабные цели. Это требует серьезной переоценки ее роли в обществе и соответствующего отношения к ней. Иначе говоря, нахождения нового баланса между светским и религиозным мышлением, чтобы создать более гармоничное общество.

«100 великих угроз цивилизации», Анатолий Сергеевич Бернацкий, 2014г.

Только Бог с Россией будет всегда. Три задачи эры Путина

В России принято персонифицировать, переживаемые страной исторические периоды, связывая их с именами верховный правителей державы. Когда связывать не с кем, период называется Смутой.Пос...

Две затрещины

В воскресенье в социальной сети Telegram появились видеокадры 32-летнего Оскара Дженкинса со связанными руками, которому выписывает смачную затрещину русский солдат, а в понедельник в австралийское ми...

Обсудить
  • Так в чём проблема то религии в современности?
  • Аффтар, тема не раскрыта, садись, два..))
  • Разумным религии не присущи!!! Все регигии на планете были созданы и внедрены около 5,5 тыс лет назад. Единственной целью религий является управление толпой . Религии на планете отличаются чуток друг от друга - просто учитывают менталитет толпы, для которой они предназначались. Например: религия в России нагло позаимствовала всё и вся у православных славян. Православие - это образ жизни по конам природы и по заветам предков. Выродки в сутанах даже понятие " православный" в 1943 году украли у славян - во всём мире правоверное ортодоксальное христианство! Русские людям посредники для общения с космосом и предками не нужны!!!
  • Я не согласен с определением религии, которое акцентирует веру в сверхестественное как главный признак. Марксизм - это тоже религия, хотя здесь нет этого признака. Зато есть иррациональная вера в равенство людей, которого на самом деле нет. Также и вера в социализм и коммунизм совершенно иррациональна, ибо построена на основе ошибочного постулата о равенстве людей. И марксизм следует признать одной из главных религий современного мира, ибо его влияние ощущается очень сильно даже в тех странах, в которых не было власти коммунистов. Но социал-демократы - это тоже марксисты, и они пришли к власти во многих странах и проводят там марксистские реформы. Вообще есть религии массовые и не такие массовые, напр, у уголовников тоже есть своя религия. Может быть и индивидуальная религия у одного человека. Вообще нет ни одного человека в мире без религии. Даже атеизм - это тоже религия. Поэтому религию можно определить как систему ценностей. Если определённую систему ценностей разделяет большое число людей, то такая религия является массовой. Но система ценностей может быть ложной и вести не к совершенствованию и счастью человека, а к его вырождению и гибели. Это должно быть важным критерием того, хорошая или плохая данная конкретная религия. Если религия способствует развитию продуктивности, самостоятельности, спонтанности, любви к ближнему, то это хорошая религия. В противном случае - это плохая религия. Примерно так рассуждал Эрих Фромм в своей замечательной книге "Психоанализ и религия". Жаль, что большинство людей совершенно не знакомы с этой книгой.
  • “религия – это нравственная составляющая человеческого социума“ :smile: :smile: :smile: Глупое или сознательно подлое утверждение. В человеческом обществе религии должны быть уничтожены и запрещены, вместе с атеизмом (тоже религия).